На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

ПОХВАЛА И ПООЩРЕНИЕ

Два самых мощных средства воспитания детей из родительского арсенала - это похвала и поощрение. Раби Хаим Мордехай Кац говорил, что выражение понимания и высокой оценки помогают человеку осознать свою внутреннюю ценность и побуждают его максимально использовать свои возможности для достижения лучших целей (цит. по кн. Раби Зелига Плискина "Люби ближнего", 1977, с. 374). Ободрение, похвала и понимание проявляют в ребенке лучшее, вселяя в него чувство уверенности и доверия.

Обучение с помощью похвалы и поощрения

Дети испытывают внутреннюю потребность в любви и одобрении. Желание делать нам приятное для них естественно, потому что это приносит им, в свою очередь, выражение нашей любви и похвалу. Поэтому важно дать детям знать, что именно нас радует, не забывать их похвалить и поощрить их хорошее поведение. Детям нужно говорить нечто такое:
"Ты для всех нас приготовил завтрак. Это просто замечательно".
"Хорошо, что ты пошел сегодня спать вовремя".
"Я уже могу положиться на тебя, ты можешь присмотреть за своей младшей сестрой, когда я отдыхаю".
Особенно ценна похвала в присутствии другого важного человека. К примеру, мама может сказать вечером папе при ребенке: "Папа, я хочу, чтобы ты знал, что Ави сегодня сам оделся как большой мальчик".
И можно еще усилить эффект этой похвалы, если утром сказать: "Когда папа придет домой, я ему расскажу, как ты сегодня хорошо одевался".
Чтобы обращать внимание на примерное поведение ребенка, требуется некое усилие. Гораздо легче заметить, когда дети нас расстраивают. Они могут тихо играть в своей комнате, - а мы на это не обращаем внимания. Но если они начинают шуметь, мы идем и просим их вести себя потише. Намного труднее вспомнить и зайти к ним, чтобы похвалить за хорошее поведение, когда они играют тихо и мирно.
Старайтесь быть внимательными к улучшению детского поведения и комментируйте это:
"Мне почти не приходилось напоминать тебе в эту неделю, что нужно аккуратно весить твой пиджак".
"Я заметил, что ты уже не так часто забываешь отнести свою тарелку в раковину".
"Ты уже стал лучше вести себя за столом".
Иногда нелишне создать ситуацию для похвалы.
Мать (за завтраком): Ну, посмотрим, Арон, как ты сумеешь аккуратно налить в этот раз молоко и ни капли не пролить.
(Арон наливает аккуратно и не проливает.)
Мать: Ты действительно осторожно наливал. Ничего не пролилось.
Поощряйте детей и за их усилия.
Это требует практики. Если родители не ищут возможности похвалить детей, те станут безразличными. Но когда привычка отмечать успехи уже возникла, она может привести к большим изменениям в детях и в атмосфере в доме в целом.

Как хвалить?
Чтобы достичь наибольшего эффекта, похвала должна быть конкретной, соразмерной и объективной.

КОНКРЕТНОСТЬ

Когда вы хвалите, опишите поведение, которое вам нравится. Избегайте глобальных похвал вроде "Ты чудесный мальчик" или "Ты очень хорошая девочка". Задача похвалы - дать понять, какие именно аспекты поведения мы ценим. Это значит, сосредоточиться на том, что конкретно ребенок делает. Если дается общая похвала, у ребенка может возникнуть впечатление, что вся его ценность измеряется его действиями и их оценкой; или что ваша любовь к нему зависит от его поведения. А похвала за конкретный вид поведения предотвратит возникновение такого неверного представления.

ИЗБЕГАЙТЕ ИЗЛИШНИХ И НЕСОРАЗМЕРНЫХ ПОХВАЛ

Хотя детей полезно часто хвалить и высоко ценить, однако преувеличенные или слишком частые похвалы вызывают обратный эффект. Они могут привести к зависимости ребенка от похвал и оценок. Все дело в том, что для того чтобы сохранять уверенность в себе, нужно научить ребенка ценить самого себя, а не всецело полагаться на чужую оценку.
Кроме того, излишнюю или преувеличенную похвалу может отвергнуть и сам ребенок, который чувствует, что не заслужил ее (потому что вчера, например, стукнул свою сестру, и значит, он не образец совершенства).

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

Важно, чтобы наша похвала повышала ценность хорошего поведения детей, а не просто отражала наше личное удовольствие. К примеру, если вы помогаете ребенку убрать его игрушки, вы можете сказать: "Комната хорошо выглядит, когда все игрушки убраны" или "Разве не приятно, когда все на месте? Так можно найти все, что ищешь". Наша задача - приучить детей быть сознательно и объективно хорошими, а не просто радующими других людей.
Конечная цель воспитания состоит в том, чтобы ребенок стал зрелым человеком, чьим единственным желанием является исполнение воли Б-га. Имея это в виду, родители могут начать поощрять более абстрактные ценности, такие, как мицвот (исполнение заповедей) и хорошие качества характера.
"Ты сделал настоящую мицву, когда помог этой женщине с покупками".
"Ты показал, что по-настоящему умеешь держать себя в руках, когда не ударил в ответ свою сестру".
Этот тип похвалы отражен в обычае признавать хорошие дела благословением яшер кохаха ("больше сил тебе") (Шмот раба, 20:10).

Поощрение достижений

Поощрение вызывает у детей чувство собственного достоинства и энтузиазм, необходимые для развития новых умений.
И когда мы поощряем наших детей, хорошо бы иметь в виду, что главным для нас во всех делах должен быть не сиюминутный успех, а воспитание у детей чувства уверенности в себе.
Вот некоторые действия, необходимые для поощрения у детей стремления к совершенству.
1. Помогайте им. Когда родители обучают детей чему-то новому, то должны показать, как это делается, объясняя все этапы. Но когда ребенок поймет весь процесс, нужно немного отстраниться и дать ему возможность поработать самому. В то же время мы должны быть готовы предложить ему помощь, когда это понадобится.
Когда у ребенка возникают трудности, родители часто подбадривают его: "Продолжай, ты можешь с этим справиться. Это не так трудно". Хотя это и помогает, иногда лучше действует на ребенка, если мы сначала выразим свое сочувствие: "Для тебя это непросто" или "Я вижу, что тебе нелегко". Так ребенка подбадривают, чтобы он продолжал стараться. Можно также напомнить ему: "Коль гатхалот кадгот" ("Все начала трудны") (Мехильта шмот, 19:5).
Обычно нужно совсем немного, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности. Например, сказать: "Если ты возьмешь носок по-другому, тебе будет легче".
2. Выражайте доверие. Поощрение может быть просто выражением доверия суждениям ребенка. Позвольте детям присоединиться к обсуждению чего-то в семье и похвалите их за хорошие идеи, которые они предлагают.
Постарайтесь избегать лишних замечаний, когда дети работают или играют: "Смотри, упадешь!", "Будь осторожен, это может сломаться!". Даже если ребенка необходимо предупредить, это следует делать тактично, например: "Лучше не наливать в чашку так много".
3. Критикуйте конструктивно. Помогая детям, не указывайте только на то, что неправильно. Предлагайте какие-то альтернативы. Когда ребенок плохо написал домашнее задание по арифметике, скажите: "Если ты будешь писать примеры более ясно, их будет легче читать", а не "Это невозможно прочесть!". Или укажите на более разборчиво написанный пример и скажите: "Вот на это приятно посмотреть. Может быть, ты перепишешь так же чисто и другие примеры?".
4. Избегайте сравнений и соревнований. Дайте каждому ребенку занять собственное место, не сравнивая его с другими.
5. Поощряйте похвалой. Возьмите за правило время от времени находить в детской работе что-то положительное и говорить об этом. К примеру:
"Это красиво написано".
"Какие милые цвета на этой картинке!"

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.