На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПсихологиЧеский ликбез от ЧервЯЧка-мозгокопателЯ

Лекция четырнадцатая: виды общения


Чем больше говорю с людьми, тем больше убеждаюсь в том, что об общении ваш подвид знает ничтожно мало. Чем еще, как не скудостью знаний, можно объяснить то, что сотрудники газеты обзывают меня "ничтожным ползучим", "недокормленной гадюкой" "членистоногим Фрейдом" (еще один показатель вопиющей безграмотности — я не отношусь к отряду членистоногих)? Исходя из всего вышесказанного, я делаю вывод: сколько ни делись с людьми знаниями, переизбытка оных (знаний) все равно не дождешься. А потому безбоязненно продолжаю делиться. Подставляйте ладошки, дорогие мои читатели. Подставляйте-подставляйте — мне не жалко! Тем более что информацией делиться гораздо приятнее, чем, к примеру, яблоками, ибо последние приходится отдавать, а первая остается при тебе даже после деления.

Общение — понятие весьма и весьма обширное, что и затрудняет его изучение. Сами судите — то, что истинно для общения дружеского, неформального, не является таковым для деловой беседы. То, что характерно для длительной коммуникации, отсутствует при кратковременном общении. Как же, скажите на милость, выявить какие-либо закономерности в подобной сумбурности? Вот и решили психологи данное понятие разделить и изучать по частям, чтобы и себе, и другим жизнь облегчить. Правда, при этом они придумали несколько классификаций общения.
Не будь я червячком-мозгокопателем, я и сам бы в этих классификациях запутался. Еще бы! Кто-то за основу берет контингент участников общения, кто-то — продолжительность общения, а кто-то — желательность или нежелательность его. И это еще не все… Разобраться во всем этом трудно, но возможно. Начнем?
Итак, в зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение. Чтобы было понятнее, давайте представим себе обыкновенный класс, к примеру, 3-Б. Представили? А теперь представим учащегося этого самого 3-Б Николая Сидорова. Он сидит за одной партой с Антоном Петровым, любит играть в морской бой с Петей Ковальченко, домой возвращается с Сашей Васильченко, а еще он не любит Свету Полякову, потому что она носит две косички и не уважает Мишу Анопченко, потому что он в прошлом году наябедничал, когда заметил, что она скатывает домашку по математике у соседа. В то же время и Свете Поляковой, и Мише Анопченко все равно, что думает о них Коля Сидоров, Петрову нравится с Сидоровым сидеть, потому что тот подсказывает, Саша Васильченко считает Колю своим другом, а Петя Ковальченко совсем недавно пришел в этот класс и мечтает подружиться. Все это и называется межличностным общением.
Но стоит прозвенеть звонку, как в класс войдет Мария Петровна, и общение из межличностного превратится в лично-групповое. Это общение, в котором один участник — личность, другой — коллектив. В нашем случае первым участником (личностью) будет Мария Петровна, а вторым (коллективом) — весь 3-Б, вместе с Анопченко, Сидоровым, Поляковой, Васильченко и даже новеньким Петей Ковальченко.
Правда, школьная жизнь того же 3-Б не ограничивается аудиторией, в которой проходят занятия. В актовом зале директор то и дело собирает всю параллель вместе с упомянутым 3-Б. Причины таких собраний разные: то просят не прогуливать уроки, то требуют подтянуть успеваемость, то организовывают концерт в честь окончания четверти, то позд-равляют победителей школьной олимпиады. Впрочем, уважаемые мои читатели, нам нет никакого дела до того, что еще может происходить в этой школе. Главное, что приходят на подобные встречи и 3-А, и 3-Б, и 3-В, благодаря чему мы знакомимся с еще одним видом общения — межгрупповым. Но стоит отметить, что, если уже знакомый нам Сидоров станет рассказывать еще незнакомому нам Огловлеву из параллельного класса о том, что играть в морской бой лучше всего на математике, то это уже не межгрупповое общение, а опять-таки межличностное. А вот если вышеупомянутый Сидоров от имени всего 3-Б выразит благодарность всему 3-А и примет ее ученик Огловлев, такое общение будет иметь все основания называться межгрупповым. Потому что оно предполагает контакт двух общностей, в котором каждая личность является носителем коллективного содержания.
Смею надеяться, с данной классификацией мы разобрались, а потому переходим к следующей.
В зависимости от степени опосредованности общение бывает, как вы, должно быть, уже догадались, непосредственным и опосредованным. Непосредственное — это когда общение происходит, так сказать, лицом к лицу, без каких-либо промежуточных звеньев. Участники такого диалога могут использовать все средства общения (вспоминайте материал моей предыдущей лекции). Если же два человека ведут диалог, в который "вклиниваются" посредники, — то это уже общение опосредованное.
Эти виды общения имеют свои достоинства и недостатки. Так, при непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение весьма упрощает жизнь людям робким и нерешительным. Согласитесь, сказать лучшей подружке, что новый малиновый свитер ей не к лицу, гораздо удобнее, проще и безопаснее по телефону, чем во время общения с глазу на глаз. Тем более — когда лучшая подружка настроена весьма воинственно и вполне способна огреть сообщившую каким-нибудь тяжелым предметом по голове. Уж что-то, а инстинкт самосохранения у вашего подвида развит совсем неплохо, потому, наверное, вы и придумали телефоны…
В зависимости от того, с кем происходит общение и с какой целью, его принято разделять на пять разновидностей:
— духовное межличностное общение друзей (думаю, особых пояснений не нужно; скажу только, что настоящий друг никогда не обзовет тебя занудой или недокормленной гадюкой);
— деловое общение;
— светское общение;
— примитивное общение (человек в такой коммуникации оценивается просто, а именно — с позиции "нужный — ненужный", при этом в контакт вступают с человеком "нужным", а после "использования" о нем достаточно быстро забывают);
— манипулятивное общение (один из общающихся пытается, используя различные приемы, извлечь выгоду из собеседника, заставить его служить своим целям);
— формально-ролевое общение (о нем говорят, когда вместо знания о личности собеседника обходятся знанием о его социальной роли).
По другой классификации общение делят на кратковременное и длительное (в зависимости от того, в пределах какого количества тем и какого отрезка времени оно существует). Так, общение кратковременное вполне способно уместиться в промежуток времени не больше нескольких часов, при этом оно не выходит за рамки одной темы. Происходить может как между малознакомыми собеседниками, так и между людьми близкими. Причем, если люди впервые встретившиеся вынуждены, во-первых, решать поставленный вопрос и, во-вторых, спешно познавать личность своего визави, то хорошо знакомые собеседники сосредотачиваются исключительно на обсуждении проблемы.
Стоит отметить, что один и тот же акт общения может являть собой разные его виды, в зависимости от вида классификации, по которой его характеризуют. Так, например, на протяжении нескольких месяцев мы с вами занимаемся личностно-групповым, опосредованным, длительным общением.
Впрочем, время сегодняшней лекции истекло, а потому наше личностно-групповое, опосредованное, длительное общение мы продолжим на следующей неделе. Ваш Червячок-мозгокопатель.

Вика ВОДЯНАЯ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.