На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЭПОХА И ЧУДО


(Продолжение. Начало в № 567.)

Давид и Шими

Часто считают, что Давид был царем-завоевателем, ведшим кровопролитные войны, и что он не мог построить Святой Храм, потому что его целью была якобы война, а не мир. Такое мнение возникает из-за поверхностного понимания книг Пророков, которым грешат многие из нас. На самом деле, смыслом жизни Давида были мир и милосердие. Те, кто пал в битвах, которые он вел, были жертвами, принесенными на алтарь Б-га. Что касается строительства Храма, то Давиду действительно не было разрешено возвести его, но совсем по другой причине: народ не был столь же чистым и праведным, как Давид.
Вот один из примеров его праведности. Когда сын царя, Авшалом, восстал против отца, и Давида изгнали из Иерусалима, нашелся один пророк из рода Шауля, Шими бен Гера, учитель Шломо, который встретил изгнанного царя камнями и проклятьями. По еврейскому закону, восставший против царя заслуживает смертного приговора. Поэтому сторонники Давида во главе с Авишаем бен Герция просили разрешения убить Шими. "Почему этот пес поносит имя моего господина, царя? Разреши мне выйти и отрубить ему голову!" Но Давид разрешения не дал. Его милосердие не покинуло его даже в самый мучительный и горький час. "...Оставь его, пусть проклинает меня, ибо так велел ему Б-г. Может, Б-г увидит мои страдания и вознаградит меня за то, что Он проклинает меня сегодня".
Так, благодаря милосердию Давида, Шими остался жить и даже имел потомство. Один из его потомков много лет спустя сыграл свою роль в важнейших событиях еврейской истории. Его имя Мордехай.
Не зря говорили во времена Эстер: "Смотри, что сделал мне тот, кто из колена Иеуды, и тот, кто из колена Вениамина..." Что означает эта фраза?
О ком из колена Иеуды идет речь, и что он сделал? Речь идет о Давиде, который пощадил Шими, благодаря чему родился Мордехай. А что сделал тот, что из колена Вениамина? Это Шауль, который пощадил Агага, благодаря чему родился Аман, родился, чтобы принести евреям зло.
Итак, есть два рода милосердия - истинное, дающее жизнь Мордехаю, и ложное, дающее жизнь Аману.

Оправдание Шауля

И все же, несмотря на свой проступок, Шауль был человеком великим и правдивым. Пути Г-спода действительно неисповедимы. Пусть не всегда мы понимаем, как трудны и справедливы Его пути, все же иногда это понимание нам дается, хотя для этого часто требуются века и такие способности предвидения, которые превышают обычные человеческие возможности. Все провидящий Б-г сделал так, что, благодаря милосердию, проявленному Давидом к Шими, родились Мордехай и Эстер - потомки царского рода Шауля. Они появились не случайно. Они появились как раз в тот момент, когда человек, родившийся из-за проступка Шауля, уже наводил ужас на евреев Персии и Мидии и заранее радовался предстоящему их истреблению. Вот тогда-то Мордехай и Эстер и совершили то, что не смог сделать их предок Шауль: они заставили евреев раскаяться, и Б-г смилостивился над Своими детьми, разрушив планы Амана.

Эстер - покинутая жена

Несомненно, самая волнующая тема в Мегилле - мучительное положение Эстер. Еврейская девушка, отнюдь не мечтавшая стать царицей, оказывается в гареме среди чужестранцев и проводит там двенадцать месяцев. И чем она занята в течение этого года? Она всего лишь готовится ко встрече с царем! Затем она становится женой царя и оказывается в центре интриг и страстей восточного двора. При этом она вынуждена скрывать свое происхождение и тайно исповедует свою религию. Что за странная судьба!
Согласно нашим мудрецам, страдания Эстер были еще более мучительными. "Мордехай взял ее к себе как дочь". Что значит "как дочь"? Удочерил? Нет, это означает "взял к себе в дом как дочь", то есть "взял женой".
Итак, Эстер была женой Мордехая. И оставалась его женой в течение всех лет своего тяжкого испытания, пока жила во дворце с другим мужем, неевреем. На самом деле, именно это тяжкое испытание убедило Мордехая, что Эстер не волею случая, а по воле Б-га вынуждена была принять участие в нелепом состязании красавиц, устроенном Ахашверошем.
Эстер была пророчицей, женщиной глубоко праведной. Как замужняя женщина она, согласно персидским законам того времени, не могла стать царицей. Выбрав замужнюю женщину, персы нарушили собственный закон. Но Эстер заслуживала того, чтобы для нее совершилось чудо, и ее выделили среди нескольких сотен претенденток на трон. Каждый, кто ее видел, был очарован. Мордехай, мудрец, заслуженно наделенный пророческим видением, безусловно, знал, что привлекательность ее для того и дана ей Б-гом, чтобы завоевать сердце царя. Отсюда становится понятным Б-жественный план: Эстер жила во дворце не для того, чтобы стать царской супругой, а для какой-то более возвышенной цели.
Эстер не утратила мужества, а Мордехай сохранял надежду на лучшее. В словах ее молитвы, обращенной к Б-гу, произнесенных в момент, когда она готовилась, нарушив запрет, предстать перед Ахашверошем, чтобы просить его сохранить жизнь своим братьям, мы можем почувствовать всю тяжесть ее испытания: "Б-г мой, Б-г мой, почему Ты оставил меня? Почему Ты изменил законы мира и направил их против меня? Ведь Сарра была взята фараоном только на одну ночь, однако фараон и его домашние были наказаны. Я же на столько лет отдана злейшему из людей, и никакие чудеса не помогают мне. Три специальных заповеди есть для еврейских женщин, я соблюдаю их даже здесь. Так почему же Ты оставил меня?"

Эстер и Галаха

Согласно тем, кто утверждает, что Эстер была женой Мордехая, ее положение было необычайно тяжелым с точки зрения Галахи, еврейского закона. Она совершила два греха, хотя и не по своей воле, которых должен избегать каждый еврей, пусть даже для этого ему придется пожертвовать жизнью. Вот они, эти два греха. Первый: она как замужняя женщина виновна в измене своему мужу. И второй: живя со злодеем Ахашверошем, она осквернила Имя Б-га.
Есть еще и третье сложное обстоятельство: замужняя женщина, изменившая супругу, если только ее не принудили к измене, уже не может жить со своим мужем. То есть добровольная измена делает женщину запрещенной для мужа. Когда Эстер шла просить за свой народ, она делала это добровольно, а значит, она навсегда теряла своего мужа, Мордехая. В Талмуде эта тема рассматривается, главным образом, в трактатах Кетубот и Санхедрин, где комментаторы подробно исследуют вопрос со всех сторон. Мы остановимся лишь на некоторых соображениях. Каждый, кто хочет получить более полную информацию на данную тему, может обратиться к первоисточникам.
Прежде всего, надо заметить, что приведенные ниже рассуждения не должны использоваться в качестве основы для галахических решений. За все время своей жизни с Ахашверошем Эстер ни разу добровольно не совершила ни греха измены, ни греха осквернения Б-жественного Имени. Ее праведность была настолько велика, что у нас нет никаких оснований сомневаться в отвращении, с которым она была вынуждена подчиниться царю. Также нельзя подозревать ее и в том, будто это отвращение могло со временем ослабеть из-за соблазнов жизни во дворце.
Рассматривая поступок, касающийся осквернения Имени Б-га, важно также учитывать - настаивал ли насильник, требовавший от еврея совершить этот поступок, на том, чтобы последний нарушил законы своей религии? Или он принуждал к осквернению Имени, не интересуясь какими-то там законами? Ахашверош, как известно, руководствовался только своими чувствами. Он не знал, что Эстер - еврейка, а значит, не намеревался заставить ее нарушить религиозный закон. Даже после того, как она открыла ему свое происхождение, он захотел, чтобы она осталась его женой. И не потому, что хотел осквернить ее веру, а потому, что любил ее. До того рокового дня, когда Эстер предстала перед царем по своей воле, Мордехай не сомневался, что она оставалась его женой. Со своей стороны, Эстер опасалась, что после этого проступка Мордехай заподозрит, будто она действовала как искусительница, и не пожелает более оставаться ее мужем.
И все это несмотря на то, что только обстоятельства вынудили ее так поступить.

Завеса исчезает

История еврейского народа вплоть до вавилонского изгнания полна чудес. В течение жизни буквально каждого поколения совершались чудеса. Видя их или слушая о них рассказы очевидцев, каждый еврей мог укрепить свою веру. Само посещение Святого Храма позволяло узреть творящую руку Г-спода. Однако еврейская вера основана не на чудесах - вера должна иметь более глубокие корни.
Что такое чудо? Любое чудо можно попытаться объяснить с точки зрения здравого смысла. Чудо можно неправильно истолковать, поэтому на него трудно полагаться. Более того, если человек во всем полагается на чудеса и придает им слишком большое значение, вера его может ослабнуть, поскольку в этом случае он забывает, что рука Г-спода всегда присутствует в том, что мы привыкли называть природой. Она, Его рука, присутствует всегда и везде, а не только в том эпизоде, когда воды Красного моря расступились перед евреями на их пути из Египта. Читая Шмоне Эсре, мы благодарим Б-га за чудеса, совершаемые с нами каждый день, и это не просто красивые слова. Жизнь существует лишь благодаря тому, что Б-г творит ее постоянно. Мир перестал бы существовать, если бы Он не творил жизнь.
В определенной степени утверждение, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Б-жественного вмешательства, скрывает от нас истинную сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, как правило, забывают о том, что Он всегда направляет нас. В иврите слово мир происходит от корня, означающего скрытый, ибо в этом мире Б-г от нас скрыт. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди и все же быть убежденным в том, будто его деловой успех или карьера зависят от тяжелого труда, образования, суммы капиталовложений, превосходства в силе, более искусного планирования и т. д. Но разве воля Б-га не является причиной успеха по крайней мере в такой же степени? Человек не замечает этого. Не замечает настолько, что ставит под сомнение зависимость своей судьбы от Б-га.
Именно поэтому Б-г скрыт от нас в этом мире: человек сам должен найти истину во мраке. Неверующий всегда придумает основание для сомнений и плохих действий. Вот пример. Потоп произошел в 1656 году от Сотворения мира. Строители вавилонской башни изобрели теорию, согласно которой каждые 1656 лет основы мира сотрясаются, и это вызывает потоп, поэтому до наступления определенного срока люди могут считать себя в безопасности и поступать, как им хочется. Подобным же образом фараон нашел объяснение египетским казням. То же самое проделал Бельшацар: он обосновал свое неверие с помощью расчетов. Такие вещи происходили во все века. Б-г не внедряет веру в наш ум и сердце насильно. Он помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Б-г ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам все, чтобы найти истину. Конечно, если мы действительно хотим ее найти.
Период явных чудес в еврейской истории закончился во времена Эстер и Мордехая. История приобрела новый, иной характер. Теперь евреи должны были научиться тому, что не только небесный огонь и расступающиеся морские воды, но и события повседневной жизни суть проявления Его Воли.

Головоломка, заданная Б-гом

Аман был в ярости, когда строил планы мести еврейскому народу. Почему? Да потому что, видите ли, Мордехай отказался поклониться ему. Мордехай, этот еврейский Дон-Кихот, отказался почтить поклоном советника короля, хотя для Мордехая в этом не было ничего унизительного, с точки зрения восточного этикета. То был обычный знак почтения. Ведь приветствовал же подобным образом Яаков Эсава, хотя никакой царский указ не вынуждал его кланяться. Так почему Мордехай заупрямился? - негодовал Аман.
Однако не в этом была причина опасности. Истинная причина была в том, что, нарушив запрет Мордехая, евреи позволили себе принять участие в пире, устроенном Ахашверошем. Мы помним, что пир происходил на третьем году царствования Ахашвероша, а указ об уничтожении евреев был издан на двенадцатом году. Какая могла быть связь между двумя этими событиями? Может быть, действительно Мордехай был неправ?
События, представлявшие собой части Б-жественного плана, постепенно превращались в целостную картину. Внезапно отдельные звенья сложились в цепочки, цепочки соединились в цепь, цепь удержала якорь, а этот якорь спас евреев от бури. И то, что казалось вполне резонным ранее, потеряло резон: Мордехай, этот Дон-Кихот, оказался прав.
Вот звенья одной цепи. Пир, устроенный Ахашверошем, должен был оказаться гибельным для евреев. Но прежде он оказался гибельным для царицы Вашти, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла благодаря своему положению просить царя спасти ее народ и усмирить гнев Амана. Для этого она пригласила царя принять участие в трапезе.
Звенья другой цепочки. Бигтан и Тереш составили заговор против Ахашвероша. Поскольку благодаря Эстер царь назначил Мордехая на высокую должность, последний смог заблаговременно узнать об этом заговоре и передать о нем Эстер. Та рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и оставалось забытым до той замечательной ночи, когда Б-г нарушил сон царя.
Звенья третьей цепочки. Царь назначил Амана на высокий пост, и все должны были преклоняться перед недавно возвышенным потомком Агага. Отказался один Мордехай. Аман, уверенный в своей влиятельности и власти (даже над женой царя), построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз тогда, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай спас ему жизнь.
Развитие событий достигло апогея. Части Б-жественного плана соединились в единое целое, и Аман, а с ним и большая часть сил Амалека погибли. Так были спасены евреи.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Окончание следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.