На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Издания гильзовой фабрики Дувана


О пагубной страсти рода человеческого - курении - написано чрезвычайно много, начиная о вреде процесса превращения чудесных листьев табака в пепел и кончая разными забавными курьезами, когда в центре событий - копчение неба табачным дымом. Как и всякое явление, курение имеет большую историю, своих героев и врагов, имена многих канули в вечность, и лишь иногда случается помянуть того или иного деятеля табачного фронта в связи с необычными обстоятельствами, связанными с его именем.
Сегодня разговор - о киевской гильзовой фабрике А.И. Дувана, успешно функционировавшей в канун XX века. Эта фабрика отличалась от других подобных заведений. Я бы не стал прославлять ее удачливого владельца, зарабатывавшего баснословные деньги на производстве абсолютно вредного продукта, если бы А. Дуван не оставил свой след в истории книгопечатания, - создавая оригинальные книжицы. Но прежде чем рассказать о "шедеврах" гильзовой фабрики, полагаю необходимым представить заинтригованной публике владельца гильзового заведения.
Сведения о жизни и деятельности Аврама Исаковича (Авраама Исааковича) Дувана довольно скупы. С трудом удалось установить его имя и отчество, для чего пришлось прибегнуть к помощи квалифицированного работника научной библиотеки имени М. Горького Ларисы Владимировны Ижик, которой автор выражает искреннюю благодарность. Попутно хочу отметить, что Лариса Владимировна хороший специалист в области одессики и прошлого России и всегда бескорыстно готова помочь в решении сложных вопросов.
К сожалению, таких сотрудников в библиотеке немного, однако их можно найти не только в Музее книги, но и в отделах искусств и краеведения. Не исключено, что личность А. Дувана как жителя города Киева мало интересовала одесскую периодику.
Я лишь однажды повстречал публикацию о нем - в одесском "Южно-русском альманахе" Ю. Сандомирского за 1902 год.
Лет сто с лишком тому назад процесс курения осуществлялся несколькими способами. Еще не было такого изобилия папирос, сигар и сигарет отечественного и зарубежного производства. Порою самые заядлые курильщики с помощью несложных устройств в домашних условиях изготавливали папиросы, используя при этом излюбленные табаки высшего сорта и гильзы, завоевавшие всеобщее признание, тем самым избегая подделок. Не хотел бы особенно рекламировать гильзы для сего дела, но в те времена огромным спросом пользовалась продукция гильзовой фабрики А.И. Дувана. Сегодня личность фабриканта позабыта и упоминается редко.
Небольшая фабрика гильз была открыта в Киеве в 1892 году. Вся работа на производстве того времени делалась вручную. Для удешевления продукции за счет уменьшения затрат на наем помещения часть гильз раздавалась надомникам.
В этом случае чистота в работе была довольно сомнительной.
А. Дуван отказался от услуг многочисленных надомников, для чего построил новый огромный корпус, в котором производство разделил по операциям, приобрел и установил новые иностранные высокопроизводительные машины и ввел технические усовершенствования, что сразу принесло экономический эффект.
С другой стороны, А. Дуван много внимания уделял условиям труда и быта рабочих, которыми, в основном, были женщины. Рабочий день был установлен длительностью в 9 часов (при разрешенной законом 11,5), здание фабрики отапливалось паром, хорошо освещались рабочие места, прилично работала вентиляция. На фабрике была дешевая столовая, амбулатория, приемный покой. Рабочие лечились в больнице за счет фабрики, лекарства выдавались бесплатно. В фабричной школе дети рабочих учились бесплатно. Для рабочих, посещавших вечернюю школу, рабочий день уменьшался на один час.
В 1901 году с помощью 14 машин "на электрической энергии" фабрика А. Дувана производила полтора миллиона гильз в сутки. Успех производства был достигнут за счет усилий владельца заведения, который нестандартным ведением дела и благожелательным отношением к рабочим добился быстрого расцвета и блестящего состояния предприятия. В современных заведениях таких предприимчивых хозяев можно найти не всегда.
Творческая личность, А. Дуван искал не только пути повышения уровня рентабельности производства. Он как никто другой понимал огромное значение рекламы в любом деле. Сегодня, когда реклама заполняет любые свободные ниши, чтобы делать свое дело, к ней как-то привыкли и порою не обращают внимания на ее содержание. Лет сто тому назад реклама не была столь настырной, и любое ее проявление находило благодарных потребителей. Для привлечения внимания к своей продукции А. Дуван решил снабжать коробки с гильзами миниатюрными изданиями (7х5,5 см), которые вкладывались поверх гильз. Любопытно, что в конце таких книжиц А. Дуван сообщал адреса магазинов в 65 городах и местечках царской России, где можно было приобрести папиросные гильзы его фирмы. И хотя не все курильщики были библиофилами, неожиданная находка мини-книги в коробке приятно удивляла и как-то соблазняла к покупке гильз преимущественно фабрики А. Дувана. Несмотря на солидные тиражи, миниатюрные книжечки А. Дувана, вкладывавшиеся в коробки с гильзами, почти не сохранились. Они стали книжными раритетами и розовой мечтой многих коллекционеров.
Всего сегодня известны тридцать три миниатюры, увидевшие свет в 1895-1896 гг. под грифом гильзовой фабрики А.И. Дувана. Девятнадцать из них - книжки с произведениями А. Пушкина, девять - М. Лермонтова, по одной книжечке Н. Гнедича, Н. Карамзина и И. Козлова, две книги - пьесы И. Котляревского.
Очевидно, А. Дуван выпускал миниатюрные книги для рекламных целей не всегда. Недавно известный одесский коллекционер Анатолий Дроздовский познакомил меня с книгой, которую принято считать малоформатной (ее высота составляет 13 см). Если вначале А. Дуван печатал произведения русских классиков, то в 1896 году он решил для разнообразия репертуара выпустить книжицу легкого содержания с надзаголовком "На досуге - между делом". В ней 128 страниц, и называется книга - "Сборник анекдотов, исторических эпизодов, выдающихся стихотворений, изречений великих людей, побасенок и загадок". Тираж отпечатала киевская типография И.И. Чоколова, находившейся на Фундуклеевской улице, 22. В книге же можно найти адреса гильзовой фабрики А.И. Дувана в Киеве (Большая Васильковская улица, дом Лейшке, 84) и его магазина на Крещатике, 8, в доме Пастеля. Попутно рекламная книжица сообщала названия гильз, которые "выделываются на гильзовой фабрике": "Реноме" - желтые и белые в замечательно изящных коробках, машинные без клея; "Дегтярные" - желтые машинные без клея; "Цыганка" - табачный цвет, клеенные дегтярные, высший сорт, и др.
Рассказать о содержании книги, насыщенной разнообразной информацией, довольно сложно. Многое устарело, не представляет интереса для современного читателя, однако кое-что из напечатанного сохраняет ценность и не подвластно времени. Чтобы познакомить современного читателя с книгой, позволю себе на свой вкус привести некоторые наиболее любопытные и короткие выдержки. В основном, это будут изречения великих людей. Но, прежде всего, - один из афоризмов Талмуда: "Пусть будет любая болезнь, лишь бы кишки не были засорены, любое страдание, лишь бы сердце осталось незатронутым, любое нездоровье, лишь бы голова не была задета, любое бедствие - лишь бы это была не злая женщина".
Несколько любопытных афоризмов великих людей: "Не следует делать ничего без правил и разума" (Екатерина II); резолюция на просьбе об усыновлении незаконно прижитого: "Разврата не терплю и незаконного законным сделать не могу" (Николай I); "Люди более склонны говорить нелепости, чем слушать и молчать" (Петр III); "На белом свете лишних людей много, нужных мало, необходимых вовсе нет" (фельдмаршал граф Дибич); "Верная жена, добрый друг, хороший сосед и умный собеседник - вот все, что нужно для жизни" (канцлер граф Остерман); "У меня один конек...
а у женщин их целых три, с которых они никогда не слезают - разве когда спят: попрек, намек и упрек" (И. Тургенев); "Настоящая правда всегда неправдоподобна; чтобы сделать ее чуть-чуть лишь правдоподобною, нужно непременно примешать к ней лжи" (Ф.М. Достоевский).
Примеры загадок: "Какие люди всегда свободны от гостей?" (нищие); "Отчего собака лает?" (не умеет говорить). Лирических стихотворений много, представлены лучшие строки известных поэтов - С. Надсона, Ф. Тютчева, Вс. Крестовского, А. Плещеева, А. Апухтина, А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Жуковского, П.Я. Полонского и многих других. Приведу лишь одно - С. Надсона, "Над свежей могилой":

Я вновь один -
и вновь кругом
Все та же ночь
и мрак унылый,
И я в раздумьи роковом
Стою над свежею могилой.
Чего мне ждать,
к чему мне жить,
К чему бороться
и трудиться? -
Мне больше некого любить,
Мне больше
некому молиться!..

Не хотелось бы на такой грустной ноте заканчивать рассказ о книгах гильзовой фабрики. И. Дувана. Посему приведу еще восемь строк стихотворения Ф. Тютчева:

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть
дышит в ней;
Мы смотрим
с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей:
Земное в ней очарованье
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать...

И напоследок осталось заметить, что традиция использовать миниатюрные книги для рекламы была неоднократно применена в последующие годы и сохранилась и поныне. Одно из последних достижений в этом принадлежит японцам, которые всегда способны найти в любом деле оригинальное решение. Узенькие, размером 2x7 см, маленькие книжечки они вкладывают в коробки с жевательной резинкой. В коробке, где находятся двадцать пачек, только одна имеет миниатюрную книжечку. Покупатель в погоне за ней вынужден брать всю коробку - с двадцатью пачками. Таких рекламных книжечек вышло более трех тысяч, о чем свидетельствуют порядковые номера на переплетах. По содержанию это увлекательные ковбойские истории на японский лад с продолжением, где главное действующее лицо самурай. В данном случае рекламные миниатюрные книжицы привлекают новых покупателей, которые стремятся вместе с покупкой жевательной резинки дочитать бесконечную детективную историю о приключениях непобедимого самурая...

Мирон БЕЛЬСКИЙ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.