На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Театр Марианны Гончаровой


Во Всемирном клубе одесситов состоялась презентация третьей книги талантливого одесского автора Марианны Гончаровой — педагога, переводчика, режиссера молодежного театра. Книгу под названием "Поезд в Черновцы" (Одесса, "Зодиак", 2006) представлял на сей раз вдвойне редактор Валерий Хаит. Вдвойне — потому что Валерий Исаакович редактировал данное издание и одновременно продолжает редактировать одесский юмористический журнал "Фонтан", где Марианна постоянно печатается. Писательский стаж этой милой, скромной и явно незаурядной женщины насчитывает всего восемь лет, но за это время рассказы Марианны успели полюбиться читателям альманаха "Дерибасовская — Ришельевская" (Одесса), журналов "Слово-Word" (Нью-Йорк) и "Кукумбер" (Москва). И, признаться, эту прозу есть за что полюбить!

На первый взгляд, она совершенно непритязательна. Воспоминания детства, бытовые и путевые зарисовки, парадоксальные жизненные ситуации, увиденные человеком, абсолютно сбалансированным психологически. От рассказов Марианны так и веет душевным здоровьем, что неудивительно: детство и юность автора предстают перед читателем во всем своем очаровании на страницах девятнадцати рассказов, составивших раздел "О Марусе большой и маленькой". Шестидесятые годы в Одессе и Черновцах, где Марианна жила с родителями и бабушкой, — прекрасное время для детей. Пусть не всегда адекватны ситуации школьные учителя и руководители кружков во Дворцах пионеров с их зашоренным стремлением поверять коммунистической идеологией каждое движение ребенка (рассказы "Нас пришли приветствовать…", "С тех пор — никаких конкурсов!"), но зато детей не страшно было выпускать на улицу, чего сегодня, увы, не скажешь… Пусть бабушки и дедушки протестовали против джинсов "Ливайс" и стрижек под "битлов" (рассказ "Дальницкая, 13"), но это не мешало им преданно любить и беречь своих внуков. А если дитя с пеленок чувствует себя защищенным и любимым, какую прозу оно напишет в зрелые годы? Именно такую, как пишет Марианна Гончарова: светлую, добрую, а значит, умножающую в мире свет и добро.
Однако достоинства этих рассказов совершенно не исчерпываются настроением, атмосферой. При всей лаконичности — это добротная литература, в которой нет ничего лишнего. Казалось бы, автор в начале повествования увязает в деталях с чисто женской наблюдательностью, но через две страницы, когда рассказ завершается, понимаешь: тут все по Станиславскому, раз ружье висит, оно непременно выстрелит!
"Я мечтала быть леди два месяца, пока в наш город не приехал театр с пьесой Оскара Уайльда "Как важно быть серьезным", — пишет Марианна в рассказе "Как разбиваются мечты". И далее: "Главную леди в спектакле играла, как указано было в программке, "Засл. арт. респ., парторг". Ее поведение на сцене зачеркнуло мой ванильно-кружевной образ леди навсегда. Она изо всех сил демонстрировала хорошие "мане-э-эры", декламировала текст неестественным индюшачьим голосом и в одном пеньюаре кокетливо вертелась в мужском обществе, мотая перед носом каждого собеседника ярким лохматым веером. Публика, завороженная ее манипуляциями с веером, почти не слушала текста в сочном украинском переводе:
— До биса ци кляти гроши!
"Джентльмены" загребали ногами, чесали в затылке, шмыгали носом, валились на стулья, не поддергивая брюк, играли густо обведенными глазами и хихикали, как опереточные субретки.
Единственным джентльменом выглядел актер, игравший лакея: галантный, молчаливый, деликатный и немного рассеянный. Поднося ему цветы, я убедилась, что он мертвецки пьян.
Тогда я поняла истину: чтобы играть леди, надо, прежде всего, ею быть. Другими словами, чувствовать горошину через семьдесят семь пуховиков".
Марианна Гончарова чувствует. Очень тонко и остро. И ей дано свои чувства передать на бумаге, создавая парад персонажей вроде идеалиста Феди Аиоани, вечного мечтателя Миши Савранского, философа в юбке мадам Врублевской. Иногда рассказ представляет собой монолог персонажа ("Такая пара"), что уж совсем по-театральному. Думается, не за горами тот момент, когда Марианна решится предложить читательскому вниманию свои драматургические произведения. Возможно, это будут одноактные пьесы, ведь ее талант явно в родстве с краткостью. В любом случае книги Марианны Гончаровой окажутся востребованными, читаемыми с легкостью, удовольствием и ностальгией — по тем временам, когда во двор Одессы или Черновцов можно было без боязни выпустить на прогулку маленькую девочку…

Мария ГУДЫМА

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.