На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

139. Заповедь, запрещающая коэну жениться на женщине-халале

Сказано в Торе: "Женщину-халалу нельзя им брать" (Ваикра 21:7).
Халала — женщина, рожденная от коэна и женщины, которая тому запрещена, либо женщина, запрещенная для коэна, с которой тот был в половых сношениях или женился на ней. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

140. Заповедь, запрещающая коэну жениться на разведенной

Сказано в Торе: "Жен, разведенных с их мужьями, нельзя им брать" (Ваикра 21:7). Коэн не может взять в жены разведенную.
По указанию мудрецов коэнам также запрещается жениться на женщине, прошедшей обряд халица (см. 46-ю повелительную заповедь). Если, несмотря на запрет мудрецов, он женится на ней, то и она, и ее дети будут являться, по закону мудрецов, халалим со всеми вытекающими отсюда ограничениями.
Если коэн женится на одной из трех женщин, перечисленных выше (см. запрещающие заповеди с 138-й по 140-ю), и продолжает жить с ней, то его надо подвергнуть малкот.
Если коэн женится на женщине, которая имеет, согласно Торе, статус сафек-халала (неизвестно, халала она или нет), или женится на женщине, которая имеет, согласно установлениям мудрецов, статус халала, то его подвергают наказанию макот мардут за ослушание.
Дочерям коэнов разрешено выходить замуж за человека, имеющего статус халаль.

141. Заповедь, запрещающая коэну осквернять себя умершим

Сказано в Торе: "Да не осквернится он умершим в своем народе" (Ваикра 21:1).
Коэну запрещено прикасаться к телу мертвого человека или находиться с ним в одном помещении, имеющем крышу; ему нельзя наклоняться над трупом, как бы образуя "шатер", нести его или дотрагиваться до могилы. Тот же запрет касается всего, что отделено от трупа, например, крови умершего человека: коэн не может ее касаться и т. д.
Коэн, злонамеренно осквернивший себя мертвым телом, наказывается малкот. Тем не менее, коэну разрешено осквернять себя мертвым телом только в том единственном случае, когда покойника некому хоронить.
Эту заповедь обязаны соблюдать кашерные коэны (под кашерным коэном понимается любой коэн, не имеющий статуса халаль) везде и всегда.

142. Заповедь, запрещающая скрещивать между собой зверей или птиц, относящихся
к разным видам

Сказано в Торе: "Свой скот не скрещивай (не спаривай) с другой породой" (Ваикра 19:19).
Наши мудрецы учили, что этот запрет касается также диких зверей и птиц. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

143. Заповедь, запрещающая кастрировать живое существо мужского пола

Сказано в Торе: "(Животное) с яичками, смятыми, раздавленными, оторванными или отрезанными, не приносите в жертву Всевышнему, и в своей земле так не делайте" (Ваикра 22:24). Последняя часть стиха является запретом кастрировать животных.
Мудрецы учили (см. трактат Шабат 110б), что евреям запрещено кастрировать как евреев, так и всех других живых существ, чистых и нечистых (как разрешенных в пищу, так и запрещенных). Того, кто совершает кастрирование (даже повторное), наказывают малкот, — независимо от того, кто подвергся кастрированию — человек или другое живое существо.
Женщине также запрещено кастрировать человека или любое другое существо мужского пола. Мужчине или любому другому существу мужского пола запрещено давать жидкость, вызывающую бесплодие; однако женщина такую жидкость пить может.
Запрещено просить нееврея кастрировать принадлежащее еврею живое существо. Но если нееврей по собственной воле кастрировал животное, принадлежащее еврею, то это животное еврею не запрещено. Однако если еврей намеком дал понять нееврею, что заинтересован в кастрировании принадлежащего ему животного, или хитростью принудил его к совершению такого действия, после чего тот кастрировал его животное, то последнее запрещено для еврея — в наказание за нарушение запрета; все, что ему разрешено, — это только продать кастрированное таким образом животное другому еврею.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда.

144. Заповедь, запрещающая делать изображение человека — даже в виде украшения

Сказано в Торе: "Не делайте при Мне серебряных и золотых богов, — не делайте (их) себе" (Шмот 20:19).
Запрет касается выпуклых рельефных изображений — типа барельефа. Нарушитель запрета наказывается малкот. Разрешается создавать вогнутые изображения типа горельефа, а также любые рисунки (портреты).
Запрещено носить кольцо, имеющее печатку с барельефным изображением человека, но такое изображение можно использовать как печать. Если же изображение на кольце представляет собой горельеф, то его можно носить, но нельзя использовать как печать, поскольку при оттиске изображение на воске становится выпуклым. Запрещено рисовать изображения солнца, луны и прочих светил, ибо сказано: "Не делайте при Мне", — что подразумевает: не создавайте изображений Моих слуг, которые служат Мне наверху, — их запрещено изображать даже невыпуклыми или на плоской поверхности. Другие живые существа, включая растения, можно изображать даже в виде барельефа.
Запрещено строить дом, полностью подобный Храму, или строение типа беседки (или террасы), похожее на внутреннее помещение Храма (Раши добавляет: шириной 20 ама и высотой 40 ама). Также запрещено строить двор, похожий на двор Храма; делать стол, имеющий форму золотого стола в Храме; металлический семисвечник в форме храмовой Меноры. Но разрешено делать металлический светильник с меньшим или большим количеством стеблей или семисвечник из любого другого материала, кроме металла.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

145. Заповедь, запрещающая готовить масло, подобное маслу помазания

Сказано в Торе: "По его рецепту, подобного ему, не делайте" (Шмот 30:32).
Запрещено изготовлять масло, по составу и количественно подобное маслу помазания, описанному в Торе. Намеренно изготовивший такое масло заслуживает карэт, ненамеренно — приносит хатат. Но если такое масло было изготовлено не для целей помазания, а только для учебы, то изготовитель свободен от наказания. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

146. Заповедь, запрещающая готовить смесь, по составу подобную смеси храмового воскурения

Сказано в Торе: "Воскурения... по его рецепту не делайте для себя: да будет оно у тебя святынею для Всевышнего. Кто сделает подобное для вдыхания его аромата, будет истреблен из своего народа" (Шмот 30:37-38).
Даже если человек приготовил смесь для воскурения не в том количестве, как было заведено в Храме, а только в размере половины или трети, но сделал это злонамеренно, соблюдая составляющие эту смесь пропорции, то он заслуживает карэт; в случае ненамеренного действия — приносит хатат.
Считается, что запрет нарушен уже тогда, когда нарушитель, приготовивший смесь воскурения с намерением насладиться его ароматом, не вдыхал запаха. Но если смесь воскурения изготовлена для учебы, то нарушения нет.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

147. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в первый день Песах

Сказано в Торе: "В пятнадцатый день этого месяца — праздник мацы Всевышнему. В первый день священное собрание... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:6-7).
(См. 25-ю повелительную заповедь.)
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

148. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в седьмой день Песах

Сказано в Торе: "В седьмой день священное собрание: никакой работы не делайте" (Ваикра 23:8). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

149. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в праздник Шавуот

Сказано в Торе: "Провозглашайте в этот день: священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте" (Ваикра 23:21). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

150. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в Рош-Ашана

Сказано в Торе: "В седьмой месяц, в первый день месяца... никакой работы не делайте" (Ваикра 23:24-25). Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

151. Заповедь, запрещающая выполнять какую-либо работу в Йом-Кипур

Сказано в Торе: "Никакой работы не делайте" (Ваикра 23:28). (См. 31-ю повелительную заповедь.)
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

152. Заповедь, запрещающая есть и пить в Йом-Кипур

Сказано в Торе: "Любая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из своего народа" (Ваикра 23:29).
Еврей, намеренно съевший в день Йом-Кипур пищу, пригодную для человека (размером с "котевет"), даже если ее объем меньше чем бейца (яйцо), заслуживает карэт; но если он сделал это ненамеренно, то обязан принести хатат. Для определения минимального количества еды, которого хватает для наказания, вся съеденная пища "суммируется", т. е. она засчитывается как один вид еды, даже если было съедено несколько видов.
Относительно воды или любой другой жидкости, пригодной для питья, существует такое правило: если человек выпил хотя бы один полный глоток, что составляет для среднего человека немногим меньше, чем ревиит (86 мл), то он заслуживает карэт; причем для определения минимального количества, которого достаточно для наказания, вся выпитая жидкость "суммируется", т. е. она засчитывается как один вид питья, даже если было выпито несколько разных напитков.
Впрочем, по закону Торы, запрещено есть и пить даже меньшее количество пищи и жидкости, чем то, за что следует наказание; однако в таком случае нарушитель запрета не получает карэт, а присуждается к макот мардут. По указанию мудрецов, в день Йом-Кипур также запрещено совершать следующие действия: мыться, умащать свое тело любыми мазями и маслами, носить кожаную обувь и вступать в половые сношения. Нарушающего эти запреты подвергают наказанию макот мардут.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда — мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.