На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

153. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в первый день праздника Суккот

Сказано в Торе: "В первый день... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:35).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

154. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в Шмини-Ацерет

Сказано в Торе: "В восьмой день священное собрание да будет у вас... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:36).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

155. Заповедь, запрещающая делать что-либо, что может привести к осквернению имени Всевышнего

Сказано в Торе: "Не бесчестите Моего святого имени" (Ваикра 22:32). Осквернение имени Всевышнего называется хилуль Ашем.
Запрет действует в трех случаях:
1) Предположим, в дни гонений за веру насильник вынуждает еврея изменить Торе, силой заставляя его нарушить одну из заповедей Всевышнего. Причем неважно, о каких заповедях идет речь: строгих или мягких. Или, скажем, еврея заставляют нарушить запрет Торы на идолопоклонство, разврат или убийство, — причем даже не публично и не во время преследований за веру, а только для того, чтобы доставить удовольствие насильнику. Во всех перечисленных случаях еврей даже под угрозой смерти не имеет права идти на хилуль Ашем. Тот, кто предпочитает уступить насильнику, но остаться в живых, считается осквернившим имя Всевышнего и нарушителем указанного запрета. Если же, находясь под угрозой смерти, он идет на нарушение в присутствии других десяти евреев, то совершаемое им публичное осквернение имени Всевышнего во много раз страшнее.
2) Преступник, нарушающий запрет Торы не из-за того, что он получает удовольствие или удовлетворяет свою страсть, а только для того чтобы вызвать гнев Всевышнего, восстать против Него и сбросить узы Его Небесного царства, тем самым оскверняет Его имя.
3) Допустим, важный и уважаемый человек совершает поступок, который окружающими воспринимается как грех. Считается, что он тем самым оскверняет имя Всевышнего — даже если сам по себе такой поступок разрешен.
Грех осквернения имени Всевышнего настолько велик, что ни раскаяние (тшува), ни Йом-Кипур не могут его искупить. Он искупается только смертью.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

156. Заповедь, запрещающая предаваться влечению сердца или глаз

Сказано в Торе: "Не ходите за своими сердцами и за своими глазами" (Бемидбар 15:39).
Под выражением "идти за своим сердцем" подразумеваются размышления о вещах, которые могут привести человека к отрицанию любого из основных принципов нашей веры. Под выражением "идти за своими глазами" подразумевается склонность к разврату. Как учили мудрецы (в трактате Брахот 12б): "следовать за сердцем" — ересь, а "следовать за глазами" — распутство.
Заповедь включает также запрет на безудержный поиск наслаждений в этом мире. Особенно следует опасаться предосудительных размышлений, поскольку чистота мысли является той основой, на которой стоит наша вера. Поэтому еврей должен всеми силами освящать и очищать свои мысли. Если он получает какое-либо наслаждение, то только для того, чтобы при его помощи набраться сил и выстоять в обители Царя мира, да будет Он благословен, т. е. чтобы его тело имело силы служить Творцу.
Тот, кто нарушил эту заповедь и стал (упаси Б-г!) разжигать в своей душе сомнения относительно веры, или размышлять о разврате, либо дал себе увлечься мыслями о погоне за материальными удовольствиями, — совершил великий грех, который помешает его грядущему существованию, поскольку уже теперь осквернил все двести сорок восемь частей своего тела и триста шестьдесят пять жил — в физическом и духовном плане. Поэтому каждому надо очень опасаться нарушать указанный запрет.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

157. Заповедь, запрещающая уничтожать любую святую вещь и любое из имен Всевышнего

Сказано в Торе: "Не делайте такого для Всевышнего, вашего Б-га" (Дварим 12:4).
Стирающего хотя бы одну букву в записи одного из семи святых имен Всевышнего, которые запрещено уничтожать, наказывают малкот. Того, кто стирает в том же слове буквы, стоящие сразу после имени Всевышнего (например, в словах "Б-г твой" сразу после имени "Б-г" в том же ивритском слове идет местоименный суффикс "твой"), наказывают макот мардут.
Если на каком-то предмете, срок использования которого закончен, начертано имя Всевышнего, то место с именем надо изъять (вырезать, отделить и пр.) и надежно спрятать (например, захоронить). Того, кто нанес имя на металлическую поверхность, а затем расплавил металл, наказывают малкот.
Того, кто уничтожил тексты Писания или комментарии к нему, написанные евреем в святости, наказывают макот мардут. Но такие же тексты, написанные евреем, отрицающим нашу святую веру, должны быть сожжены со всеми записанными в них именами Всевышнего.
Запрещено разбивать или уничтожать любой предмет, обладающий святостью.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

158. Заповедь, запрещающая уклоняться от постановлений еврейского суда

Сказано в Торе: "Не уклоняйся от слова, которое они тебе скажут, ни вправо, ни влево" (Дварим 17:11). Имеются в виду еврейские судьи.
Заповедь говорит также о необходимости соблюдать все постановления, которые мы получили от наших мудрецов, согласно Талмуду, дошедшему до нас. Каждый, кто верит в Моше, нашего учителя, мир его праху, и в его святую Тору, обязан опираться в вере на слова мудрецов и полагаться на них. Сказанное в равной степени относится как к постановлениям, полученным нами по традиции и составляющим Устную Тору, так и к постановлениям, принятым в соответствии с правилами, с помощью которых объясняется Тора, а также к постановлениям, имеющим цель "оградить" Тору от нарушений. Об этих трех классах постановлений мудрецов говорит приведенный запрет Торы.
Сказано в Сефер Ахинух: "Мы обязаны выполнять указания мудрецов предыдущих поколений, всех великих авторитетов в познании мудрости Торы и всех признанных судей нашего поколения".
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины. Человек, не выполняющий любое из постановлений, принятых нашими мудрецами, умевшими трактовать Тору, нарушает этот запрет.

159. 160.
Заповедь, запрещающая добавлять что-либо к заповедям Торы
Заповедь, запрещающая убавлять что-либо от заповедей Торы

Сказано в Торе: "Все, что Я вам заповедую, бережно исполняйте, ничего не прибавляя к этому и не убавляя" (Дварим 13:1).
Оба запрета относятся к положениям как Письменной, так и Устной Торы. Поэтому тот, кто утверждает, что некая заповедь, установленная нашими мудрецами, на самом деле приведена в Письменной Торе, тем самым добавляет к ней. А тот, кто опускает что-либо из заповедей Торы, — убавляет от нее.
Впрочем, мудрецы прошлых поколений ввели несколько добавочных заповедей (дерабанан — "заповеди мудрецов"), которые бывают трех видов: такана (установление), сияг (ограда), гзера (запрещение), а также специальные постановления — такие, например, как чтение Мегилат Эстер в праздник Пурим, зажигание огней в дни Хануки и т. п. Все эти законы не являются нарушениями приведенного запрета "не добавлять к Торе", поскольку мудрецы никогда не утверждали, будто Всевышний, благословен Он, повелел им добавить эти постановления к заповедям Торы.
Если коэн, благословляя народ во время молитвы, в дополнение к трем "благословениям коэнов", записанным в Торе, скажет хотя бы одно лишнее благословение, тем самым он нарушит запрет "не добавляй".
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

161. Заповедь, запрещающая устанавливать каменную плиту, чтобы падать на ней ниц — даже перед Всевышним

Сказано в Торе: "Каменной плиты не устанавливайте на своей земле, чтобы падать на ней ниц" (Ваикра 26:1).
Того, кто распластался ниц на каменной плите, раскинув в стороны руки и ноги, перед Всевышним, наказывают малкот. Того, кто сделал это, не раскидывая рук и ног, наказывают макот мардут — по указанию мудрецов. Для распластавшегося на плите ниц перед идолом, независимо от того, раскинул он свои руки и ноги или нет, наказание — скила.
В синагоге с каменным полом необходимо постелить что-нибудь на пол, когда молящиеся падают ниц во время молитв в дни Рош-Ашана и Йом-Кипур. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.