На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

БАМИДБАР


Мы начинаем чтение четвертой книги Торы - "Бамидбар". Совпадение названия главы с названием книги говорит о том, что в этой, первой главе, определена сущность всей книги. Хронологически в ней даются события, происходившие в Синайской пустыне на протяжении почти 38 лет, начиная со второго года после исхода евреев из Египта.
И лишь в конце книги действие будет перенесено на восточный берег Иордана. Затем нам предстоит открыть последнюю, пятую книгу Торы - "Дварим", в которой Всевышний устами Моше передает мудрость, обобщающую все, о чем говорилось в Торе ранее.
Итак, пока мы - в пустыне (на иврите - бамидбар) Синая, там, где сверхъестественным путем получена вся Тора, где Моше физически записал сначала первые три, потом - почти всю четвертую книгу.
И не случайно это место называется пустыней. Что такое пустыня? В пустыне нет воды. Здесь нет таких мест, которые способны защитить человека от неудобств, - нет, например, деревьев, дающих тень... Жизнь в пустыне начинается, в основном, с позднего вечера. Днем здесь слишком жарко, поэтому все живое в дневное время замирает. Эти характеристики помогают понять суть самого получения Торы.
Вода символизирует Тору. Она течет сверху вниз. Так и Мудрость дается сверху, и человек не способен "придумать" ее сам. Без воды человек не проживет больше трех дней. На четвертый или пятый он заболевает или даже умирает. То же и с Торой. Наивно думать, что без нее еврей может прожить осмысленную жизнь.
Человек беззащитен в этом мире. Беда может настичь каждого в любое время и в любом месте. Люди, анализирующие действительность, знают это. Однако в мире есть защита, точка опоры. Это - вера, понимание, что человек - не один, что существует Творец, предлагающий нам избрать путь, который не кончается в этом мире. Этот путь дает ощущение, что ничего плохого с нами не произойдет. Ведь этот мир - лишь коридор в светлый зал. И мы пройдем этот коридор, если у нас в руках, образно говоря, свиток Торы.
Активная жизнь в пустыне проистекает ночью. Ночь - символ галута (временного затруднения связи с Всевышним, в духовном смысле - изгнания из Земли Израиля), периода завершения всей мировой истории.
Имея в виду все сказанное, мы можем осознать, что пустыня - то самое место, где ощущение связи с Творцом обострено. Как следствие, из этой ситуации проистекают некоторые важные законы еврейской жизни.
Поскольку без воды (модель Торы) нельзя прожить больше трех дней, то и Тору в синагогах читают не реже одного раза в три дня. Обязательно - по субботам недельную главу. По понедельникам и четвергам - первые 10-15 фраз текущей недельной главы. Иногда Тору читают в праздники и в траурные дни.
Отметим такой момент. Недельная глава "Бамидбар" всегда читается за несколько дней до праздника Шавуот, когда мы отмечаем получение еврейским народом Торы.
Существует закон: два раза в сутки еврею положено прочесть определенный отрывок из Торы - Шма (Шма, Исраэль, А-донай Эло-гэйну, А-донай Эхад... - Слушай, Израиль, Всевышний правит нашей судьбой, Всевышний Один...). Эта приведенная в скобках первая фраза текста - ключевая.
Не будем погружаться в глубины ее анализа. Вникнем в смысл лишь некоторых слов.
Слушай - прими сердцем, не поверхностно.
А-донай - еврейское произношение Имени Всевышнего в молитве. В разговоре упоминать это Имя ни в коем случае нельзя. Мало того, из глубокого уважения к нему мы пишем его с дефисом, подчеркивая, что Имя, если даже сотрется при каких-то обстоятельствах, не будет опозорено.
Эло-гэйну - наша Сила, наш Всесильный (в переводе всей фразы мы выделили одну из граней проявления Силы - правит нашей судьбой). Дефис ставится здесь по той же причине, что и в слове А-донай.
Эхад - Один. То есть - только Он, и никто другой.
Приведенная фраза, если еврей ежедневно произносит ее утром и вечером, устанавливает надежную связь между ним и Творцом, между ним - и народом. Ведь в словах "Слушай, Израиль" заключено непосредственное обращение еврея к народу, который зовется народом Израиля.
Почему этот фрагмент необходимо произносить два раза в день? Причем не просто два раза, а в определенное время: утром и вечером? Если "Шма" читают утром и днем, это засчитывается за один раз. Второй раз непременно следует прочесть в период от захода солнца (через полчаса) и, желательно, до полуночи.
Ответ, если вдуматься, уже ясен. Ночь символизирует историческую эпоху, в которой мы сейчас живем. Все вместе и каждый в отдельности. А живем мы, если акцентировать духовную сторону действительности, по сути, в пустыне.
Посмотрим, что надо делать в пустыне. Тора, как всегда, задает тон мощной многоплановой фразой: "Произведите поголовное исчисление всей общины сыновей Израиля... от двадцати лет и старше, всех, кто зачисляется в войско, подсчитайте их"... (1:2-3).
При внимательном прочтении цитаты нетрудно уловить некое противоречие. С одной стороны, в ней содержится требование подсчитать численность членов всей общины; с другой - учитывать следует только тех, кто старше двадцати лет. Как это понимать? Надо ли сделать вывод, что членами общины становятся люди, достигшие двадцатилетнего возраста?
Речь идет здесь и о зачислении в войско. Стало быть, в народе Израиля воинскую службу несли юноши, которым исполнилось 20 лет? И вообще, почему указан именно такой возрастной рубеж? Устная Тора сообщает, что лишь с этого возраста человек в полной мере несет ответственность за свои поступки перед Небесами.
С того, кому нет двадцати, спрос меньше, и наказание ему полагается меньшее. В армии, как и везде, впрочем, на руководящие должности назначаются только те, кто несет за выполнение работы полную ответственность. Потенциал ответственности должен быть равен потенциалу возможностей...
Параллельно зададимся вопросом: почему Десять Заповедей, данные Всевышним Моше (об этом говорится в недельной главе "Ки-Тиса"), были записаны не на одной, а на двух скрижалях? Они вполне могли поместиться и на одном камне! Однако в этом заложен глубокий смысл. Число один в своей сути моделирует Единого Творца. А как же мы? Для нас тоже требуется "место". Потому-то и возникает число два - две скрижали. Законы, конечно же, дал Всевышний, но они - не для Него, а для человека. Более того, число два раскрывает идею, что человек в мире не один. Он не имеет права жить так, будто бы рядом с ним никого нет. Он должен учитывать интересы ближнего - друга, соседа. Только тогда он - человек.
А что означает число десять? Оно указывает на соответствующий духовный "этаж". И напоминает нам
о единице. Следовательно, число двадцать, по аналогии, напоминает о цифре два. Это рассуждение приводит нас к ответу на вопрос о двадцатилетнем возрасте. В двадцать лет раскрывается духовное значение числа "два". С этого возраста человек способен в полной мере нести за все ответственность, ибо начинает учитывать интересы того, кто оказывается рядом, - второго.
Теперь становится ясно, почему в армию, на любую ответственную должность, берут людей, которые перешагнули этот возрастной рубеж. То же, естественно, касается вопроса женитьбы и замужества. Устная Тора настойчиво рекомендует к двадцати годам создать семью. То есть к тому моменту, когда человек обретает способность учитывать интересы тех, кто находится рядом. Это, разумеется, в каждом отдельном случае решается индивидуально. Но затягивая с женитьбой или замужеством, человек не реализует полученный потенциал, что может привести в сфере духовной к весьма нежелательным последствиям.
Однако вернемся к нашей теме. Подсчитайте, - сказано в приведенной цитате. Это - по-русски. Таков наш перевод. Но на иврите это слово имеет и другое, наверное, даже более фундаментальное значение. Если воспользоваться им, конец фразы будет звучать так: "Поднимите головы всей общине Израиля".
Вспомним, что речь идет о начале долгого, трудного пребывания народа Израиля в пустыне. И Творец дает повеление поднять головы, не впадать в панику и депрессию, гнать от себя чувство безысходности. Верно, скитания по пустыне никак не назовешь приятным путешествием. На этом пути людей ожидают большие трудности. Но ведь недаром говорится о двадцатилетних! Они не одиноки. С ними - Всевышний (вспомним о духовной сути числа два).
Далее в тексте Торы сказано: "С вами (с Моше и Аароном) будут главы колен". Они (главы колен) тоже примут участие в подсчете численности людей и, как мы догадываемся, поддержат их морально. Почему Моше и Аарон не могли сами справиться с этой задачей? Ведь если двое не в состоянии пересчитать 600 тысяч взрослых евреев-мужчин (именно столько их было), то еще 12 помощников вряд ли сильно изменят ситуацию. Тут дело в другом.
В нашей главе рассказывается, как евреи шли по пустыне. На стоянках они располагались не толпой, а в строгом порядке. Мишкан (переносной Храм) находился в центре.
А по сторонам - по три колена с каждой. Колена Иегуды, Иссахара и Звулуна - с восточной; колена Эфраима, Менаше, Биньямина - с западной и т. д. Каждая из сторон света символизировала одну из работ в Храме (сначала в переносном, потом - в Иерусалимском).
И каждая из работ раскрывала потенциал соответствующего колена всего дома Израиля.
"Поднять головы", укрепить дух следовало всем евреям. Поэтому кроме Моше и Аарона говорить с представителями того или иного колена должен был их, выражаясь современным языком, лидер, наделенный, как и все колено, определенной "окраской", потенциалом, способный выполнять конкретные виды работ. Слово окраска, кстати, мы употребили здесь не случайно. Каждому колену Всевышний не только определил место стоянки, но и дал свой флаг. Цвет полотнищ соответствовал духовному потенциалу и задачам каждого колена.
Например, колено Иегуды. Из него происходят цари (из рода Давида - десятое поколение после Иегуды, сына Яакова). Цвет их флага - голубой. Потому что лидер должен иметь потенциал ощущения Неба. То есть ощущение, что и он - вождь, предводитель, пусть даже царь - ходит под Небом. Только раскрыв этот потенциал, человек может стать достойным руководителем...
Всего, как мы помним, 12 колен. У каждого - свой цвет.
А вместе они составляют один народ - народ Израиля.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.