На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЭПОХА И ЧУДО


(Продолжение. Начало в № 567.)

Центр власти перемещается

Бельшацар был наказан за свою наглость в ту же самую ночь. Он был убит Дарием, мидийцем, и его зятем Киром, персом. Дарий предложил трон Киру, но последний отказался, так как в пророчестве Даниэля было сказано, что вавилонское царство перейдет сначала к Мидии, а потом к Персии. Таким образом, с помощью пророчества был решен важнейший государственный вопрос, кто из монархов имеет право на трон империи. Впрочем, продолжительность царствования каждого из царей была ничтожной: Дарий процарствовал год, а Кир — менее трех лет. В 3392 году (368 г. до н. э.) на трон Персидской империи в новой столице Шушан взошел Ахашверош.
Но и он посматривал на календарь. 70 лет, когда они закончатся? Бельшацар ошибся в расчете и поплатился за это жизнью. Ахашверош не собирался ошибаться. Согласно его расчетам, семьдесят лет истекали на третьем году его царствования. Он отпраздновал это событие 180-дневным пиром, с которого начинается книга Эстер. И он тоже, в ознаменование того, что больше не зависит от пророчества Иеремии, сделал то, чего не осмеливался делать раньше: осквернил священные сосуды Храма. Но и его расчет был ошибочен, хотя ему удалось избежать мгновенного возмездия. Почему? Да потому, что, согласно воле Б-га, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков.

Все что угодно, кроме...

Девять лет спустя Эстер пришла просить за свой народ, и царственно щедрый Ахашверош, как известно, сказал ей, что она может просить все что угодно, хоть половину царства, — все будет исполнено. Талмуд уточняет, что он сказал ей, будто она может просить все, кроме одной вещи: того, что может повлиять на судьбу его царства. И что это было? Восстановление Святого Храма. Не забывайте, Ахашверош не знал, что его жена — еврейка. Да и она никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно лежавший в развалинах, представляет для нее некоторый интерес. Тем не менее, проявляя щедрость, которую вряд ли кто проявил бы, чтобы утешить жену, он счел необходимым предупредить ее. Дескать, из всех просьб существует одна, которую он не может выполнить, ибо ее исполнение нанесет непоправимый ущерб его царству: Храм не должен быть восстановлен.
Таким образом, становится ясно, что, хотя 42 тысячи евреев вернулись на родину, Святой город и Святой Храм не давали покоя всем правителям. Заметьте, что это не просто детали историографии, здесь содержится очень важная мысль. Поскольку те, кто занимались изучением Торы, не придавали большого значения изучению истории, поле деятельности оказалось предоставленным тем "историкам", которые слишком часто эту историю искажали. Приведенные выше примеры по-новому освещают одну из сторон интересующего нас исторического периода, и об этом ничего не сказано в современных исторических книгах. Так что можно с уверенностью сказать, что существующий ныне взгляд на историю подобен завесе, мешающей нам увидеть все в правильном свете.

Таинственные 70 лет

Как уже говорилось выше, Иеремия утверждал, будто должно пройти 70 лет господства Вавилона, прежде чем Б-г вспомнит о евреях; Даниил же говорил, что 70 лет должно пройти со дня разрушения Иерусалима. Как мы уже видели, все цари этого периода со страхом ожидали окончания этого
70-летнего срока и пытались определить роковую для себя дату.
В следующей таблице приведены основные события данного периода, и показано, какие из них были связаны с окончанием 70-летнего срока, а какие — нет. (Материал взят из книги рабби Иосефа Эпштейна "Оцар аигерет", которая представляет собой прекрасное сочетание Галахи, Агады, истории и этических рассуждений на тему праздника Пурим и книги Эстер.)

ГОД СОБЫТИЯ
3318 Навухаднецар вступает на трон Вавилонской империи.
3319 Навухаднецар побеждает иудейского царя Иоакима. Иудея становится вассальным государством Вавилона.
3327 Навухаднецар побеждает иудейского царя Иехонию. Иудея вновь становится вассальным государством Вавилона.
3338 Навухаднецар разрушает Храм и изгоняет евреев.
3389 Бельшацар, ведший счет 70 лет от восхождения на престол Навухаднецара, устраивает празднество и погибает. Он считает, что "70 лет господства Вавилона" означают годы правления его династии.
3390 Кир приказывает восстановить Храм. Действительно, прошло 70 лет с начала первого завоевания Иудеи. Б-г вспомнил об Иерусалиме, как Он обещал Иеремии, но время спасения еще не настало.
3392 Ахашверош становится царем и приказывает прекратить восстановление Храма.
3394 Ахашверош на третьем году своего царствования решает, что назначенные 70 лет уже прошли (он вел отсчет от изгнания царя Иехонии). Хотя согласно календарю прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за полный.
3406 Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий, сын Эстер.
3408 Дарий приказывает вновь начать восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима.

Истолкование пророчества

На первый взгляд, столь сильные расхождения в истолковании таинственного 70-летнего срока могут вызвать удивление. Разве пророк не мог объяснить точнее значение этих слов? Разве мудрецы не могли понять их значения?
Пророк понимает ровно столько, сколько Б-г хочет, чтобы он понял, и объясняет лишь то, что Б-г хочет, чтобы он объяснил. Изгнание современных евреев тоже когда-нибудь закончится — таков один из тринадцати принципов Рамбама, составляющих основу иудейской веры. Когда этот день настанет, евреи поймут истинное значение многих пророчеств, в которых говорится об изгнании и спасении. Тогда мы поймем, насколько точны были пророчества о жизни в изгнании и о том, как произойдет спасение. Но до тех пор их слова останутся непонятными, туманными. Воля Б-га состояла в том, чтобы вручить нам раскрытую книгу истории и указать в точности, как будут происходить события, ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значения Б-жественного слова, которое он передает своими устами.
Классический пример — пророк Иона. Его пророчеством было: "Ниневия будет повержена". Причем он был уверен в том, что предрекает разрушение великого города, который будет повержен подобно Содому и Гоморре. Когда же горожане раскаялись и были прощены, Иона решил, что его начнут считать лжепророком. Получается, что Иона не знал истинного значения своего пророчества. Действительно, Ниневия была повержена, но повержена в моральном, нравственном, религиозном смысле. Слова пророчества "Ниневия будет повержена" содержали два возможных значения: если ее люди не раскаются, она будет повержена буквально, а если раскаются, то она как бывшая империя зла будет повержена духовно, но жизнь людей будет спасена.

Странные 400 лет

Одним из ключевых в еврейской истории пророчеств было сказанное Аврааму: "Знай, пришлым будет твое потомство в чужой земле, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет" (Берешит, 15:13).
Но когда начнутся эти четыреста лет? Да и будет ли этих лет ровно четыреста? По крайней мере, с чего надо начинать считать? И еще был вопрос: будут ли изгнанные жить в одной стране?
Ответ на все эти вопросы был получен лишь после Исхода. Лишь после того, как евреи ровно через 400 лет после рождения Ицхака получили свободу, стало ясно, что Б-г в Своей милости именно так исчислил этот срок. До этого времени никто не мог предположить, что первые 75 лет жизни Ицхака, которые он провел в доме своего отца, будут засчитаны как часть срока изгнания. Ведь несмотря на то, что для Ицхака эти годы могли считаться изгнанием, поскольку он еще не получил в полное владение землю, на которой жил, для Авраама весь этот период был иным, ибо благодаря его высокому положению даже идолопоклонники Ханаана не считали его пришельцем.

Будущее Спасение

Когда Б-г хочет, чтобы Его слова были поняты, Он делает их понятными. В отношении же бесчисленных пророчеств, касающихся пришествия Машиаха, а также конечного спасения и конца света, Б-г не хотел ясности. Поэтому даже великого рабби Акиву удалось убедить в том, будто Бар Кохба был тем самым Машиахом, который исполнит все пророчества и Б-жественные обеты. Ошибка рабби Акивы не умаляет его величия и не вызывает сомнения в истинности пророчеств. Каждый ребенок, изучающий Тору, знает, что Б-г говорил Аврааму о 400-летнем периоде изгнания, который начинается с рождения Ицхака, но это знание стало несомненным и всеобщим лишь после Исхода. Таким образом, только будущие события подобно молнии осветят слова Торы, которые пока кажутся неясными.

Ложное милосердие

Уже через несколько недель после Исхода евреи подверглись нападению Амалека. Молитвы Моше, военное искусство Иеошуа и вера евреев помогли одержать победу, за которой вскоре последовало вручение Торы на Синае. Чудо Пурима завершилось другой великой победой над Амалеком, после которой — "постановили иудеи и приняли на себя" (Эстер, 9:27). Эти слова, как объясняют наши мудрецы, были новым принятием Торы, еще более общим, чем у горы Синай.
Известно, что евреям было заповедано уничтожить Амалека. Текст этой заповеди — "вы должны истребить память об Амалеке" — до сих пор ежегодно читается во всех еврейских общинах мира в субботу, которая предшествует празднику Пурим. Собственно говоря, это и есть та заповедь, которую мы должны выполнить, чтобы достичь конечного избавления.
На первый взгляд может показаться, что выполнение этой заповеди есть акт мести за жестокое нападение, происшедшее в 2448 году. Многочисленные комментарии мудрецов во многих поколениях с достаточной ясностью показали, что Амалек — воплощение зла на земле, и что нападение в пустыне было не чем иным как проявлением его не поддающегося исправлению изъяна. Вот почему Б-г говорит, что не будет окончательного Его торжества до тех пор, пока потомство Амалека не исчезнет с лица Земли.
Милосердие — черта настолько еврейская, что мудрецы ставят под сомнение еврейское происхождение человека, если этот человек жесток. Тем не менее, иногда милосердие, когда оно неразумно, может оказаться жестокостью. "Добрая" мать, если она без конца потакает любви ребенка к сладостям, вряд ли заслуживает сочувствия в тот момент, когда она жалуется, что ее ребенок слишком часто посещает зубоврачебный кабинет, и это ее расстраивает, ведь она сама послала его туда. С другой стороны, "жестокая" мать, которая строго следит за питанием своего ребенка, может быть, и вызовет чье-то нарекание, когда запрещает ему есть сладости, в конечном итоге она вырастит здорового ребенка, а это самое главное.
Если бы кто-нибудь убил Гитлера еще до того, как политическое убийство стало приемлемым средством политики, то есть где-нибудь в 1933 году, то государственные деятели и авторы газетных передовиц обрушились бы на этого человека за то, что он с помощью террора решает политические проблемы. Теперь, после всего пережитого, мы знаем, что такое убийство было бы актом милосердия, не имеющим себе равных в истории человечества.
Человеческие представления о добре и зле, о милосердии и жестокости всегда ограничены уже в силу человеческой природы. Для мягкосердечного человека заповедь, требующая без снисхождения везде и всюду уничтожать потомков Амалека, может вызвать отвращение, ведь она идет вразрез со всем, чему его учили. "Человеческая жизнь, — скажет он, — священна, а сострадание есть добродетель". Но сострадание и слабость — не одно и то же. Б-г — источник милосердия и добра. Если Он в мудрости Своей говорит нам, что война против зла — это дорога к человеческому совершенству, значит, в этом заключено истинное милосердие. Даровать жизнь Гитлеру, Торквемаде, Титу, Амалеку — значит проявить не милосердие, а жестокость.

Шауль и Агаг

Как только Шауль был помазан на царство, ему было велено начать войну с Амалеком. Несмотря на то, что новый царь происходил из крестьянской семьи, в духовном и физическом отношении он был на голову выше остальных евреев. За всю жизнь он совершил всего один грех. Что это был за грех? Когда Шауль стал царем, Давиду исполнилось 29 лет, он давно уже не был подростком-пастухом, как неверно утверждают некоторые историки. Так или иначе, именно Шаулю было оказано предпочтение как лучшему из сыновей Израиля, а не Давиду. В качестве испытания Шаулю было велено закончить дело, начатое Моше и Иеошуа за 438 лет до него: окончательно истребить Амалека, истребить даже скот его. Шауль сказал так: "Убийство одного человека — несчастье, истребление целой нации — трагедия! И еще: если люди грешны, то чем грешен их скот?". Вопросы вполне логичны. Мы могли бы и сегодня задать их. Голос свыше сказал Шаулю: "Не будь слишком праведным". Итак, Шауль, праведный Шауль, попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Б-жественное понимание на свое, так как решил, что может быть милосерднее Б-га. Шауль напал на Амалека и одержал победу, но победа не была полной: царь и его люди заявили, что выполнить заповедь полностью — выше их сил. Кроме всех прочих был пощажен один человек — царь Агаг, злобный повелитель злобного народа. И поскольку его пощадили, он продолжал жить со своей женой, так что она зачала и родила ребенка. Через много лет потомок Агага, родившийся благодаря милосердию Шауля, появился на арене еврейской истории. Его имя Аман. Получается, что вследствие человеческого милосердия, противопоставленного высшему, истинному, Б-жественному милосердию, перед евреями опять, как и во времена Амалека, встала угроза полного уничтожения.
Из-за этой единственной ошибки Б-г повелел пророку Шмуэлю лишить Шауля царского трона. В гневе и печали пророк сказал об этом своему помазаннику и велел привести к нему Агага. Агаг прибыл с дарами и подобострастными словами благодарности. Шмуэль сам убил его.
Пророк не был воителем. Никогда до этого его руки не обагрялись кровью. Шмуэль отличался добротой и истинным милосердием. И все же он не стал обращаться к воину или к палачу, чтобы они вместо него осуществили эту казнь. Человек сам должен совершить возложенный на него акт милосердия. Исполнение мицвы "искорени племя Амалека" и есть акт истинного милосердия, так как он, этот акт, ведет, в конечном счете, к торжеству Б-га, то есть к избавлению.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.