На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ


(Продолжение. Начало в № 499.)

ПРОСТУПОК РЕУВЕНА
После смерти Рахели Яаков перенес свое ложе в шатер Билы, тем самым объявив, что отныне место Рахели займет Била. Это не понравилось Реувену, который заботился о чести своей матери, Леи. "Пока была жива Рахель, она все время была соперницей моей матери. Так неужели теперь ее служанка станет на ее место?" Поэтому Реувен решил помешать Яакову войти в шатер Билы и дать ему понять, что его место — у Леи. Но как это сделать?
Чтобы помешать Яакову, Реувен зашел в его шатер и лег на постель отца, притворившись спящим.
В каждом из четырех шатров своих жен Яаков поставил особое ложе, для Шехины, и приходил в тот шатер, в котором он ощущал ее Присутствие. Таким образом, поступок Реувена задевал не только честь отца. В Торе сказано: "Реувен пошел и лег с Билой". Эти слова ни в коем случае не означают, будто он прелюбодействовал с ней. Они означают, что он привел в беспорядок ложе своего отца. Но и такой поступок Тора рассматривает как вмешательство в интимные отношения отца и обвиняет Реувена в серьезном грехе, подобном тому, как если бы он действительно лег с Билой.
В Талмуде ("Шаббат" 55б) поясняется: "Всякий, кто утверждает, будто Реувен согрешил, впадает в заблуждение". Побуждения Реувена были благородными и понятными — он защищал честь своей матери. На нашем уровне понимания его поступок можно было бы назвать мицвой, исполнением заповеди. Но с точки зрения Торы, Реувен совершил неблаговидный поступок и заслужил наказание. Рав Десслер так объясняет смысл только что приведенного отрывка из Гемары: "Если мы допустим, что Реувен, коли судить его по нашим собственным критериям, достоин порицания, то мы совершим ошибку". Дело в том, что слова Торы и пророков продиктованы высочайшими критериями Ашема, а потому они в крайних выражениях порицают самый малейший проступок человека.
Реувен принадлежал к одному из шести колен, которым в будущем предстояло подняться на вершину горы Юваль и сказать: "Проклят тот, кто ляжет с женой своего отца!" ("Дварим" 27:20). Разве Ашем дал бы Реувену такое поручение, если бы он был повинен в грехе, за который в будущем призовет проклясть совершившего подобное?
Одного человека заподозрили в том, что он продал труму. (Трумой называется часть урожая, которую необходимо отделить и отдать коэну, поскольку никто другой ее есть не может.) Дело расследовали и признали обвинение ложным. Через некоторое время этого человека назначили на должность смотрителя, ответственного за весь привезенный на рынок урожай. Это стало публичным признанием его невиновности и честности.
Ашему было известно, что Реувена подозревают в том, будто он согрешил с Билой, поэтому Он поставил его одним из тех, кто порицал подобные преступления, и тем самым публично провозгласил его невиновность.
Кроме того, из самого текста становится понятным, что Тора не обвиняет Реувена, ибо сразу же после рассказа о происшествии с Билой говорится: "И было сыновей Яакова двенадцать. Сыновья Леи: Реувен..." (там же 35:22). Т. е. Реувен перечислен наравне с другими сыновьями Яакова. Если бы он был виновен в таком тяжелом преступлении, как прелюбодеяние, Тора не перечислила бы его вместе с другими братьями.
Тем не менее, из-за своего проступка Реувен потерял право первородства. Вместо него двойную долю, причитающуюся первенцу, получил Йосеф.
Всю жизнь Реувен помнил свой проступок и раскаивался в том, что совершил его. Именно признание своей вины спасло его от наказания в аолам аба (будущем мире): "Да живет Реувен и не умирает" ("Дварим" 33:6), — скажет Моше в своем последнем благословении коленам Израиля.

СМЕРТЬ ИЦХАКА
Итак, через двадцать лет Яаков возвращается домой вместе со всей своей семьей. В шатре Ицхака он нашел Эсава и его жен. Конечно же, Ицхак был безмерно счастлив возвращению сына и увидел в этом исполнение благословения из Торы ("Теилим" 128:6): "И увидишь сыновей у своих сыновей. Мир Израилю!". Здесь под именем "Израиль" подразумевается Яаков, получивший это имя от ангела Эсава.
Через семнадцать лет Ицхак умер. Ему в ту пору исполнилось сто восемьдесят лет. Как раз в это время Йосеф вышел на свободу из египетской тюрьмы.
Все свое имущество Ицхак завещал разделить между обоими сыновьями, поэтому Эсав тоже пришел на похороны отца, чтобы воздать тому последние почести.
Похоронили Ицхака в пещере Махпела, причем в траурной процессии приняли участие все ханаанские цари.
Через некоторое время, когда нужно было приступать к разделу наследства, Эсав предложил Яакову: "Давай разделим наследство нашего отца пополам. Но поскольку я старший, то я и буду выбирать, какая из двух частей моя".
Со своей стороны Яаков предложил разделить имущество Ицхака по следующему принципу: одна половина — это скот, золото, серебро, рабы и все остальное движимое имущество; вторая половина — это вся Эрец Исраэль и, в частности, пещера Махпела. Затем он предложил Эсаву выбрать ту половину, какая ему больше подходит.
Эсав не стал сам решать такой важный для него вопрос и пошел за советом к Невату, сыну Ишмаэля. Тот сказал: "Сейчас на этой земле живут ханаанцы, и совершенно непонятно, что будет с ней в будущем. С другой стороны, вещественные богатства ты сможешь употребить сразу же!" Эсав послушал совета Невата и решил взять материальные богатства, а Эрец Исраэлъ оставить брату. Братья подписали договор, в котором говорилось: "Ханаанскую землю, включая пещеру Махпела, навсегда приобрели Яаков и его потомки".
А Эсав со своей семьей отправился жить на гору Сеир.

ПОЧЕМУ ПОТОМКИ ЭСАВА ПЕРЕЧИСЛЕНЫ В ТОРЕ?
Недельный раздел Торы "Ваишлах" завершается перечислением родов, которые происходят от Эсава.
Зачем посвящать главу в Торе подробному описанию потомства такого злодея как Эсав? Дело в том, что эта глава показывает нам, насколько безнравственен был весь род Эсава. Все его дети были рождены от кровосмесительных связей.
Один царь уронил в песок драгоценную жемчужину. Естественно, все кинулись ее искать. В надежде обнаружить пропавшую вещь рабы обошли весь берег, тщательно осматривая каждый камень, каждую песчинку. Но лишь только они обнаружили жемчужину, как сразу ни песок, ни камни больше их не интересовали. Бережно завернув жемчужину в парчу, они понесли ее царю.
Так и в нашем случае. В начале повествования о человеческой истории Тора перечисляет родословную всех поколений, но не приводит никаких подробностей:
— десять поколений от Адама до Ноаха;
— десять поколений от Ноаха до Авраама.
Однако, как только Тора начинает описывать историю жизни Авраама, то тут мы сразу же узнаем массу подробностей и начинаем понимать, что именно Авраам и был той жемчужиной, в поисках которой можно было перевернуть все прибрежные камни.
По такому же принципу Тора кратко перечисляет потомков Эсава — чтобы показать, что Ашем ими недоволен и подробностей о них не сообщает. Затем в разделе "Ваешев" продолжается повествование о жизни сыновей Яакова, чтобы показать тем самым, что только они — цель Творения, жемчужина Царя!
Какова связь между разделом "Ваишлах", в котором перечисляются потомки Эсава, и идущим за ним разделом "Ваешев", в котором рассказывается история Йосефа?
Открыв дверь в свою мастерскую, золотых дел мастер увидел ужасную картину. Что это — сон или явь? Огромные сухие снопы надвигались на его лавку, собираясь захватить ее. Случайный прохожий успокоил мастера. "Не бойся, — сказал он. — Одна искра от твоей наковальни, да еще от наковальни твоего сына — и они молниеносно сгорят".
Так и Яаков. Он не на шутку перепугался, когда узнал о многочисленном потомстве Эсава, в котором было столько именитых вельмож и суровых военачальников.
— Тебе не нужно их бояться, — заверил его Ашем. — Одна твоя искра и одна искра Йосефа — и от них ничего не останется!

ПОЧЕМУ ЯАКОВ ВЫДЕЛИЛ ЙОСЕФА?
Яаков решил поселиться с сыновьями в Хевроне. Когда-то здесь жил Ицхак, который помогал людям обрести истинное знание Того, Кто сотворил этот мир и Кому человек должен направлять свои молитвы. Яаков, решивший продолжить дело жизни Авраама и Ицхака, потому и поселился здесь, что надеялся добиться успехов в деле, которое именно в этих местах начали его отец и дед.
Все сыновья Яакова жили рядом с ним. Тем не менее, его старость нельзя было назвать спокойной, ибо ему предстояло пережить на склоне лет тяжелейшую трагедию — потерю любимого сына Йосефа.
Почему мы называем Йосефа его любимым сыном? Дело не только в том, что Йосеф был сыном Рахели, любимой жены Яакова. Он сочетал в себе лучшие качества, присущие всем остальным братьям. Подобно Реувену, он обладал величием, свойственным первенцам. Благодаря врожденному благородству в поведении он, как и Йеуда, мог вполне подойти на роль царя. Он был способен к пророчеству, как Леви, и обладал мудростью Исахара.
Короче говоря, Яаков видел в Йосефе свое продолжение. В то же время нельзя было не заметить их поразительного сходства. Истории их жизней тоже похожи:
— оба, отец и сын, родились обрезанными;
— Ривка и Рахель, матери Яакова и Йосефа, долгие годы были бездетны (наши мудрецы отмечают, что и Яаков,
и Йосеф родились с помощью чуда);
— Яакова ненавидел Эсав, но и Йосеф был не очень любим своими братьями;
— брат Яакова пытался его убить. Йосеф тоже чуть было не погиб от рук своих братьев;
— в результате полученного благословения и отец, и сын разбогатели (все это лишний раз показывает, что Ашем охранял и Яакова, и Йосефа, ибо без Его помощи они стали бы нищими);
— Яаков женился, находясь за пределами Эрец Исраэль, и его дети родились в чужой стране; то же самое произошло и у Йосефа. Хотя Шехина и пребывает в Эрец Исраэль, но этих праведников Ашем не оставлял даже за пределами Страны Израиля, даровав им сыновей, которым предстояло стать основателями еврейского народа;
— и Яакова, и Йосефа сопровождали в пути ангелы. Яакова встречали два сонма ангелов при возвращении в Эрец Исраэль; Йосеф встретил трех ангелов на пути в Шхем, когда пошел в поле искать своих братьев;
— Яаков получил во сне известие о том, что он станет великим человеком (пророческий сон о лестнице); Йосеф возвеличился, растолковав сны фараона;
— благословение Яакова распространилось и на мошенника Лавана. После того как Йосеф вошел в дом Потифара, произошло то же самое — благословение распространилось на всех в доме. Отсюда мы видим, что величие Яакова и Йосефа было так значительно, что даже нечестивцы, среди которых обитали эти праведники, получали благословение Ашема;
— и Яаков, и Йосеф спустились в Египет. Благодаря их великой святости Шехина была с ними даже тогда, когда они перебрались в эту развращенную страну;
— оба они умерли в Египте.
Яаков предвидел величие Йосефа. Наверное, потому он любил его еще больше. Но, пожалуй, главной причиной его любви было то, что Йосеф прекрасно знал Тору. Хотя Яаков дал религиозное образование всем своим сыновьям, приложив максимум усилий, чтобы воспитать их в духе праведности, Йосефу он передал знаний больше, чем всем остальным. Кроме того, Яаков сообщил Йосефу все законы (алахот), которые он сам изучал в иешиве Шема и Эвера, то есть открыл сыну те тайны, которые от всех остальных были скрыты. Впо-следствии Йосеф рассказал братьям о тех законах, которые узнал от отца, но многие тайны Торы он навсегда оставил при себе.
Неудивительно, что Яакову хотелось как-то выделить своего ученого сына из всех остальных. Поэтому он сделал ему из разноцветной шелковой материи особую одежду с длинными рукавами. Почему с длинными? Чтобы показать братьям, что Йосефу не следует заниматься физической работой.
Никогда не следует отдавать кому-либо из детей в семье предпочтение перед остальными. Даже если это касается самых незначительных вещей. Из-за небольшого отреза шелка, цена которого была не так уж велика, братья стали завидовать Йосефу и в конце концов возненавидели его. В итоге — вся семья оказалась в Египте.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.