На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ТАЗРИА


В Торе читаем: "И говорил Творец, обращаясь к Моше: скажи сынам Израиля: женщина, когда зачнет и родит сына, нечиста семь дней, как нечиста в дни ее ежемесячного отстранения, а на восьмой день пусть обрежет его крайнюю плоть. И тридцать три дня пусть пребывает в чистоте от крови своей, и не прикасается ни к чему святому, и не приходит в Святилище, пока не завершатся дни ее очищения. А если она родит девочку, будет нечиста две недели, как во время своего отстранения, и шестьдесят шесть дней должна очищаться от крови своей.
И когда завершатся дни ее очищения после сына или дочери, она должна принести к входу в Шатер Откровения, коэну, годовалого барана во всесожжение и молодого голубя и горлицу — как приношение за грех" ("Ваикра" 13:1-6).
В переводе на русский язык слово "тазриа" означает — зачала, понесла, забеременела. Казалось бы, обычное дело, что может быть естественнее?
И вдруг такие сложности, запреты и предписания. Почему?..
Глава начинается с определения статуса роженицы. Рождение человека, приход в наш мир новой души — высочайшая реализация потенциала женщины. Заметим: плод в чреве матери, не родившееся, но уже живое существо, связано с ней не только пуповиной, но и весьма активным "взаимодействием" душ. Недаром принадлежность еврейскому народу определяется по матери. Только если мать — еврейка, ребенок автоматически рождается евреем. В других случаях человек сам выбирает — хочет ли он стать частью еврейского народа. И должен пройти процедуру гиюра в точном соответствии с законами Торы, иного способа "стать евреем" у него нет.
Разрыв между женщиной и родившимся ребенком вызывает "поломку" в ее душе, подобную резкому сужению сосудов или стенокардическому приступу. На успокоение души и ее возвращение в нормальное состояние даются те самые тридцать три или шестьдесят шесть дней. Важная часть процесса "остывания" — усилия материального характера. Среди них — покупка животного и принесение его в Храм, в жертву.
Почему количество дней различно при рождении мальчика и девочки? Вначале Всевышний сотворил небо и землю — таков был порядок сотворения мира. Небо — его мужская сторона, Земля — женская. Отсюда следует, что рождение мальчика должно в каком-то смысле предшествовать рождению девочки.
А значит, "сужение духовных сосудов-каналов" при рождении девочки сильней. Подчеркнем, что такое происходит не только при первых родах и не зависит от того, рожала ли женщина до этого мальчика. Каждая беременность — отдельный процесс.
Итак, по окончании установленного срока мать приходила к Мишкану (впоследствии —к Храму) с приношениями. Одно из них — годовалый баран (если она была бедная — голубь или горлица). Это — выражение радости и благодарности Творцу за великий дар, ребенка. Однако далее сказано об обязательном приношении за грех — голубе или горлице. Какой же грех совершила мать, у которой родился ребенок?
Тора, и в этом ее особенность, ведет человека к чистоте и правде в делах, словах и даже мыслях. Откуда такая тотальная самоцензура? Во-первых, сам человек, его совесть, его душа стремятся к совершенству. А во-вторых, мысли совсем не безобидны, они ведут к слову и действию, они склонны закрепляться и воплощаться.
Всевышний наказал Хаву за то, что она отведала запретный плод, уговорила мужа его попробовать и вместо раскаяния свалила вину на змея. Тогда Творец сказал: "Со скорбью рожать будешь детей". И вот, в период схваток от боли многим женщинам приходит в голову мысль: "Зачем это все? Не хочу…". В этот момент она сожалеет о прошлом и отказывается повторить это в будущем. За этот бунт, который
у каждой матери после родов обычно сменяется радостью, и просит прощения женщина. Она хочет, чтобы слова ее не исполнились и не были приняты всерьез...
От акта рождения человека Тора переходит, вроде бы, к совсем другой теме — болезни. Однако связь между этими явлениями есть, и она — в ритуальной нечистоте.
В Торе читаем: "Человек, на коже тела которого появится опухоль или лишай, или пятно...". Зачем в Торе употреблено как будто бы лишнее тут слово — "тела"? А мы уже знаем, что в Торе каждое слово — значимо, и "лишних" просто не может быть.
Отметим, что и сегодня происхождение многих кожных заболеваний — загадка. Дерматология — одна из самых таинственных областей медицины. Кожа — граница, отделяющая человека от внешнего мира. Она отражает вовне то, что происходит внутри. В частности — в психике, в душе человека.
В рассказе Торы о наказании Адама и Хавы за нарушение запрета Творца возвышенные пророчества вдруг кончаются странной, как будто бы "технической" фразой: "И сделал Творец Милосердный человеку и его жене одежду из кожи и одел их"...
О чем идет речь?
До нарушения запрета Адам и Хава ходили нагими и не испытывали стыда. В наших первоисточниках написано, что прежде их тела окружало сияние — они "носили" одеяние из света (на иврите свет — "ор"). В результате проступка и последовавшего за ним наказания у них появилось ощущение нечистоты и стыда. Ибо свет покинул тела первых людей. Тогда Всевышний пожалел их и дал им одежды из кожи (кожа на иврите тоже — "ор", с той лишь разницей, что это слово начинается не с буквы "алеф", сущностно связанной с Творцом, а с буквы "айн", в данном случае выражающей материальность). Эта материальность подчеркивается в нашей главе словом "басар" — плоть, конец которой — разложение.
Итак, выражение "кожа тела" отмечает внутреннюю проблему, прямо связанную с дурным поступком, с несовершенством, которое человеку необходимо преодолеть и исправить. Ради этого душа человека и приходит в этот мир.
В псалмах царя Давида сказано: "Свет посеян для праведника, и для прямодушных — радость". Речь здесь идет о Будущем Мире, но его вкус, как говорит наша традиция, могут и в этом мире почувствовать те, кто идет к Творцу Его путями.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.