На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Дневник тихого переулка

Краткое содержание предыдущей серии.
Порталом называют сайт, претендующий на должность главного выхода в Сеть. Порталы стараются проектировать так, чтобы Вам всегда было удобно начинать с него свое путешествие, какую бы тему Вы сегодня ни искали. Прогноз погоды, курс валют, программа телепередач — все это есть на первой странице портала и все автоматически подстроено под Ваш город. И, конечно, важнейшей частью настоящего портала является поисковая система. Сегодня мы продолжаем разговор о возможностях портала "Яндекс" — самой мощной из русскоязычных поисковых систем.

Если Вы введете в окно поиска любое слово или фразу и нажмете кнопку "Найти", "Яндекс" старательно будет искать заданные слова во всем Интернете. Но если Вы нажмете кнопку "Картинки", то "Яндекс" будет искать не тексты, а только фотографии, рисунки и другие изображения по заданной Вами теме. В одном ряду с этой кнопкой есть еще несколько, значение которых понятно: "Словари", "Новости", "Маркет" (то есть товары). Но в том же ряду кнопка с непонятным не интержителям словечком "Блоги".
Кто это за блоги такие? Сам "Яндекс" величает этот раздел "Поиск по общественному мнению". Несколько претенциозно, но, по сути, верно.
Мы с вами уже знаем, что в Интернете есть огромное количество сайтов. Сайт — это вроде книги (иногда — газеты). Если он есть, значит, кто-то его сделал. Фирма какая-то для рекламы, организация, а может, даже и отдельный человек лично — но сделал специально, чтобы сайт был. Так же и книгу печатают или листовку на столб наклеивают. Самыми "раскрученными", то есть появляющимися при поиске в первую очередь, обычно являются сайты организаций и фирм. Чем больше людей посещают — читают — сайт, тем выше он в рейтинге поисковой системы и тем раньше появится на Вашем экране, когда Вы запросите эту тему. Так же, как и книги популярных писателей легче найти в магазине, чем малоизвестных, малотиражных, малопокупаемых...
С другой стороны, каждый из нас, не занимаясь изготовлением сайтов и их рекламой, может оставить в Интернете свою запись. Типичный пример — так называемые гостевые книги. Вот живет в Интернете газета, копия бумажной или чисто сетевая, она раскручена. А под каждой статьей в этой газете есть место для отзыва. Технически оно устроено так, что написать может любой из вас. Никаких умений вэб-мастерства для этого не надо: Вы просто вписываете в окно на экране свое имя (или кличку, псевдоним — большинство именно так любят), в соседнее окно — текст. Очень часто люди вместо комментария к статье вписывают свои собственные мысли. В общем-то, никто не запрещает: свободная трибуна, всепланетный Гайд-парк, ФОРУМ. На приличных сайтах есть МОДЕРАТОРЫ, которые следят за тем, чтобы гости не хулиганили, и нехорошие записи удаляют. Но мы же с вами знаем, что большинство людей в мире — хорошие. Как и большинство надписей в Интернете.
Сначала были ГОСТЕВЫЕ КНИГИ — предполагалось, что они типа книги отзывов. Потом появились ФОРУМЫ, в которых уже необязательно говорить о какой-то статье, просто... ну просто люди разговаривают. Для удобства форумы делятся на темы, хотя в некоторых говорят вообще, о чем угодно. Наконец, лет пять назад появились и стали очень популярными среди интернавтов ДНЕВНИКИ. Не те, в которые двойки ставят, а личные, но публичные. Вот человек ведет как бы свой дневник — но в расчете на то, что его все могут прочитать. "Log" по-английски — "журнал", "дневник". Сетевые дневники стали называть "weblog". Напомню, что "web" — паутина, а всем уже известное WWW — "World Wide Web" переводится как ППП — "повсеместно протянутая паутина". Итак, вэб-журнал, вэб-дневник, паутинный дневник, вэб-лог... Как-то постепенно их стали по-русски сокращенно называть БЛОГАМИ.
Кто-то рассказывает о своей жизни. Другие, наоборот, о политике. Многие непризнанные писатели и поэты помещают в дневник свои стихи, рассказы. И — о, чудеса! — уже известно немало случаев, когда солидные книжные издательства находили авторов через сетевые дневники, издавали их в настоящем, бумажном виде и... и даже платили авторам гонорары!
Ну, это я сказал: "немало случаев". Все относительно. Таких случаев известно несколько тысяч, а число хоть что-то пишущих в разные интернетовские формы (только русскоязычных) составляет многие миллионы.
Постепенно новое словечко "блог" стало переходить и на другие вольные сетевые формы общения — форумы, гостевые, листы рассылки, телеконференции и... ну еще есть несколько разновидностей.
И вот Вы или Ваш друг — не вэб-мастер, не владелец сайта, не журналист, а простой пользователь Интернета — написал в своем блоге (или чужом форуме) что-то очень умное. Как ему кажется. (А может, и Вам слова простого человека покажутся умными и интересными.) У него нет ни денег, ни времени создавать свой сайт и "раскручивать" его в рекламе. Его интересный текст существует в этой гигантской паутине всего в одном экземпляре, на одной страничке одного сайта. Ну, точно как тетрадный листок, наклеенный на столб в тихом переулке на окраине мегаполиса. Кто его прочтет? Случайный прохожий?..
А вот в Интернете не совсем так. (Или совсем не так — это философский вопрос.) Если Вы введете в поисковый запрос слово или сочетание слов, которое Вам интересно, то без специальных мер "Яндекс" (и любая поисковая система) найдет эти слова (а если их нет, то похожие), прежде всего, на самых "раскрученных", богатых сайтах. Она найдет миллион упоминаний, и где-то среди них есть страничка дневника нашего человека из переулка. Но мы с вами не в состоянии прочитать миллион страниц.
А вот если вы нажмете на кнопку "Блоги", то "Яндекс" (и "Гугль" тоже, и несколько других самых мощных поисковых систем) отфильтрует всю рекламную информацию с богатых сайтов и оставит только частные высказывания. Это специальный поиск "по листочкам на столбах".
Поищите какое-то известное слово, или имя, или сочетание слов во всем Интернете — то есть, прежде всего, в СМИ (газетах, журналах). А затем то же самое — в блогах. Результаты иногда оказываются самыми неожиданными!
Или, впрочем, ожиданными. Все мы знаем: то, что пишут в газетах, и то, что говорят обычные люди, далеко не всегда совпадает…
Но я сейчас пишу в газету. Причем, прежде всего — в бумажную (хотя с недавних пор она существует и в Интернете), и в этом, бумажном, ее варианте отведенное мне место уже заканчивается.
До встречи в следующем номере!

Михаил КОРДОНСКИЙ.

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.