На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

КАК ВЫРАБОТАТЬ У РЕБЕНКА ПРИВЫЧКУ СЛУШАТЬСЯ?

Когда дети начинают хорошо ходить, мы ожидаем от них большего. И наши способы воплотить эти ожидания становятся более тонкими. Теперь сказать "Нет!" и вынести ребенка в другую комнату уже нельзя. На этом этапе задача родителей — добиться полного послушания детей без принуждения.
Чтобы ребенок привык слушаться, ему следует предоставить возможность делать это самому. Заставляя ребенка подчиняться, мы его научим не многому, этот метод нужно оставить на крайний случай.
К примеру, если ребенок ест всякую всячину, зная, что ему это не позволено, то лучше забирать ее у него не сразу. Ребенок может научиться слушаться, только когда у него есть выбор. Дайте ему возможность выбрать между тасканием сластей и самоконтролем. Этого выбора его можно лишить, только если он снова нарушает правила. Но и тогда ему иногда нужно давать шанс вести себя как полагается. Например, вы можете сказать: "Я кладу сласти обратно в буфет. Посмотрим, как у тебя получится себя контролировать".

ЛИШЕНИЕ ПРИВИЛЕГИЙ

С другой стороны, родители не должны колебаться, лишая ребенка каких-то привилегий, если это необходимо. К примеру, ребенок, который отказался выполнять домашнюю работу, подходит просить конфетку. Ему можно сказать: "Возьмешь, когда выполнишь мое поручение". Можно не позволить ребенку, например, послушать музыку или пойти к другу. Иногда приходится прибегать к таким мерам, и они весьма эффективны. Вот как рассказывает об этом одна мать, которая раньше кричала на своего ребенка, а потом стала действовать более твердо.
"Мы только что закончили есть. Трехлетний Менахем выбросил остатки рыбы из своей тарелки на пол. Другие дети взяли апельсины и вышли. Когда и Менахем потянулся за апельсином, я решила, что настал подходящий момент, чтобы испробовать "новый метод". "Когда поднимешь рыбу с пола, Менахем, можешь взять апельсин", — сказала я, закрывая холодильник. Менахем взглянул на меня испытующе, пошел к холодильнику, открыл его и достал апельсин. "Когда ты поднимешь с пола свою рыбу, можешь взять апельсин", — повторила я, забирая у него апельсин. Я решила, что буду сохранять спокойствие и не стану на него кричать или подбирать с пола сама, как делала прежде. Еще одна попытка Менахема — и еще одно испытание твердости моего решения. А потом Менахем лукаво взглянул на меня, поднял рыбу и сказал: "Ладно, ну теперь я могу взять апельсин?". Это было воодушевляющее начало".

КАК ДАВАТЬ УКАЗАНИЯ?

Многие "сделай" и "не делай", на которые мы не скупимся в течение дня, можно не произносить, если все объяснить ребенку так, чтобы он сам уяснил, как поступать. Например:
"Грязные ботинки оставляют снаружи".
"Если вещи бросить на стул, они помнутся".
"У тебя спущены штаны".
Вы также можете сказать, что нужно сделать, не ставя себя в центр высказывания. К примеру, вместо "Я хочу, чтобы ты пошел спать" — "Пора спать". Вместо "Я хочу, чтобы комната была убрана" — "Комнату нужно убрать". Говорите спокойно, но без колебаний, используя минимум слов. Пусть ваша манера речи передается ребенку, от которого вы ждете согласия.
Когда ребенка нужно остановить, нет необходимости предупреждать его или угрожать ему. Обозначьте границы дозволенного спокойно, но твердо; а когда это возможно, кратко приведите причину. Вот примеры:
"На диване не прыгают — это портит обивку".
"Я тебе не могу позволить бегать вокруг автобусной остановки — это мешает другим людям".
"Нельзя бросаться песком — он может попасть кому-нибудь в глаза".
Если дети не слушаются, сделайте что-нибудь, чтобы прекратить это. К примеру, если ребенок бегает вокруг автобусной остановки, посадите его рядом с собой или возьмите за руку. Маленького, который еще не научился хорошо ходить и бросается песком, нужно вынуть из песочницы и спокойно сказать: "Иди, давай лучше посидим немного рядом на скамейке". А если нужно, придержите его, чтобы он не возвратился.

КАК СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ ПОДХОДИЛИ, КОГДА ИХ ЗОВУТ?

Многие родители не могут добиться, чтобы дети подошли к ним, когда их зовут. Если ребенок не подходит на третий раз, родители сами идут к нему с криком: "Сколько раз я должна крикнуть, чтобы ты подошел?!". Хотя это и приводит к каким-то результатам, но дети, к сожалению, при этом учатся не обращать внимания на своих родителей, пока те не закричат.
Чтобы научить детей подходить, когда мы их зовем, нужно, прежде всего, научиться контролировать собственную гневную реакцию. Для этого необходимо определить и изменить те мысли, которые вызывают гнев. Например: "Я не должна звать его столько раз, чтобы он подошел. Он должен подходить сразу!". Мы должны быть терпимыми к детскому поведению, в то же время стараясь его изменить.
Возьмите за правило не звать ребенка больше одного раза. Если он не подошел, не продолжайте звать его, а подойдите к нему сами и скажите спокойно: "Когда я тебя зову, ты должен сразу подходить" или "Ты знаешь, я тебя звал". Иногда уместно спокойное порицание: "Нельзя не обращать на меня внимания, когда я тебя зову!".
Естественно, мы должны дать ребенку минутку и не ожидать, что он явится в то же мгновение. Мы можем объяснить ему, что если он не может тут же подойти, нужно крикнуть в ответ: "Одну минутку, пожалуйста". Даже если ребенок играет вне дома, мы не должны продолжать звать его. Может быть, нам неудобно выходить из дома, но мы должны быть готовы терпеть некоторые неудобства, чтобы достичь воспитательных целей.

ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА

Родители должны избегать давать указания, выкрикивая их из одного конца дома ребенку, который находится в другом конце. В таком случае многие приучаются подражать крикам родителей. Если мы действительно хотим добиться внимания детей, нужно выбрать время, чтобы поговорить с ними с глазу на глаз. Тогда нам вряд ли придется повторять то, что мы уже сказали.
Если ребенок ведет себя так, будто нас не слышит, не всегда нужно повторяться. Лучше выяснить, что он понял из сказанного. К примеру:
Мать: Наоми, пожалуйста, вынь белье из стиральной машины и переложи его в сушилку.
Наоми не отвечает и продолжает читать.
Мать (спокойно): Наоми, что я сейчас сказала?
Наоми (глядя вверх): А, ты попросила меня переложить стирку в сушилку.
Мать: Правильно. Так, пожалуйста, сделай это сейчас.

НАПОМИНАНИЯ

Еще один способ поощрить послушание — уместное напоминание. Например, мы можем сказать дочери, которая постоянно откладывает выполнение нашей просьбы: "Ривка, убери-ка стол и, пожалуйста, не забудь мои слова о том, чтобы нельзя откладывать срочные дела".

ИСПРАВЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Правильное и своевременное исправление — важный фактор в достижении послушания. К примеру, если ребенок часто отказывается делать то, что его просят, мы можем обсудить с ним важность послушания, объяснив, что это часть мицвы уважения родителей и что, охотно исполняя просьбы, он приносит им радость. Если ребенок отвечает на просьбу что-то сделать словами "Я не хочу", ему следует спокойно сказать: "Ты знаешь, дети должны делать то, что просят мама и папа". Чтобы научить детей слушаться, иногда приходится прибегать и к наказаниям.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Помните: чтобы научить ребенка слушаться, нужно время и терпение. Важно, чтобы наши ожидания были реалистичными. Не забудьте, что наши дети не ангелы. Даже самый послушный ребенок иногда может не слушаться родителей. Не пробуждайте в себе гнев, думая: "Почему он не слушается?!". С другой стороны, не фокусируйте мысли на собственной ошибке ("Что-то со мной не так. Я не могу заставить его слушаться!"). Мы должны держать себя в руках, чтобы спокойно решить, как справиться с такой ситуацией.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.