На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

С новой музыкой заснуть невозможно!


Уже в тринадцатый раз Южная Пальмира стала местом проведения международного фестиваля современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки". Проходящий в режиме нон-стоп форум академической новой музыки за долгие годы изжил случайных людей, видящих в фестивальных концертах просто смешные экзерсисы на "водно-бачковом" инструменте и так далее. Сегодня в зале на Ришельевской (пусть маленьком, ободранном, зато обжитом) — исключительно высококультурная публика. Правда, на исходе второй ночи два меломана чуть было не подрались, но тишины в зале при этом не нарушили — охрана сработала четко, а выступавшие перкуссионисты из Фрайбурга (Германия) даже ничего не заметили… Так что тринадцатый по счету фестиваль не обернулся чем-то фатально неприличным. "Музыка навеяла", — шутили очевидцы инцидента.

По мнению арт-директора международного фестиваля современного искусства "Два дня и две ночи новой музыки", известного одесского композитора Кармеллы Цепколенко, искусство должно побуждать прислушаться к происходящему вокруг, быть толерантнее, умнее. Стремление к толерантности стало особым акцентом нынешнего фестиваля. С небольшими перерывами, как и обычно, чередовались концерт-сцены, состоящие из "соло-солиссимо", "дуэлей-дуэтов", "концерт-портретов" и перформансов, где многое доверено слову, живописи, хореографии, театру. Не обошлось и без легкого лирического отступления в область этники, фольклора. Этим акцентом оказалась прозвучавшая в исполнении Ирмантаса Андрюнаса (Литва) музыка Витаутаса Германавичюса, написанная для старинного литовского духового инструмента бирбине. Как выяснилось, обычная бирбине напоминает кларнет, ее разновидности, диатоническая бирбине и контрабас-бирбине, звучат весьма своеобразно.
В сочетании с литовским канклесом (разновидность гуслей) получается нечто прозрачное, рождающее ассоциации с неяркими северными просторами. Ощущение — словно родниковой воды глотнул.
Сегодня организаторам фестиваля приходится даже отказывать многим музыкантам, желающим выступить в Одессе, предлагать им приехать "в будущем году в то же время" (все-таки, при несомненной емкости фестивальной формы, два дня и две ночи — не резиновые). Остальное — не проблема. Это в первые годы существования фестиваля его поддерживали финансово только МФ "Biдродження" и европейские культурные институции, а теперь весомую помощь оказывают городские и областные власти, даже Министерство культуры и туризма, долго присматривавшееся к этому начинанию. Уже сформировался круг зарубежных меломанов, приезжающих специально на фестиваль, и это приятно.
Международной общественной организации "Ассоциация "Новая музыка", постоянному организатору "2Д2Н" удалось удивить постоянных слушателей, казалось бы, привыкших ко многому. Например, дуэт "Феникс" (Бельгия) показал музыкальный перформанс "Электрошокнутая" — на самом деле, и "пробирало", и "током било", и "заряжало", и чуть-чуть шокировало. Испанский (точнее, каталонский) пианист Джозеп Мария Баланья воспроизводил на рояле мелодию мобильника нерадивой слушательницы (в прошлом он джазмен, и это многое объясняет). Одесские участники — ансамбли Senza Sforzando и "Симметрия", дуэт "Виолончелиссимо", дуэт "Каданс", камерный оркестр Одесской филармонии — исполняли как произведения европейских композиторов (все ноты были специально присланы в Одессу), так и новые пьесы самой Кармеллы Цепколенко, ее одесских коллег — композиторов Людмилы Самодаевой, Алены Томленовой, Юлии Гомельской, Вадима Ларчикова. Не обходилось без унылых, вызывающих зубную боль музыкальных опусов (вселенская тоска нынче в моде), и аудитория заметно оживлялась во время исполнения ярких, жизнерадостных, а главное, непродолжительных пьес.
Как и прежде, любимцами публики оказались участники ансамбля перкуссии Фрайбургского музыкального университета, умеющие извлекать впечатляющие звуки даже из обычных морских раковин, не говоря уже об огромном арсенале барабанов и барабанчиков, тарелок и колокольчиков, великолепной маримбе и маракасах. Сугубо музыкальные концертные номера перемежались с театрализованными и художественными акциями, был даже продемонстрирован короткометражный фильм "Последнее приглашение. Макабрический танец" швейцарца Хуго Шера с музыкой Кармеллы Цепколенко, использовавшей для пущего эффекта помимо традиционных инструментов игрушечное пианино. Отдохнуть от иногда чересчур серьезного высокого искусства помог музыкально-танцевально-театральный перформанс с участием Нового театра на Печерске (Киев) и шведского театра современного танца Melo, представленный на фестивале в рамках международного культурного проекта SWIЖЕ. Слово фестивальному новичку, менеджеру проекта киевлянину Александру Крыжановскому:
— Мы были в контексте фестиваля, безусловно, каким-то инородным телом, зато продемонстрировали действительно свежий взгляд на тему, взаимодействие и соприкосновение культур Украины и Швеции.
В качестве слушателя я воспринял далеко не все, прозвучавшее на фестивале, что-то мне нравится, что-то не находит в душе отклика. В чем тут дело? Имеет значение, как мне кажется, даже не минор или мажор, не жизнерадостность или депрессивность так называемой новой музыки. Когда я слышу в музыке живую энергию, она мне интересна, а если это имитация каких-то вещей, своеобразная поза, дескать, вот мы такие элитарные и непонятные, — это ненастоящее, это сразу же слышится и отторгается. Важно внутреннее качество — все живое что-то рождает. Вы можете создать замечательное искусственное дерево, которое выглядит хорошо, не боится морозов, но и не дает плодов. Процесс энергоизвлечения у настоящих мастеров становится мощным, щедрым, слушатель от этого получает подпитку, удовольствие.
Что ж, последний день тринадцатого фестиваля стал первым днем работы над четырнадцатым, и это нормально. Как и то, что далеко не вся звучащая на "2Д2Н" новая музыка будет воспринята слушателями с восторгом… Зато одесситам есть о чем поспорить, а иностранным туристам, приезжающим специально для прослушивания фестивальной программы, — чему подивиться. Ведь разрушающаяся Одесса если чем еще и привлекательна для проезжающих, то не облупленными зданиями, а творческими идеями, одна из которых — жизнеспособный и оригинальный по форме фестиваль новой музыки.
Среди фестивальных открытий следует назвать тубиста и композитора из Германии Клауса Бургера, наряду с "электронщиком" Матиасом Шнайдер-Голлеком ставшего героем первого дня и первой ночи. Здоровую умеренность в приверженности академическому стилю проявили ансамбли "Новая музыка в Украине" и "Рикошет" (оба — Киев).
А вот болгарские участники (Болгария была представлена на фестивале впервые) Милен Панайотов (фортепиано) и Мариангелла Анастассова (видео) даже несколько разочаровали архаичностью своей творческой продукции. Оказывается, уже успела возникнуть и "старая новая музыка"… Но толерантность есть толерантность, и особо придираться к участникам на этот раз не хочется, они были услышаны, и на том спасибо. Через год, будем надеяться, нас снова ожидают нескучные "Ночи", полные разнообразных впечатлений фестивальные бдения.

Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.