На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИЗ ПОЧТЫ РЕДАКЦИИ

ДО ПОБЕДНОГО ЗАЛПА

Расскажу про своего товарища и сослуживца Героя Советского Союза полковника юстиции Ефима Борисовича Фрадкова, которого знал почти четверть века. С ним я пять лет учился на одном курсе в Военно-юридической академии в Москве, мы оба проходили службу в военном окружном суде в Одессе: он — заместителем председателя суда, а я членом судебной коллегии.
Во время Отечественной войны мы хотя и не знали друг друга, но наш боевой путь пролегал по одним и тем же местам — Западной Украине и к северо-западу от Москвы. Он служил в 110-й ордена Александра Суворова и двух орденов Красного Знамени стрелковой дивизии, а я в 111-й Александрийской орденов Красного Знамени и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии.

Война застала Ефима Борисовича на Украине, вблизи государственной границы. В ту пору командиру орудия старшему сержанту Ефиму Фрадкову исполнилось 19 лет. Тяжкие испытания выпали на долю молодого артиллериста. Об этом хорошо сказал поэт-фронтовик:
"Сурова жизнь, коль молодость в погонах,
А юность подпоясана ремнем…"

Он родился на Смоленщине в большой многодетной семье. С восьми лет остался без отца. Несмотря на материальные трудности, с отличием окончил среднюю школу. Страстно желая учиться дальше, юноша поступает в Московский политехнический институт, однако учиться ему пришлось недолго. Перед надвигающейся фашистской опасностью страна готовилась к войне. Проводились масштабные мероприятия по укреплению обороноспособности страны.
Со студенческой скамьи Ефима Фрадкова призвали на срочную службу в Красную Армию. После окончания полковой школы он — командир артиллерийского орудия в стрелковой дивизии. Его первый бой был под Перемышлем, где наши артиллеристы вступили в сражение с танковой колонной фашистов.
Обстановка сложилась так, что орудия батареи стояли на открытой позиции, без всякой маскировки. Стрелять можно было только прямой наводкой. Гитлеровские танки зловеще и неумолимо надвигались на орудийный расчет маленькой пушки. Дрожала земля под их мощными гусеницами. Сзади бежали автоматчики с засученными рукавами. Наше орудие молчало.
Когда танки подошли поближе, орудийный расчет Фрадкова по команде командира батареи открыл беглый, губительный огонь. Первый снаряд подбил гусеницу танка. Танк закрутился на месте. От второго снаряда танк запылал огненным смерчем.
Отважно сражались и другие орудийные расчеты батареи. Атака была отбита. В этом бою Фрадков открыл свой личный боевой счет уничтоженных врагов.
Пять дней и ночей наши войска у города Перемышля сдерживали многочисленные атаки врага, но затем, опасаясь окружения прорвавшимся на флангах врагом, вынуждены были с боями спешно отступать.
За проявленное в том бою мужество старший сержант Фрадков был награжден солдатской медалью "3а отвагу". В 1941 году, когда наша армия порой беспорядочно отступала, такая награда была большой редкостью. Можно с полной уверенностью утверждать, что медаль "За отвагу" 1941 года — это как орден Боевого Красного Знамени 1944 года.
Конечно, было страшно, отвечал на вопрос полковник юстиции Фрадков, выступая уже в мирное время в праздник 9 Мая, в День Победы, перед солдатами строительной роты в Одесском гарнизоне. Но страх имеет и свое полезное действие: он обостряет чувство опасности, делает тебя собранным и целеустремленным, не дает совершить необдуманных действий. А это плюс умение — главное для победы в бою. Величайшее качество человека — мужество перед лицом смерти. Война раскрывает человека, все, что в нем есть, лучшее или худшее. В мирное время жил бы себе человек и ничем не выделялся, а в военное он быстро становится или героем, или трусом, предателем.
На всю жизнь, вспоминает Ефим Борисович, остался в памяти приказ Верховного Главнокомандующего № 227 "Ни шагу назад", зачитанный в конце июля 1942 года перед строем личного состава батареи. Отступая под натиском врага, наши войска оставили громадную территорию страны. Приказ требовал прекратить отступление, иначе Родина погибнет. За оставление позиции без приказа виновный в этом командир подлежал расстрелу.
Не шелохнувшись, стояли в строю бойцы. Руки бойцов крепко сжимали винтовки и автоматы. Лица их были суровы. В их душе кипела ненависть к врагу, решимость любой ценой остановить и разгромить врага.
В сентябре 1941 года артиллерийский дивизион, в котором служил Фрадков, участвовал в сражении за Киев, но благодаря героизму воинов и умению командиров, смог вырваться из окружения, в которое попало большое количество наших войск. Только в плен тогда немцы взяли 665 тысяч наших солдат и командиров.
В бою под Старым Осколом Белгородской области Фрадков был тяжело ранен снайперской пулей. Едва встал на ноги в госпитале — снова возвратился в строй.
В сентябре 1943 года, после освобождения от немецко-фашистских захватчиков его родного города Демидова Смоленской области, Фрадков, прошедший по многим кровавым дорогам войны, узнал о гибели от рук гитлеровцев матери, сестры и брата. Известие об этом еще более усилило ненависть Фрадкова к коварному и жестокому врагу.
Геройски сражался расчет Фрадкова и в Белорусской операции — одной из выдающихся битв Великой Отечественной войны. 3 июля 1944 года наша стрелковая рота, находившаяся на господствующей высоте, отбила атаку гитлеровцев, пытавшихся вырваться из огненного кольца, но и сама попала в окружение противника.
У бойцов кончались патроны. Командир дивизии полковник С.М. Тарасов вызвал
к себе бывалого воина старшего сержанта Фрадкова.
— Сможете с пушкой и запасом боеприпасов прорваться на высоту? — спросил он.
— Поставленную боевую задачу расчет выполнит, — твердо и решительно ответил артиллерист, уверенный в мастерстве и смелости своих подчиненных.
Быстро погрузили на автомашину патроны, снаряды, рацию, прицепили орудие. Фрадков принял смелое решение. Сняв пилотку и погоны, он встал на подножку. Шоферу велел ехать медленно. Сам громко отдавал команды по-немецки. Военная хитрость удалась. Проехав немецкую цепь утомленных боем стрелков, машина стремительно помчалась на высоту. Фашисты открыли вслед беспорядочный огонь, но орудийный расчет без потерь прорвался к своим.
Вот как писала дивизионная газета "К победе" от 19 июля 1944 года: "…Гитлеровцы, поддержанные самоходным орудием "Фердинанд" и бронетранспортером с пулеметом, рвались по дороге на высоту. Прямой наводкой третьим снарядом расчету удалось подбить танк, затем вывести из строя бронетранспортер. Но это не остановило очумевших фашистов. С отчаянием обреченных они во весь рост шли цепью в атаку, пытаясь прорваться из окружения. Фрадков перешел на осколочные снаряды. Дорога и подступы к ней были усеяны трупами. Вражеская пуля ранила бесстрашного командира, но он продолжал руководить стрельбой, посылая снаряд за снарядом на головы гитлеровцев. Тут подоспело подкрепление. Немцы не прошли. Рота была спасена. Боевая задача была успешно выполнена".
За этот бой Е.Б. Фрадков был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Древние мудрецы говорили: молодость живет мечтами, а старость — воспоминаниями. Ефим Борисович вспоминает о своей боевой молодости:
— Это было ранним утром 22 февраля 1945 года. Артиллерийская батарея поддерживала огнем нашу наступающую пехоту. Путь наступающим преградил вражеский пулемет, бивший очередями из амбразуры дерево-земляной огневой точки (дзота). Стрелки залегли и несли потери. Невозможно было поднять голову.
Поступил приказ командира стрелкового батальона уничтожить пулемет прямой наводкой. Орудие выкатили на открытую позицию. Началось единоборство, дуэль с врагом. Кто кого! У бойцов расчета одна мысль — уничтожить врага... Снаряд за снарядом посылали они в цель. Упал, сраженный пулей, заряжающий.
Фрадков сам стал подавать снаряды в казенник пушки. Ни крепкие стены, ни яростный огонь не спасли врага. Пулемет был уничтожен. Пехота была благодарна: с уважением смотрят пехотинцы на артиллеристов, у которых прибавилось седины, — сказалось нечеловеческое напряжение. И таких боев было много, очень много. Всего не опишешь.

"Для наших внуков,
правнуков то время —
История далекой старины.
Пусть не познает
молодое племя
В своей судьбе
все ужасы войны".

В. Федоров

В его наградном листе, представленном в Верховный Совет СССР к присвоению звания Героя Советского Союза, значится, что в годы Великой Отечественной войны он командовал артиллерийским орудием, из которого было уничтожено 13 танков и самоходно-артиллерийских орудий, 14 других орудий, 12 минометов, 35 пулеметов, 23 автомашины, 27 повозок, 6 наблюдательных пунктов, около 1500 солдат противника. До последнего победного залпа прошел отважный артиллерист по кровавым дорогам войны.
Смелый, инициативный и умелый орудийный расчет всегда можно было видеть на самых трудных участках боевых действий, и под руководством своего бесстрашного командира он всегда с честью выходил из самых сложных фронтовых ситуаций.
Родина высоко оценила заслуги Е.Б. Фрадкова. Его подвиги отмечены Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды, орденом "3а службу Родине в Вооруженных Силах СССР", двумя медалями "За отвагу", медалями "За боевые заслуги", "За воинскую доблесть", "3а безупречную службу", "За оборону Киева", "За взятие Кенигсберга", многими другими юбилейными и памятными медалями.
После войны Фрадков, окончив краткосрочные курсы младших лейтенантов, стал офицером Красной Армии. После трех пулевых ранений служить в строю было трудно, но расстаться с армией он не мог. Завоеванный большой ценой мир нужно было охранять.
В 1946 году он поступил, а в 1951 году окончил Военно-юридическую академию в Москве, стал военным юристом, судьей. Он снова на фронте — теперь в течение тридцати лет на передовой борьбы с преступностью.
Новая работа пришлась ему по душе. Ведь военные суды, осуществляя правосудие в армии, защищали крепость армии от преступных посягательств, заботились о воспитании военнослужащих в духе преданности Родине и беззаветного, честного выполнения своего воинского долга.
В исполнении обязанностей военного судьи ему во многом помогал жизненный опыт, приобретенный в суровые годы войны.
В течение полумесяца в Большом зале Дома культуры Симферопольского завода имени С.М. Кирова военным трибуналом округа под председательством полковника юстиции Е.Б. Фрадкова рассматривалось уголовное дело изменников Родины Ш. Асанова, Э. Менаметова, Н. Мензатова. В первые дни немецкой оккупации Крыма они перешли на сторону врага и в составе немецко-фашистского добровольческого карательного отряда чинили зверства над соотечественниками.
Один из пунктов обвинения гласил, что они вместе с другими предателями арестовывали членов семей советских активистов, семей красноармейцев — женщин, стариков, детей, — связывали им проволокой руки и живыми бросали в глубокий колодец.
На отдельном столике в зале суда лежали вещественные доказательства — кучка скрученных в кольцо мотков проволоки, извлеченных из колодца, которыми изверги связывали руки своим жертвам, в том числе и маленьким детям. Присутствовавшие на суде рабочие симферопольских предприятий не сводили глаз с этой кучи.
Приговор к высшей мере наказания — расстрелу, вынесенный изменникам Родины в строгом соответствии с законом, присутствовавшие встретили с одобрением.
Значительным событием в военной службе Героя Советского Союза Е.Б. Фрадкова было его пребывание в течение пяти лет в должности председателя военного трибунала Потсдамского гарнизона, в городе, который в течение нескольких веков был резиденцией прусских королей и где в июле-августе 1945 года состоялась конференция глав великих держав-победительниц: СССР, США и Великобритании — И. Сталина, Г. Трумена и У. Черчилля, на которой решались вопросы устройства послевоенного мира в Европе.
Е.Б. Фрадков ушел от нас в мир иной 3 ноября 1990 года в возрасте 69 лет после долгой мучительной болезни. Похоронили его с большими воинскими почестями. За гробом шел весь Военный Совет Краснознаменного Одесского военного округа. Е.Б. Фрадков был последним Героем Советского Союза, который служил в войсках округа. Его фамилия вместе с именами других Героев Советского Союза выбита на внутренней стене Музея истории Отечественной войны в Киеве. В родном городе Фрадкова — Демидове — в краеведческом музее хранится стенд памяти героя. Светлая память о нем живет в сердцах близких ему людей, родственников, однополчан, сослуживцев.

Мы должны помнить нашу историю и наших героев. Ведь молодые поколения мало знают о прошлом. И не потому, что не чтят погибших. Просто, как говорили древние, "Время медленно идет вслед за горем и стирает следы его".

Борис БОГАЧЕВ,
полковник юстиции в отставке,
заслуженный юрист Украины.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.