На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

БЭГАР, БЭХУКОТАЙ


В эту неделю мы читаем две заключительные главы третьей книги Пятикнижия Моисеева, книги "Ваикра". Называются эти главы "Бэгар" и "Бэхукотай".

Если в прошлой главе "Эмор" дан годичный цикл праздников, то "Бэгар" продолжает эту тему. Начинается нынешняя глава с описания законов, выделяющих определенное время и указывающих на его святость. Но теперь уже речь идет не об определенных днях года, а об определенном цикле, в котором выделяется каждый седьмой, а также каждый пятидесятый. Число семь имеет особое значение для дней, недель, месяцев и лет. Наша неделя состоит из семи дней, семь дней продолжаются Песах и Суккот. Семь недель отделяют праздник Песах от Шавуота. Седьмой месяц объявлен Торой особым временем и отмечен праздниками Рош-а-Шана и Йом-Кипур. А в главе "Бэгар" Тора говорит о семилетнем цикле.
На протяжении седьмого года земля должна отдыхать. Запрещается не только обрабатывать и засевать ее, но и собирать урожай обычным способом. В этот год земля не принадлежит человеку — по воле Всевышнего она является общим достоянием. Каждый человек может взять с земли столько, сколько ему нужно для еды. Никто не имеет права присваивать урожай. Плоды урожая седьмого года приобретают святость, их запрещено уничтожать. Закон о седьмом годе соблюдается только в Святой земле.
То, что этот закон соблюдался, мы знаем от Иосифа Флавия, который рассказывает, что Александр Македонский постановил сократить налоги, собираемые с евреев в седьмой год, "так как они не распахивают в этот год поля свои".
Далее в главе говорится о законах Торы, касающихся сделок. В этой части главы дважды упоминается запрет обманывать, обижать ближнего. Мудрецы объясняют, что в первый раз говорится об обмане при купле-продаже, а во второй раз Тора запрещает задевать ближнего своего обидными словами. Если человек исправился, то нельзя говорить ему: "Вспомни свои прошлые поступки". А если на человека обрушились несчастья, то нельзя говорить ему, как говорили друзья Иову: "Наверное, ты заслужил это, ибо тот, кто совершенно чист от греха, — не страдает".
Глава "Бэхукотай" предупреждает: если евреи нарушат союз со Всевышним, то будут изгнаны со Святой земли. В главе говорится о будущих лишениях народа. Все эти предсказания сбылись с поразительной точностью.
Говорится об опустении страны в период изгнания. "И опустошу Я страну вашу" ("Бэхукотай", 26 — 32).
Страна, некогда необычайно плодородная, превратилась в дикую степь и почти две тысячи лет пребывала в запустении. Были вырублены все леса, изведены под корень знаменитые когда-то на весь мир кедровые рощи.
Русский дипломат на Ближнем Востоке К.М. Базили, живший в XIX веке, отмечает в своих воспоминаниях ужасающую безнравственность обитателей Палестины, алчность сборщиков налогов, от которых люди прятались в горах. Он говорит о почти полном отсутствии в стране промышленности, об упадке сельского хозяйства, о коррупции турецких властей — "самой безнравственной администрации в мире".
Богатейшая страна после изгнания не стала родиной ни одному народу, отвергая пришельцев! Это подтверждает намерение Всевышнего вернуть евреев в Святую землю.
Н. Бердяев в книге "Смысл истории" писал: "Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира в совершенно исключительных условиях, та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы!".
Главой "Бэхукотай" заканчивается книга "Ваикра". В этой книге даны законы и требования, предъявляемые к коэнам, законы, определяющие порядок службы в Храме, законы, относящиеся к этическим нормам и правилам. Завершается книга главами, содержащими пророческое предсказание о том, что произойдет с народом, когда он перестанет соблюдать закон.
Провозгласив основные принципы закона, подробно рассмотрев обязанности человека по отношению к Творцу и по отношению к своему ближнему, объяснив, что стремление достичь святости — это цель исполнения любой заповеди и цель всей человеческой жизни, Моше, человек строгого закона, обращается к народу с предостережением, о котором мы говорили выше. Награда праведникам и наказание злодеям — одна из основ иудаизма.
Земная жизнь — лишь этап человеческого пути. Но этот этап определяет все дальнейшее, что произойдет с ним после смерти. Только в этой жизни человек может делать добрые (или злые) дела, исправлять содеянное зло, раскаиваться. Человек старается прожить жизнь как можно лучше в соответствии со своим пониманием добра и зла, в соответствии со своим пониманием смысла жизни.
Главой "Бэхукотай" мы завершаем чтение третьей книги Пятикнижия. В синагоге при завершении чтения части свитка, соответствующей одной из пяти книг Торы, все присутствующие громко произносят: "Хазак, хазак венитхазек" — "Будь силен, будь силен — и укрепимся". Это призыв к самим себе исполнять законы, данные Торой и соблюдать моральные принципы, установленные ею.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.