На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЕВРЕИ УШЛИ ИЗ ЕГИПТА


В праздник Песах евреи всего мира вспоминают чудесный Исход своих предков из Египта 33 века тому назад. А тысячи египетских евреев помнят и об изгнании из страны, имевшем место сравнительно недавно, - в минувшем столетии...
"Еврейская община Египта была в XX веке самой современной из всех ближневосточных общин, - говорит профессор Нахем Илан, эксперт по еврейским общинам на Ближнем Востоке, работающий в настоящее время над книгой по истории египетских евреев. - Это было составленное из мигрантов многоликое сообщество, численность которого выросла с 7 тысяч человек в XIX столетии до 80 тысяч - в XX. Именно миграция и обусловила столь стремительный рост".
Суэцкий канал, открытый в 1869 году, оказал огромное влияние на всю мировую торговлю. В Египет устремились тысячи людей из европейских стран. Евреи не были исключением и также рассматривали Египет как страну новых возможностей. В основном, они прибывали из стран Средиземноморья, таких, как Греция, Италия и Турция. Обрели дом в Египте также иракские и сирийские евреи из Дамаска и Алеппо, оседали евреи йеменские, останавливавшиеся по пути в Палестину, оставались бежавшие от погромов евреи российские...
Во время первой мировой войны турецкие власти изгоняли еврейских жителей из Эрец-Исраэль, в результате чего многие из них оказывались в египетской Александрии. Профессор Арье Шлозберг, возглавляющий тель-авивский Центр изучения еврейского наследия Египта, в Александрии родился и прожил первые 20 лет жизни. Его семья (дед и бабушка - выходцы из России, переехавшие в Палестину) здесь оказалась в 1915 году.
В 40-е годы в Александрии проживало 35 тысяч евреев - 10 процентов населения города. Среди тех, кто оказался здесь, было много ашкеназов. "В Александрии неважно было, ашкеназ ты или сефард. На это стали обращать внимание только в Израиле", - рассказывает А. Шлозберг, отмечая, что в Каире был даже идишский театр. Шлозберги не теряли связь с Эрец-Исраэль, куда дважды в год отправлялись на поезде. "Я вырос в семье, где говорили на иврите, - говорит профессор. - Мой отец, врач в дивизии генерала Аленби, говорил на девяти языках. Поскольку Александрия была космополитическим городом, каждый знал как минимум три языка".
Около 95 процентов еврейского населения Египта концентрировалось в Каире и Александрии, остальные были рассредоточены в Порт-Саиде и других городах. Большинство евреев представляли средний класс и обладали влиянием в правительственных и деловых кругах страны. С началом индустриализации евреи начали переезжать из деревень в города. "Евреи в Египте прошли через модернизацию и секуляризацию, как и в Западной Европе, - объясняет профессор Илан. - Хотя модернизация докатилась и до других мест, в Египте процесс секуляризации (приспособления религии к светскому образу жизни, а также постепенной утраты религиозными институтами своих идейных и социальных позиций и замещения религиозной идеологии светской. - Прим. ред.) протекал быстрее и основательнее, чем где бы то ни было. К концу XIX века многие евреи не знали иврита". Кроме того, начиная с XVIII века, большинство раввинов в стране не были уроженцами Египта. "Все главные раввины были приезжими, - говорит Илан. - Местное население не смогло обзавестись собственными духовными лидерами из-за слабой организованности общины".
Антисемитские гонения в Египте начались после образования по соседству в 1948 году Государства Израиль. А после Синайской кампании 1956 года из страны были изгнаны не только британские и французские граждане, но и большинство египетских евреев, у которых вообще не было никакого гражданства. Сегодня в этой североафриканской стране проживает около сотни евреев, тогда как в 1948 году община насчитывала 75-100 тысяч человек. Подавляющее большинство египетских евреев перебралось в Израиль.

Станислав ШУСТЕРМАН,
Jewish.ru.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.