На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЕВРЕИ ОДЕССЫ: ТОЛЬКО ЛИ ПРОШЛОЕ?


Музей истории евреев Одессы "Мигдаль — Шорашим" презентовал посетителям принципиально обновленную экспозицию. Презентация состоялась после длительного перерыва в работе музея, вызванного проведением ремонта (в частности — радикально изменена вся система освещения) и кардинальной перестройки всего экспозиционного ряда. Как рассказал директор музея Михаил Рашковецкий, при обновлении постоянно действующей экспозиции сотрудники музея сознательно отказались от традиционного — хронологического — принципа построения выставок.
Нет, главное и теперь осталось неизменным. Как и раньше, музей живет в старой одесской квартире, и залов здесь нет — есть комнаты, на стенах которых даже портреты выдающихся евреев, деятелей сионизма, культуры, науки — Леона Пинскера, Хаима-Нахмана Бялика, Владимира (Зеева) Жаботинского и многих, многих других — смотрятся как семейные фото. А буфет Исаака Бабеля, стол Ирмы Друкера или чернильный набор Нотэ Лурье — не экспонаты, но материальные, осязаемые фрагменты настоящей жизни, так же, как неведомо кому служившие когда-то керосинка или патефон, или фонарь "летучая мышь"…
В экспозиции, как и ранее, отражены различные периоды истории еврейской Одессы — начиная от основания самого города, формирования и жизнедеятельности еврейской общины, ее религиозных, образовательных, общественных институтов. Широко представлены разные социальные срезы одесского еврейства; деятельность многочисленных обществ (в том числе палестинофильских, благодаря активности которых Одессу на рубеже XIX-XX веков называли "вратами в Сион"). Необычностью лаконичного и очень точного дизайнерского решения отличается часть экспозиции, посвященная истории Катастрофы европейского еврейства в годы второй мировой войны (на территории Одессы и области немецкие и румынские оккупанты уничтожили около четверти миллиона евреев)…
По сути, каждый здешний экспонат — это ключ к огромной теме, к целому пласту в истории евреев Одессы. А то, что Одесса в этом отношении — "город особый", Михаил Рашковецкий в одной из своих статей аргументировал так: "Даже по одному количественному параметру — численности еврейского населения — Одесса на рубеже XIX-XX веков уступала лишь двум городам в мире: Нью-Йорку и Варшаве. В этот период несмотря на массовую эмиграцию после погрома 1905 года количество одесских евреев выросло от 139 тысяч (в 1897 году) до 200 тысяч (в 1912-м).
В 1916-м Исаак Бабель в своем очерке "Одесса" без обиняков объясняет своеобразие города тем, что половину его населения составляют евреи. Бабель — не историк, он как художник может вольно обращаться с цифрами, но художественная правда зачастую бывает вернее статистической. Именно в этот период Одесса становится одним из наиболее значительных в мире центров еврейской культуры и политики. Евреи — торговцы и ремесленники, финансисты и биндюжники, врачи и музыканты, журналисты и налетчики, канторы и адвокаты, ученые и нищие — создали ту ауру, в которой здесь могли жить и работать такие выдающиеся деятели еврейской истории и культуры, как Менделе Мойхер-Сфорим, Шолом-Алейхем, Х.-Н. Бялик, Ш. Черниховский, В. Жаботинский, Ахад Га-Ам, Ш. Дубнов, Й. Клаузнер, М. Усышкин, М. Дизенгоф, П. Минковский, И. Бабель, П. Столярский и его великие ученики"…
Вот эту необычную, особую атмосферу города, который один из героев Бабеля называл "звездой нашего изгнания", и пытаются задержать и продолжить здесь, в Музее истории евреев Одессы "Мигдаль — Шорашим". Однако теперь музейные материалы (фотографии, подлинные документы, уникальные книги, оригинальные образцы быта XIX-XX веков и мемориальные вещи, связанные с именами знаменитых одесских евреев) выстроены не "от даты к дате", а скорее, в форме "параллелей", разъясняет директор музея. И параллели эти здесь… пересекаются. Так, документы из истории знаменитого Всеукраинского музея еврейской культуры им. Менделе Мойхер-Сфорима, действовавшего в Одессе в 1920-30-е годы и практически бесследно исчезнувшего незадолго до Великой Отечественной войны, можно сопоставить с материалами из жизни музея нынешнего, которому осенью 2007 года исполнится 5 лет. Факты из деятельности многочисленных еврейских меценатов прошлого — с современными примерами благотворительности. А самые старые документы, свидетельствующие о том, какое место евреи занимали в истории города на разных этапах развития его экономики, культуры, общественно-политической жизни, — с рассказом о возрождении еврейской Одессы, которое датируется началом 1990-х годов.
"Это сложный экспозиционный ход, и я еще не до конца уверен, что он удался, об этом судить посетителям, — говорит директор музея "Мигдаль — Шорашим" Михаил Рашковецкий. — Но самое главное, что эта экспозиция очень подвижная, она очень изменчива, и будет постоянно пополняться". Название экспозиции "Евреи Одессы: только ли прошлое?" он называет "ключевым" в подходах не только к обновленной экспозиции, но и ко всей работе музея: "Мы всегда старались связывать прошлое, историю евреев Одессы с настоящим. А этой экспозицией хотим сказать о неразрывности прошлого, настоящего и будущего. Прошлое есть — оно рядом, и от нас, сегодняшних, неотделимо".

Елена ЛИТВАК.
На фото Евгения Волокина
фрагменты обновленной экспозиции музея.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.