На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

Конкурс им. Д. Ойстраха прошел, а «осадок» остался!


(Материал печатается с сохранением стиля, орфографии и пунктуации оригинала.)

Откликаясь на статью Марии Гудымы (Карины Раух) в еврейской газете "Тиква" от 29 марта 2006 года, в которой она говорит о конкурсе и об Одесской консерватории, мы не можем не сказать: "Ой, что ви говорите!?". Так говорят одесситы, и мы не будем менять их традиционное выражение. И мы тоже будем говорить о Втором международном конкурсе (а не о "фестивале", как пишет пребывающая "без понятия" о конкурсах и фестивалях М. Гудыма) скрипачей имени Д. Ойстраха.
Вначале — о глобальном заглавии статьи: "Азиаты лидируют, россияне спонсируют, одесситы подают надежды…". Оно подтверждается (с некоторым изменением) далее: "Да, лидируют азиаты, спонсируют россияне, подают надежды украинцы — таков расклад на сегодняшний день". Если иметь немного сообразительности, знаний, образования и чуть-чуть — одесского патриотизма, то можно сообразить, что лидирует "опять таки, — да" одесская школа скрипачей проф. Столярского. Однако, это скрыто под "мраком" информации (вернее — ее отсутствия или "наличия отсутствия") от дирекции конкурса, главой которой является Генеральный директор конкурса, заслуженный деятель искусств Игорь Курилив. А может он и прав: так и надо работать в Одессе, "замершей в ужасе" перед пришельцами из Киева, неизвестно откуда доставшими деньги, поставившими ни во что все скрипичные школы Украины и исключившими (по какому суду или следствию?) Одесскую музыкальную академию им. А.В.Неждановой, в которой учился И.Ойстрах, от участия в организации конкурса.
Начнем с того, что и в буклете конкурса и во всех мероприятиях конкурса ни разу не были опубликованы школы, то есть преподаватели учеников, которые участвовали или победили: азиатская ли, русская или одесская (украинская). А ведь раньше принято было называть имя ученика и учителя — его школу. Читаем высказывание Столярского в книге "Петр Соломонович Столярский": "В 1937 году после всемирного конкурса скрипачей имени Изаи в Брюсселе, где победителями оказались советские юные скрипачи, все лучшие премии были присвоены моим ученикам — Давиду Ойстраху, Мише Фихтенгольцу, Лизе Гилельс, Бусе Гольдштейну, Марине Козолуповой". А чьи ученики сейчас завоевали первые места на Втором конкурсе скрипачей им. Д.Ойстраха? Чья школа? Тишина. Никто не признался.
Одесситы всё знают и говорят (может и преувеличивают), что все первые места взяли ученики председателя жюри конкурса Захара Брона. Прежде всего, надо учесть истоки школы Захара Брона, который (как говорится в буклете обсуждаемого конкурса): "Учиться игре на скрипке начал в музыкальной школе им. Столярского в Одессе, продолжил образование в академии музыки им. Гнесиных в классе Б.Гольдштейна. Завершил образование в Московской консерватории у Игоря Ойстраха, став позже его ассистентом". Если это правда, то следует сделать вывод, что сегодня победила школа Захара Брона, воспитанника одесской скрипичной школы. То есть, победила все равно одесская скрипичная школа. Другой в конкурсе нет. Или — она не объявлена никем. Кто ее знает — пусть одесситам назовет. Дирекция конкурса находится в глубоком молчании. И мы тоже больше ничего не скажем. Как говорят китайские мудрецы: "Кто говорит — не знает, кто знает — не говорит". Или, как в том анекдоте, в котором дед говорит любопытному внуку: "Да, внучек, есть что вспомнить, да рассказывать нельзя!".
Теперь по поводу "осадка". В который раз "лягает" Одесскую музыкальную академию Марина Гудыма — без ведома академии и раввина еврейской церкви — "духовного пастыря" газеты "Тиква", который не подозревает в ней случайного человека в музыке, в журналистике и в религиозной (я долго искал это слово) жизни.
Марина Гудыма скорбит, "что скрипичная школа Одесской музыкальной академии не приподнесла сюрпризов на конкурсе". Доводим до сведения М. Гудымы и одесской общественности, что Одесская музыкальная академия даже после окончания конкурса не получила ни извещения о нем, ни условий конкурса. Что, — красиво?… За пять дней до конкурса ректору и четырем членам скрипичной кафедры были в приемную ректората "инкогнито" принесены приглашения на открытие конкурса. Ясно? Неужели одесситам далее трудно сделать выводы?
Кроме того, Одесская музыкальная академия (консерватория), которая, после личного обращению Игоря Ойстраха по телефону к ректору Соколу А.В. стала базой Первого конкурса им. Д.Ойстраха, по непонятным причинам была полностью отстранена от организации конкурса. И это, несмотря на то, что Д.Ойстрах, именем которого назван конкурс, в 1926 году окончил у Столярского Одесскую консерваторию (тогда — Одесский музыкально-драматический институт). Цитата из автобиографии Столярского: "в 1930 году на первом всеукраинском конкурсе в городе Харькове …первую премию… получил Давид Ойстрах", "в 1935 году на втором всесоюзном в городе Ленинграде первую премию получил Ойстрах". Мы не хотим сказать, что школа имени Столярского, открытая в 1933 году, не имеет отношения к гению Д.Ойстраха и П.Столярского. Но мы хотим также, чтобы слухи о том, что Д.Ойстрах не учился в консерватории и не имеет к ней никакого отношения, "не подтвердились"… В русле такого, отрицающего причастность консерватории, "хода мыслей" могут рассуждать только люди, чуждые нашему городу и не интересующиеся его историей и славой.
Далее М.Гудыма пишет полную чушь о том, "что Министерство образования" рекомендует музыкальным вузам покончить с "порочной" практикой "готовить рефераты, чтобы стать магистрами". Доводим до сведения общественности, что именно Министерство образования и науки, а вслед за ним и Министерство культуры и туризма стало автором Приказа приеме и выпуске бакалавров и магистров в ОГМА и других музыкальных вузах Украины, а не ректор музыкальной академии. И конкурс на места "магистров" в академии — два с половиной человека на место. И "руководство" академии, и студенты (510 "за". "против" 3), и педагоги (290 "за", "против" — 4) приветствуют эту прогрессивную, перспективную и выгодную в профессиональном и материальном плане международную политику нашей страны. А "рефераты" — были в учебных планах выпускников консерватории всегда, — задолго до того, как Сокол А.В. стал ректором ("сличайте", Марина — Карина, "сличайте").
Пренебрежительное отношение к Одесской консерватории сказывается в выражении М.Гудымы: "в этом некогда славном учебном заведении". Можем уверенно сказать М.Гудыме, ее вдохновителям и, как говорят "иже с ними" (их четверо в консерватории и пятый находится вне ее), что Одесская консерватория "славна" не "некогда", а славна "навсегда", даже если нечто "вознесет" ее на небеса или она буден перенесена в другое место.
Мы искренне завидуем газете "Тиква", которая может, учитывая фактор "свободы слова", печатать наряду с достоверной и позитивной информацией, — негативную и недостоверную. Причем, — без мнения другой, — "пашущей" и работающей, а не только "пишушей" дребедень стороны. Негативную сторону информации мы не связываем напрямую с "Тиквой". Однако мы, вместе с тем, не понимаем, как туда попала М.Гудыма, весьма прославившая себя в газете "Одесский вестник", не имеющая никакого отношения ни к магистрам, ни к конкурсам. Ни к "славному учебному заведению", славу которого она и на сей раз пыталась опорочить "не имея о нем никакого понятия".
Все же мы и далее будем утверждать своей деятельностью, что наше музыкальное учебное заведение с любовью относится и к азиатам, и к русским, и к одесситам и к украинцам, и к вам, уважаемые представители "Тиквы", у которых мы ищем понимания и поддержки, и — ничего другого.

С уважением, Ректор ОГМА, доктор искусствоведения, профессор, член-корр. Академии искусств Украины,
академик АН ВШ Украины, заслуженный деятель искусств Украины, Председатель Одесской организации Союза композиторов Украины

Александр Викторович Сокол.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.