На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЭПОХА И ЧУДО


Где упоминается об Эстерв Торе?
"И Я сокрою лицо мое"
(Дварим, 31:18).
Это означает, что в дни Эстер будет сокрыт лик Б-жий.
Раши

Рав Шмуэль бар Иеуда сказал: "Эстер передала мудрецам: "Установите имя мое
(то есть праздник в честь чуда, совершенного мною) на все времена".
Они спросили:
"Ты хочешь восстановить другие народы против нас?". Она ответила:
"Нет, ведь имя мое уже занесено
в хроники царствований Мидии и Персии".

Исторические рамки

Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков. Пророки непременно увидели бы Его и открыли людям. На то они и пророки. В наше время, когда так трудно разобраться в происходящем, многие спрашивают, как мы узнаем о пришествии Машиаха, кто скажет нам об этом? Очевидно, что если бы среди нас был пророк, он известил бы нас, и мы последовали бы за ним. В этом миссия пророка. Поэтому и возникает вопрос: как в эпоху пророков мог быть сокрыт лик Б-жий?
Во времена вавилонского пленения, вплоть до последних лет изгнания, пророки еще существовали: Даниэль и Мордехай, Барух бен Нерия и Эзра, Хаггай и Захария, Малахи и многие другие. Так, через 52 года после разрушения Храма исполнилось одно из самых важных пророчеств: Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении дома Б-жьего в Иерусалиме. Это было предсказано пророком Ишайя за 200 лет до того: "Так сказал Б-г помазаннику Своему Корешу (Киру)... ради Яакова, Моего раба, и Израиля, Моего избранного... он построит Мой город и отпустит Моих пленных" (Ишайя, 45).
Произошло это за два года до того, как Ахашверош стал царем, и за четыре года до начала первых событий, описанных в книге Эстер. Для евреев, которым было хорошо знакомо пророчество Ишайи, гуманный жест Кира должен был стать добрым знаком для восстановления Иерусалимского Храма, разрушенного до основания Навуходоносором. Им надо было бы считать особой милостью то, что им, а не Киру, дано это право - восстановить дом Б-жий. Ведь согласно пророчеству Ишайи, Б-жественная воля заключалась в том, чтобы не евреи, а Кир вновь построил Храм и вернул Б-жий народ в священную землю. Но Кир уступил эту привилегию самим евреям.

Неуслышанное пророчество

Кир, горько оплакивавший разрушение Храма, был избран Г-сподом для осуществления древнего пророчества. Он призван был вернуть Б-жественное присутствие на ту священную гору, где Авраам возложил Ицхака на алтарь, где Яаков увидел лестницу, ведущую в небо, где Давид надеялся построить, а Шломо построил Б-жий Храм.
Праведный персидский царь издал указ, разрешавший евреям вернуться на родину. Но только 42 тысячи из них откликнулись на его призыв. 42 тысячи вернулись, а миллионы остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Б-г скрывает свой лик от людей: смятение, страх и сомнения овладевают ими. Чего Б-г хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его веления? И в чем состоит смысл Его велений?
Таковы были "декорации", на фоне которых действующие лица Пурима разыграли свою историю. Еврейский народ был разбросан, подобно щепкам, и растерян. Несмотря на то, что в Вавилоне возродилось изучение Торы, некоторые наиболее выдающиеся представители народа сомневались, должны ли они сохранять верность союзу с Б-гом, после того как Он лишил их возможности жить на Его земле. Ведь женщина, отосланная из дома своего супруга, не должна более хранить верность брачному союзу, а выпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. В этом проявилось поразительное сомнение, сковавшее народ. Лицо Г-спода все больше скрывалось от людей, скрывалось за множеством завес. После того как Кир перевел свою столицу в город Шушан в земле Элам, туда же переехали Мордехай и Даниэль. Но они не могли продолжать преподавание Торы в Эламе, как делали это раньше в лучших академиях Вавилона. В Эламе, оплоте царской власти и источнике надежд еврейского народа, отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла лик Б-жий.

Крушение надежд

При Кире работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. К сожалению, в последние месяцы царствования Кир изменил своему решению. Он запретил новым группам евреев переселиться в землю Израиля. Это препятствие вызвало смятение в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были временно приостановлены.
Царствование Кира длилось недолго. Прошло всего два года со дня обнародования приказа о восстановлении Храма, как царем обширной персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не питал теплых чувств к евреям. Существует расхожее мнение, будто он был добродушным выпивохой, который находился всецело под влиянием Амана. Однако мудрецы говорят другое: к власти пришел крайне дурной человек, ненавидевший евреев даже больше, чем Аман. Его жена, царица Вашти, внучка Навухаднецара, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец священному делу, начатому Киром. В конце концов, из Иерусалима пришло злобное письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором говорилось, что строительство Храма - всего лишь камуфляж, под которым происходит деятельная подготовка к восстанию. Ахашверош с удовольствием внял советам своей жены и донесениям своих наблюдателей - последовал запрет продолжать работы в Иерусалиме. Итак, пророчеству Ишайи, казалось, не суждено было совершиться. Лик Г-спода еще более скрылся от людей. Никогда еще еврейский народ не был так одинок и обездолен, как в те дни. Одинок, как жена, оторванная от мужа, и обездолен, как раб, лишенный хозяина.

Грозное пророчество

Было еще одно пророчество, более ясное и более грозное, чем пророчество Ишайи. Оно стало источником разногласий, если не отчаяния.
"Ибо так сказал Г-сподь: когда исполнится в Вавилоне 70 лет, тогда Я вспомню о вас и исполню для вас Свое доброе слово о возвращении вас".
(Иеремия, 29:10)
"Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о котором было сказано слово Г-спода пророку Иеремии, что 70 лет исполнится над развалинами Иерусалима".
(Даниэль, 9:12)

В чем воля Г-спода?

Был ли указ Кира исполнением пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Говоря по-другому, был ли милостивый жест Кира проявлением воли Б-жьей, целью которой было дать евреям возможность показать свою любовь к Иерусалиму? Возможно, эта любовь оказалась недостаточной, и им было отказано даже в хрупкой надежде на спасение. Еще одна завеса скрыла лик Г-спода.
Что случается, когда лик Б-жий скрыт от нас? Мы перестаем видеть Его руку, творящую историю. Удачи и поражения еврейского народа зависели и зависят от союза с Б-гом и Его Торой. Слова Торы и пророков - это ряд обетов и предостережений. Когда евреи сохраняют верность заветам Создателя, они получают вознаграждение - как в этой жизни, так и после смерти. Когда же они становятся глухи к Его слову, следует неумолимое возмездие. Однако так бывает, когда нам открыт лик Г-спода и Его воля. Но когда Его лик скрыт, евреи моментально становятся жертвами капризов правителей, превратностей истории и природных катаклизмов. Улыбка Кира, казалось, значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша - больше, чем проклятия Моше.

Чей лик сокрыт?
"Где сказано об Эстер в Торе?"

Казалось, Б-г отдалился от людей неожиданно. Но это было предопределено уже в Торе. Не Б-г отдалился от еврейского народа, а еврейский народ сам отдалился, отошел от Б-га. Евреи пренебрегли своей зависимостью от Б-га и верой в высшее "Я": "Я - Г-сподь, Б-г твой". Создав преграду, скрывшую Его образ, они, таким образом, были сами повинны в том, что лик Г-спода стал невидим для них. Но Он все же был там, за этой преградой. Он видел людей, хотя люди не видели Его. Для того запуганного, смятенного, растерянного поколения дерзостью была попытка сорвать завесу, скрывшую от него Б-га. Вернее, дерзость их заключалась в признании того, что Он Сам создает все завесы. Величие Мордехая и Эстер в том и состояло, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его волю другим и тем самым навеки разогнали тьму, скрывавшую Его.

Второй Храм - грозное пророчество

Многие из нас понимают историю не совсем так, как понимает ее еврейская мысль, то есть не так, как подходит к ней Тора. Существует Храм или разрушен - для многих это лишь второстепенный вопрос, относящийся к сфере культуры. Главным вопросом для них является существование еврейского государства. Тот Иерусалим, который Кир даровал своим еврейским подданным, представлял собой маленький город с окрестностями, то есть не более чем точку на карте мира. Поселение не более важное по значению, чем любой другой населенный пункт, который дарует своим подчиненным добросердечный правитель. Да, многие привыкли к такому пониманию истории и абсолютно убеждены, что если Священная Земля и имела ранее какое-то значение, то лишь как страна, расположенная на пересечении дорог, соединяющих три континента.
Подлинная история того периода в том виде, в каком его понимает Тора, совершенно отлична от приведенного выше представления. Пророчество Иеремии подобно мечу висело над головами монархов. Для них Храм не был простым строением. Он воплощал собой понимание жизни, резко отличное от принятого ими. Б-г Израиля являлся силой, несущей гибель царям от фараона до Санхерива. Если Его народу было суждено спасение, то, значит, Он должен низложить царей, господ, правителей всех стран, как Он делал это раньше, когда они угрожали жизни Его народа. Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожить безнаказанно. Но царь, хотя и ненавидел евреев, колебался. "Я боюсь, что их Б-г сделает мне то, что Он сделал моим предшественникам", - возражал он. Аман отвечал: "Евреи спят, они более не выполняют заповедей, как делали когда-то, они не заслуживают Б-жественного заступничества".
Аман и Ахашверош были более проницательны, чем евреи. Они тоже видели завесу, скрывающую лик Б-жий от евреев, но злодеи знали, что эта завеса - не беспричинное наказание свыше, а лишь следствие поступков самих людей.

Царей преследует страх

Пророчество Иеремии устрашало не одно поколение монархов и их советников. Г-сподь сказал, что Вавилон будет господствовать 70 лет. И 70 лет Иерусалим будет лежать в развалинах. Если пророчеству суждено было сбыться, то монархам предстояло лишиться власти, а их империям - рассыпаться. В ожидании исполнения пророчества цари избегали проявлять неуважение по отношению к Б-гу, боясь тем самым вызвать Его гнев. Они жили в страхе, но они жили также и в надежде, что разрушение Храма означало конец господства Б-га над людьми, что в результате спячки, охватившей еврейский народ, связь между ним и Б-гом - разрушилась. Число 70 представлялось магическим числом.
Если через 70 лет пророчество Иеремии не исполнится, Иерусалим навсегда останется вспаханным полем и приютом для лисиц. Бельшацар, внук и наследник трона Навухаднецара, со страхом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. Пророчество Иеремии было хорошо известно: "Когда пройдут в Вавилоне 70 лет". Существовавшая тогда Вавилонская империя была основана Навуходоносором в 3318 году (442 г. до н. э.). Он царствовал 45 лет. Его сменил его сын Эвил Меродах, который царствовал еще 23 года. Бельшацар со страхом считал оставшиеся месяцы до того, как он вступит в третий год своего царствования. И вот семьдесят лет истекли. Он возрадовался, но радость его была неполной. Ему нужно было показать презрение к Б-гу, Которого он уже не боялся. Тогда-то Бельшацар и устроил пир, вошедший в легенду как образец невоздержанности. В честь своего празднества он сделал то, что не осмеливался делать даже его бесстыдный дед: он взял священные сосуды еврейского Храма, чтобы использовать их в своем диком пиршестве. А почему бы и нет? Ведь Иеремия ошибся! Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен. Но ошибся не Иеремия, а Бельшацар. К утру он был мертв.
Чуть ниже мы обсудим, как были вычислены эти 70 лет. Здесь же повторим, что ни один вавилонский царь, даже после разрушения Иерусалима, не осмеливался осквернять его священные сосуды. Они хорошо знали, что хотя в политическом отношении Иудея была лишь малозначащей провинцией, в духовной сфере она представляла собой значительную силу. Пророчество было для них не фикцией, не мистикой. Им было известно, что каждого, кто осмелится осквернить священные сосуды, ждет жестокое наказание.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.