На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

101 ВОПРОС ОБ ОДЕССЕ

ВОПРОС № 59: КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЛО РУКОДЕЛИЕ В ВОСПИТАНИИ ОДЕССИТОК?


Рукоделие - один из профилирующих предметов в системе женского образования в России в целом, начиная от Смольного и Екатерининского институтов в столице и до Кушниковского в Керчи, и института благородных девиц в Одессе. В менее просвещенное время нерадивые рукодельницы подвергались даже телесным наказаниям.
Вот мемуарный репортаж из местного института благородных девиц времен герцога де Ришелье. Институтка Анастасия Дмитриевна Ризо рассказывает о том, как строгая директриса Майе приказала ей: "Ризо-Филипеско, неотесанный брильянт, вышей мне дворец графини Потоцкой", - "У меня узора нет", - "Вышей - приказываю". Соученицы расплакались: "Ах, бедная Настенька, Майе будет бить ее". Настя ночью нарисовала на бумаге узор, а утром получила от директрисы лоскут белого крепа и вышила en petit point шелками. Майе осмотрела работу и: "Ну, славно, брильянт неотесанный, - дам конфет".
Дворец графини Потоцкой - в те годы одно из самых приметных строений в городе, а потому, конечно, его классический фасад был памятен воспитанницам, происходящим преимущественно из аристократических или, по крайней мере, состоятельных семейств. Воссоздать вышивку Насти Ризо довольно легко. Пройдите по улице Конной до Софиевской к зеленому с белыми пилястрами фасаду ювелирной фабрики, и если исключить небольшие боковые пристройки, вы увидите лицо дворца Потоцкой практически в первозданном виде. Только не перепутайте с Художественным музеем, ибо это как раз дворец Нарышкиных, построенный значительно позднее, в эпоху Воронцова.
Ни одна, даже самая выдающаяся воспитанница никогда бы не оказалась в числе первых учениц, если бы показала себя неумехой в рукоделии. Так было не только в благородных пансионах, но и в женских гимназиях. Речь об этом - в массе опубликованных женских мемуаров XIX столетия. Образцы такого рукоделия регулярно экспонировались на всех одесских выставках, начиная с самой первой, 1837 года, приуроченной к визиту императорской четы и проходившей в огромном доме Крамарева, на месте которого впоследствии вырос "Пассаж". Лучшие работы ретроспективного рукоделия (скажем, "картины, шитые шерстью" или "ящик из кораллов") получали специальные премии и медали, на уровне промышленных.
На одесской художественно-промышленной выставке 1910-1911 годов образцы так называемого домашнего рукоделия выставлялись в специальном "Кустарном отделе". Тогда одесситы экспонировали: русские кружева - Е.И. Киво и М.Ф. Тихомирова, суконные и полотняные атрибуты для вышивания - М.К. Тарадаш, модели малорусских хат - И.С. Байер, художественные рисунки на стекле - Н.А. Критская и др. Самое занимательное, что свои многочисленные рукоделия представили даже... арестанты одесской тюрьмы.
В программе Одесского института благородных девиц - 18 предметов, в том числе: рисование, музыка, пение церковное и итальянское, танцы, гимнастические упражнения, рукоделие, приготовление кушаний на образцовой кухне. Рукоделию уделялось первостепенное внимание не только в государственных и частных женских гимназиях, но даже в коммерческих училищах. Так, в одесском женском коммерческом училище 1-го разряда Е.А. Бухтеевой число учебных часов, отведенных на рукоделие, соответствует числу часов, отведенных на географию, историю, английский язык и даже на Закон Б-жий.
В программе Женского коммерческого училища министерства торговли и промышленности, учрежденном Южнорусским немецким обществом в Одессе, курс рукоделия занимал столько же времени, сколько и курс математики! Это вам не "Домоводство" времен застоя и полного отстоя.
Полный курс рукоделия включал следующие разделы. Шитье ручное: штопка и починка. Вязание ручное. Работы из бумаги и картона. Всевозможные "изящные работы", как то: выделывание искусственных цветов, абажуров, виньеток и т. п. Вышивание ручное: гладью, гарусом, суташем, шелком, русскими и малорусскими швами. Выпиливанье. Плетение кружев. Рисование на дереве и атласе. Живопись на фарфоре. Шитье машинное - после появления машинок "Зингер", то есть ближе к концу 1860-х и началу 1870-х годов. Вязание машинное. Вышивание машинное. Тогда же механическая швейная машинка стала лучшим подарком в зажиточных семействах, орудием труда и объектом вожделения - в малообеспеченных. В "Новороссийском календаре", изданном в 1860 году, находим следующую информацию на странице 392: "Мастерица всех женских рукоделий: Ващенко, Канатная, дом Башинского".
В конце 1880-х - начале 1890-х появилась настоятельная необходимость устройства специальных женских учебных заведений - общеобразовательных, но с явным уклоном в рукоделие. В Одессе такое заведение открыла представительница старинной греческой фамилии Софья Федоровна Спиро. Вот ее лаконичный манифест: "Потребность для женщин знания наиболее необходимых ремесел и рукоделий, как в семейном обиходе, так и в жизни отдельных личностей, живо сознается всеми, и в последнее время все более и более увеличивается. Долго было бы перечислять все те истинно благородные последствия, с которыми связано приобретение таких знаний, - достаточно и того, что знание всякого ремесла ставит женщину в меньшую зависимость от различных мастериц, значительно уменьшает расходы, дает возможность с пользою употреблять большую часть времени, теряемую часто многими из нас совершенно непроизводительно и праздно, и, наконец, в случае крайности, всегда дает честный и верный кусок хлеба. Ввиду изложенного я решилась открыть женское учебное заведение, которое должно дать девицам кроме достаточного умственного развития сравнительно обширное знание ремесел и рукоделия".
Помимо перечисленных разделов рукоделия в училище С.Ф. Спиро преподавались: шитье тонкого белья, мужского, женского и столового; кройка и шитье дамских и детских платьев; изготовление шляп и дамских головных уборов; стирка и глаженье кружев и тонких вещей; шмуклерское мастерство (то есть изготовление бахромы, кистей, плотных оборок, аксельбантов); поварское искусство; переплетение книг.
Кустарное рукоделие - как эксклюзивное и часто более дешевое, нежели промышленные изделия, - пользовалось изрядным спросом. В хрестоматийном 1913 году рукодельные товары реализовывались в тринадцати магазинах "Кружева и вышивки", в трех магазинах "Ручной труд" (здесь же продавались и принадлежности для этого самого труда), в восьми салонах "Дамское рукоделие", десятках галантерейных. Исторически сложилось так, что специализированные рукодельческие заведения тяготели к улице Екатерининской, на которой базировалось и множество портняжных мастерских.
Другой раз бережно взвешиваешь на ладони изящнейший дамский кошелек, ручной работы очечник, антикварный футляр для драгоценностей, затейливую фотографическую рамочку, вышитый рушник, восхищаешься исходящему от них теплу, печалишься, что адекватная штучность и подлинная эксклюзивность в самом деле канули в лету.

Олег ГУБАРЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.