На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПЕРВЫЕ ПОМОЩНИКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА


В "Тиква"-"Ор Самеах" № 509 (5 апреля с. г.) мы говорили о первых помощниках Леонида Осиповича Утесова — Якове Борисовиче Скоморовском и Николае Григорьевиче Минхе. Нынешний рассказ — об Аркадии Ильиче Островском.

"Песни Аркадия Островского будут жить всегда, пока люди не разучатся петь".
Леонид Утесов.

Имя Аркадия Ильича Островского занимает достойное место в ряду замечательных мастеров советской песни. Внешне Аркадий Островский казался застенчивым и робким, но стоило ему сесть за рояль, как от робости не оставалось и следа. Рояль становился его вторым голосом, который помогал вспоминать и рассказывать о том или ином времени. Аркадий Ильич почти не отрывал глаз от собеседника, а руки
его продолжали скользить по клавиатуре, извлекая мелодию, соответствующую рассказу. Сидеть за роялем, казалось, было его естественным состоянием — он подолгу разыгрывал гаммы, любил играть джазовые композиции, фортепианную классику, но главное — импровизировал…
Аркадий Ильич Островский родился в Сызрани 25 февраля 1914 года в семье мастера музыкальных инструментов. С семи лет мальчик посещал частные уроки игры на фортепиано.
В 1927-м семья переехала в Ленинград. Аркадий занимается частным образом у пианиста и теоретика Ивана Михайловича Белоземцева, поступает в Центральный музыкальный техникум. Из этого учебного заведения вышли Георгий Свиридов и Василий Соловьев-Седой. Учащийся техникума Аркадий Островский совмещает учебу с работой в кинотеатре в качестве пианиста-иллюстратора.
В 1930-е годы Аркадий Островский успешно сотрудничает в разных ансамблях, концертных бригадах, разъезжая по стране.
Попасть в джаз Утесова перед войной, после выхода кинофильма "Веселые ребята", было чудом. История устройства Островского к Утесову, обрастая подробностями при многократных рассказах, стала легендой. Он оказался случайно в одном купе с директором джаза Утесова Л.П. Рахлиным (было это 5 мая 1940 г.). Аркадий Ильич всю дорогу играл ему на аккордеоне, Рахлин взял адрес и телефон исполнителя, а потом позвонил и вызвал на репетицию к Леониду Утесову, после чего Островский был зачислен в коллектив. "Совсем юным он пришел в наш оркестр пианистом и аккордеонистом, — вспоминал Л.О. Утесов. — С первых же дней меня восхищали его необыкновенная музыкальность, гармоническая изобретательность и неистощимая фантазия в сопровождении как моего исполнения, так и других певцов нашего оркестра. В этом чувствовалась способность быть самостоятельным в творчестве".
Аркадий Ильич Островский попал в среду высококвалифицированных музыкантов. На первых порах "новичку" поручили оркестровать несколько пьес. Со временем эта работа стала для него постоянной,
он инструментовал сочинения многих советских композиторов. Джаз Леонида Утесова имел свое творческое лицо, свою специфику, пропагандируя советскую песню.
В годы войны оркестр Утесова выступает на передовой. Аркадий Ильич Островский пишет свою первую песню.
Событием стала для него покупка нового аккордеона при поддержке оркестровой кассы взаимопомощи. Несколько строк из фронтового письма Аркадия Островского: "Я приобрел аккордеон большой ценности и важности. На фронте он просто необходим. Мы же не возим с собой роялей. Аккордеон совершенно новый, выпущен в начале 1942 года итальянской фирмой "Сеттимо Сопрани" — это лучшая фирма в мире (на то время, — Б. Ш.). Лучше его и новее по конструкции нет во всем Советском Союзе".
10 мая 1942 года, г. Хабаровск. Из приказа по Дальневосточному фронту: "Отмечая большую работу, проведенную коллективом Государственного джаз-оркестра под художественным руководством и участием Леонида Утесова по культурно-художественному обслуживанию частей Дальневосточного фронта, объявить благодарность артисту А.И. Островскому".
Уйти от Утесова было совсем не просто, не навлечь на себя его гнев — невозможно. Но однажды Аркадий Островский пришел и сказал: "Батя, мне очень нравится писать музыку. В том, что я стал это делать, виноваты Вы. А раз виноваты — то и пострадайте. Я ухожу из оркестра, чтобы ничто не мешало мне заниматься любимым делом".
В 1947 году А.И. Островский ушел из оркестра Утесова, целиком посвятив себя композиторскому творчеству.
Лишь тридцать с лишним лет спустя Леонид Осипович скажет: "Аркадий Ильич Островский стал профессиональным композитором. А мы лишились отличного пианиста. Вот так всегда: укажешь человеку путь и на этом пострадаешь. Но в данном случае — мне не жалко, я подарил его всем.
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
— поется в одной из лучших его песен".
Но тогда, в 1947-м, ни о каком "подарил" не могло быть и речи — Утесов рвал и метал.
После переезда оркестра Утесова из Ленинграда в Москву его директор неоднократно предлагал Аркадию Ильичу вернуться в родной оркестр.
В 1948 году Аркадий Ильич сочинил к 30-летию комсомола песню "Комсомольцы — беспокойные сердца" (на слова Льва Ошанина). Песня стала всенародно любимой, а ее автора принимают в Союз композиторов, где он имеет возможность общаться с признанными мастерами советской песни — В. Захаровым, И. Дунаевским, В. Новиковым и др.
После войны, когда во всех странах развернулось движение в защиту мира и демократии, начали проводиться международные фестивали демократической молодежи и студентов, и постоянным их участником был А.И. Островский. В 1955 году на фестивале в Варшаве две песни Аркадия Ильича Островского — "Друг дорогой" и "Уличная фестивальная" (обе на слова Льва Ошанина) — получили третью премию, бронзовую медаль и диплом. В 1957 году на форуме в Вене песня "Хороша ты, Вена" была удостоена Международной премии второй степени и медали.
Евгений Федорович Светланов отмечал: "А.И. Остров-скому удалось оставить такое творческое наследие, которому мог бы позавидовать любой композитор. Дело заключается не в количестве, а в содержании продукции. На каждой песне Островского мог бы стоять "знак качества". Его песни повседневно звучат в нашей жизни — это и есть лучшая награда их создателю!".
50-летие Аркадия Ильича Островского триумфально отмечали в Колонном зале и в переполненном Доме композиторов. Леонид Осипович Утесов публично гордился, что это
он воспитал Островского, что именно из его оркестра вышел такой замечательный, талантливый композитор.
Последняя песня, написанная Островским, "Время" (1967 г.), стала, по сути, реквиемом. Поэт Лев Ошанин дописал слова:

Двадцать лет пройдет,
Сорок лет пройдет,
Время все быстрей
Движется вперед…

Песни Аркадия Ильича Островского остались с людьми. Продолжает жить его музыка — музыка композитора, который сумел выразить в своих сочинениях дух времени, воплотить его в мелодиях, вот уже много десятилетий не перестающих волновать нас.

Борис ШЕСТОПАЛ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.