На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Свет благодарной памяти


Мировой кинематограф не теряет интереса к теме Холокоста — об этом свидетельствуют, в частности, последние работы режиссеров Пола Верховена "Черная книга" (Великобритания — Нидерланды — Германия) и Фернана Озпетека "Окно напротив" (Италия — Великобритания), показы которых совсем недавно прошли в кинотеатре "Маски".

Инициатор этих показов, руководитель киноклуба "Ю-синема" Ян Юсим организовал в клубе "Видеосалон" благотворительной фундации "Хесед Шаарей Цион" просмотр американского фильма "Свет вокруг", снятого режиссером Ливом Шрайбером. Кинолента весьма выделяется даже в ряду уже названных, а поскольку некоторые материалы сняты непосредственно в Одессе (и как это вездесущие одесские репортеры не заметили факта проводившихся съемок?), "Свет вокруг" заслуживает отдельного разговора.
Этот фильм рассказывает не просто о конкретной житейской истории с экскурсом в прошлое, а о памяти, способной как продлевать жизнь, так и убивать, становясь безжалостной. Лив Шрайбер дебютирует в режиссуре именно этим фильмом, так как актерская слава, которую он снискал в процессе участия в съемках нашумевших лент "Ураган", "Кейт и Лео", "Омен", не могла компенсировать отсутствия чего-то очень важного. В основу сценария был положен роман Джонатана Сафрана Фоэра "И все осветилось", на главные роли приглашены Элайджа Вуд (помните хоббита Фродо из "Властелина колец"?), Борис Лескин, Юджин Хатз, Лариса Лорет.
Музыку написал композитор Пол Кентелон, включивший в саунд-трек фильма хиты Вилли Токарева, группы "Ленинград", еврейские песни и украинские частушки. В "Свете вокруг" звучит и музыка современных дискотек, ведь герой Юджина Хатза одесский паренек Саша танцует по вечерам брейк-дэнс, чем зарабатывает себе на жизнь…
О прошлом ему приходится задумываться разве что в связи с участием в своеобразном семейном бизнесе, ведь его отец разыскивает клиентов — богатых евреев, желающих из далекой эмиграции узнать что-либо о судьбах оставшихся в Украине родственников и друзей. Доставляет клиентов к месту назначения дедушка, колоритный антисемит (что особенно странно поначалу, принимая во внимание явные семитские черты всех членов семьи) Александр Перец (Борис Лескин). Вот и очередного искателя прошлого, внука эмигрировавших в Соединенные Штаты евреев Джонатана (Элайджа Вуд) дед везет на стареньком автомобиле в давно стертый с лица земли штетл Траченброд, а внук сопровождает клиента в поездке, выполняя функции переводчика.
Мы видим, как этот довольно карикатурный молодой одессит (ну все на месте, и покачивающаяся походочка, и руки в карманах, и заломленная кепочка, и акцент, и даже давным-давно вышедшая из моды золотая "фикса" на зубе) постепенно проникается "странностями" Джонатана, желающего знать правду о своих предках.
Джонатан и вправду странен и удивителен. Он по натуре коллекционер, собирает в прозрачные пакетики разные мелкие вещи, записки, кузнечика, горсть земли — потом это все станет прошлым, поступит в своеобразную кладовую памяти в его доме, где целая стена увешана такими пакетиками. Парень привозит с собой кузнечика в янтарной капле, который оказывается шейным украшением первой жены его дедушки Августины, которую фашисты расстреляли в Траченброде со всеми остальными жителями.
Если в начале фильма зритель смеется над чудачествами деда (притворяется слепым, а сам прекрасно водит машину, и собака-поводырь ему нужна просто в качестве домашней любимицы) и Джонатана, никак не вписывающегося ни обликом, ни манерами в постсоветскую действительность, то где-то в середине — уже напротив, дает волю слезам. Особенно когда становится очевидным: дед сам был когда-то одним из жителей Траченброда, но выжил после расстрела и сбросил с себя навсегда пиджак с нашитой звездой Давида — как сбрасывает старую кожу змея… И его показной антисемитизм не более как страх перед возвращением пережитого ужаса, он стал жертвой Холокоста, чьи мучения продлились на долгие годы, несмотря на вроде бы счастливую жизнь, начатую в Одессе под новым именем.
Не раскрывая всех перипетий сюжета этого весьма трогательного, хотя и неровного в художественном отношении фильма, порадуемся тому факту, что Голливуд еще умеет создавать такое кино. Мы, наверное, уже разучились, но это уже другая история…
"Прошлое всегда с нами, оно — вывернутая наружу изнанка жизни", — говорит Джонатан Сафран Фоэр устами одного из своих героев, не желающего "хоронить прошлое в общей могиле памяти на случай, если кто-то надумает искать". Ибо человеческая память на то и память, чтобы служить не могилой, но вместилищем знаний обо всем, что происходило с нашими предками, и чем больше хранится в этой памяти, тем крепче благодарность потомков.

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.