На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЕВРЕИ АВСТРАЛИИ: КАТОРЖНИКИ И ИСКАТЕЛИ СЧАСТЬЯ

ДАЙДЖЕСТ

Из первых 1469 человек, высадившихся в Порт-Джексон 26 января 1788 г., десять были евреями-каторжниками, среди них три женщины. Все они были из беднейшей части Лондона — Ист-Энда. В течение многих лет каторжной истории Австралии эта часть Лондона будет поставлять основную массу заключенных.
Из первых десяти двое стоят упоминания. Эстер Абрахамс, впоследствии первая леди Австралии, была осуждена на семь лет каторжных работ за кражу кружева. Прибыв с маленькой дочерью на место, она вскоре стала женой лейтенанта Королевского военного флота Джона Джонстона. Эстер родила ему шестерых детей. Джонстон впоследствии успешно возглавил бунт против губернатора.
Джон Харрис за кражу серебряных ложек был приговорен к смертной казни, но затем — к 14 годам каторжных работ. Проявив сообразительность, он предложил установить общественные часы и стал при них сторожем, а в 1793-м — первым австралийским полицейским.
В течение следующих 12 лет из 5808 каторжников 54 были евреями, а всего за первые 42 года (с 1788 по 1830) в Австралию прибыли 384 еврея, что составило 0,86 процента от общего числа осужденных. К 1830 году этот процент снизился до 0,37, что объясняется улучшением экономического положения евреев в Великобритании.
Только изредка прибывали представители более зажиточных слоев еврейства. К ним относился Соломон Леви, лондонский брокер, осужденный в 1813 году за соучастие в краже ящика чая. Через четыре года как успешный дилер он получает полное прощение, женится на девушке с приданым, заводит канатную фабрику и водяную мельницу и ведет обширную торговлю в Тихом океане. В 1826 году он вернулся в Англию, где его рассказы об Австралии привлекли к ней целую волну свободных еврейских поселенцев.
Еще одним каторжником из "приличного" сословия явился 23-летний Абрахам Полак. Отец его был модным лондонским художником-миниатюристом. Абрахам вел богемный образ жизни, денег не хватало, и он украл часы у проститутки. По прибытии в Австралию он вскоре вошел в доверие к властям, открыл свой магазин, а в 1836 году стал президентом синагоги в Сиднее.
Стоит отметить и Джозефа Маркуса, получившего религиозное образование. Видимо, доведенный до крайней нужды, он совершил кражу из незапертого дома и был осужден в 1791 году к смерти, но помилован. Десять лет он провел на острове Норфолк, а затем вернулся на материк и стал полицейским. Джозеф Маркус первый в Австралии неофициально выполнял обязанности раввина (в 1817- 1825 годах).
Несмотря на суровые условия содержания, власти проводили политику постепенного приобщения осужденных к свободной жизни. При этом евреи ощущали меньший национальный гнет, чем это было в метрополии. Вместе с тем администрация принудительно привлекала каторжников к посещению англиканской церкви, а неподчинение влекло за собой наказание розгами. Католики при этом страдали не меньше, чем евреи.
Кроме того, у евреев не было ни одного официального раввина. Средний возраст жителей колонии был всего 25 лет, отсутствие стариков со знанием еврейской традиции приводило порой к ее полному несоблюдению. Еще в 1840-е годы для решения многих проблем приходилось ждать указания раввина из Лондона, на что уходило девять месяцев.

ПЕРВЫЕ СВОБОДНЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ-ЕВРЕИ

В 1828 году в колонии прошла первая перепись. В Австралии проживало 36,5 тысяч жителей, из них около 20 тысяч — свободные поселенцы. Число евреев составило 187 человек, то есть 0,5 процента общего количества населения. (Это соотношение в полпроцента сохраняется — с небольшими отклонениями — и по сей день.) Из общего количества евреев иудеями оставались только 55 человек, остальные числились как католики и протестанты. Свободных поселенцев среди евреев было всего 17 человек.
Первым свободным поселенцем в Австралии была Эстер Исаакс, прибывшая в колонию к своему мужу-каторжнику. Первым свободным поселенцем-мужчиной стал брат Соломона Леви — Барнетт Леви, прибывший в 1821 году. Впоследствии он стал основателем австралийского театра. Однако сколько-нибудь серьезная еврейская иммиграция в Австралию начинается в 1830-е годы.
Вскоре официально сформировалась Сиднейская община ашкенази, первым председателем которой стал Барроу Монтефиори, кузен известного филантропа сэра Монтефиори. В 1844-м на Джордж Стрит в Сиднее была открыта первая, с богатым убранством, синагога. В 1846 году основано первое еврейское учебное заведение — Сиднейская еврейская академия, в которой помимо иудаики преподавали также английский и иврит.
Тогда же Барнетт Леви как первый вольный поселенец завел собственный бизнес и одновременно начал устраивать сольные концерты, на которых успешно пел и декламировал. Он осуществил грандиозный проект на Джордж-стрит, построив пятиэтажную гостиницу с помещением для театра. В этом первом австралийском театре за пять лет прошло 342 спектакля всех жанров — от опер до бурлеска.
Евреем был и первый выдающийся австралийский музыкант Исаак Натан, написавший первую австралийскую оперу "Дон Джон Австрийский". Хотя Натан и не соблюдал традицию, он наладил контакты с сиднейской общиной и синагогой.
Первым публицистом-евреем в Австралии был Джордж Мосс, начавший посылать в 1841 году корреспонденции в лондонскую газету "Голос Яакова". В 1842-м он стал издавать сиднейский вариант этой газеты, а 1846-м основал Институт еврейской литературы и гебраистики и Еврейское общество чтения. В 1846 году Мосс занял должность секретаря в синагоге на Йорк-стрит, но был смещен за критическую статью о синагоге в "Сидней морнинг стар" и вскоре умер.

ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА

Настоящая золотая лихорадка началась, когда в провинции Виктория, в районе Балларата были обнаружены богатые золотые россыпи. Этому открытию способствовал "Золотой комитет" из 16 человек, куда вошли два еврея, кузены Ашер и Генри Харты, причем Генри Харт считался в этом комитете движущей силой. Если в конце 1851 года во всей Австралии насчитывалось всего 2 тысячи евреев, то через 10 лет их было 5 тысяч, при соответствующем росте в Виктории от 200 до 3 тысяч евреев. В результате этого еврейская община Виктории становится крупнейшей в Австралии.
Если раньше членами общины были, как правило, выходцы из Англии (в основном, из Лондона), то теперь стали приезжать молодые евреи из разных стран Европы, а иногда и из Америки, с золотых полей Калифорнии. Примечательно, что 75 процентов новых иммигрантов были из Германии, что объясняется разочарованием немецко-еврейской молодежи в надежде стать полноправными гражданами на своей родине.
К 1861 году 40 процентов еврейского населения стало жить вне Мельбурна. Так, в районе приисков большие общины возникли в Балларате и Бендиго, а также в Джилонге.
Лишь немногие евреи участвовали непосредственно в золотодобыче, из них добился успеха только Бернет Лазарус. Когда началось восстание золотодобытчиков в Балларате, евреи поддержали требования шахтеров, а один еврей — Тедди Сонен — был убит в схватке с полицией.

СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН

В 1878 году была освящена Большая сиднейская синагога, построенная по образцу Большой синагоги в Лондоне. Она стала крупнейшей в Южном полушарии и вмещала тысячу молящихся. В это время еврейское население Сиднея насчитывало 3 тысячи человек.
В 1853-м в Сиднее появилась первая еврейская школа, сочетавшая религиозное и светское образование. В 1872 году в ней обучалось 145 еврейских и 30 нееврейских детей. Десять лет спустя это учебное заведение закрылось — после того, как правительство отменило помощь религиозным школам.
В Мельбурне дневная еврейская школа была основана в 1855-м. Многие родители, однако, неохотно посылали в нее своих детей, поскольку для общественных школ использовались учебники, проповедовавшие христианство. В 1895-м и эту школу пришлось закрыть.
В 1870-е годы предпринимается вторая попытка издания еврейской газеты, на этот раз в Мельбурне. В 1871 году Соломон Джозеф стал выпускать газету "Австралийский израэлит". В 1879-м стала выходить газета "Джуиш геральд", первым редактором которой был рабби Элиас Блаубаум, стоявший на ортодоксальной платформе.
Период золотой лихорадки характеризуется усиленной интеграцией евреев в австралийское общество. В Мельбурне в 1860-е годы была построена миква, но в Сиднее ее не было вплоть до 20-х годов XX века. С одобрения Главного британского раввина в 1864-м в Мельбурне был создан австралийский Бет Дин, но в Сиднее постоянный религиозный суд был создан только в 1886 году.

НАЧАЛО РУССКО-ЕВРЕЙСКОЙ ИММИГРАЦИИ

Первым русским евреем, поселившимся в Австралии, был Абрахам Соломон, который в Манчестере получил 14 лет за скупку краденого и прибыл на каторгу в 1827 году. Еще не освободившись, он получил должность полицейского. Умер он в 1846-м, и вплоть до 1880-х русских евреев в Австралии практически не было.
Только после убийства Александра II и последовавших за этим массовых погромов началась интенсивная эмиграция из России. Чаще всего перевалочным пунктом для эмигрантов являлся Лондон. Отсюда разъезжались в США, Канаду, Аргентину, Южную Африку…
В Виктории в это время была депрессия, что привело к уменьшению еврейской общины с 6,5 до 5,9 тысяч. Поэтому основная часть русской иммиграции направлялась в Сидней, где в 1881-1885 годах русские евреи создали свою ортодоксальную общину. Как правило, они считали, что служба в австралийских синагогах проводится недостаточно строго и слишком формально. В 1898-м барон Гирш организовал религиозную и экономическую помощь эмигрантам из России. Выходцы из Галиции, недовольные службой, проводимой в Большой синагоге, инициировали в 1913 году строительство Центральной синагоги.
После 1880 года выходцы из Восточной Европы создали общины в шахтерских городах Броукен-Хилл и Ньюкасл, привнеся туда обычаи и дух местечек.
Несмотря на все это, главной в Сиднее оставалась Большая синагога. Она была ортодоксальной, английской модели, но строго ортодоксально служба велась только для малой части прихожан, а когда собиралось много народа, делались отступления: некоторые молитвы читались по-английски, допускался смешанный хор и т. д. В Мельбурне только в одной конгрегации, больше половины которой составляли выходцы из России и Польши, строго блюли ортодоксальность.

Э. ПАСИКА.

(Окончание следует.)

(Публикуется с любезного разрешения Евгения Берковича,
редактора сетевого журнала "Заметки по еврейской истории".)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.