На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ШМИНИ


Название этого раздела Торы уникально — оно представлено числительным (слово "шмини" в переводе с иврита обозначает "восемь"). Что подразумевается под этим названием? Число семь соответствует семи дням недели: первые шесть дней Всевышний творил небо, землю и все, что в них. День седьмой — олицетворение цели Творения. Это — день духовного Творения, а неделя, семь дней, — это земной цикл. В наших книгах говорится и о семи сфирот — семи земных качествах, семи нижних ступенях проявления Творящего Начала, первое из которых — хесед, доброта. Восемь вносит в мир нечто новое, выходит за пределы естественного порядка, поднимается над землей.
Итак, в нашей главе мы читаем: "И было: на восьмой день Моше призвал Аарона, его сыновей и старейшин Израиля и сказал Аарону"…
Из предыдущих недельных разделов мы знаем, что евреи после Исхода из Египта на каком-то этапе скитаний по Синайской пустыне приступили к строительству Переносного Храма, построили его, освятили (т. е. подготовили к работе), после чего священники — Аарон и его сыновья — несколько дней проходили особый обряд "вступления в должность". Сколько времени он длился? На этот вопрос отвечает само название нашей недельной главы — восемь дней.
Итак, священники приносят специальные жертвы, очищая себя и приобретая тем самым "способность" нести храмовую службу. Аарон благословляет народ. Огонь спускается с неба и "съедает" жертвы, принесенные семьей Аарона. Жертвы приняты — Аарон и сыновья посвящены в священники. Отныне эта должность (не звание, а именно должность, ибо быть коэном, священником в Храме, — тяжелая и очень важная работа) закреплена за ними навсегда…
В нашем разделе — несколько тем. Главные из них: введение Аарона в должность; указание о жертвах, приносимых коэнами (священниками); законы кашрута (еврейские законы о дозволенной пище). Но есть здесь маленькая вставка — странный эпизод, рассказывающий о необычной смерти сыновей Аарона.
Произошла эта катастрофа на глазах народа сразу после обряда посвящения, в первый день работы Храма. Такой же спустившийся с неба огонь (как тот, который только что принял их жертвоприношения) вдруг перекидывается на двух из четырех сыновей Аарона, и они погибают. Весь народ (как и мы, читающие Тору) понимает, что Всевышний убил их за какую-то неисправимую ошибку. Но за какую? Об этом в тексте ничего не сказано. Об этом мы можем прочесть только в комментариях и записях Устной Торы.
Согласно первому объяснению, Надав и Авиу, сыновьяАарона, были наказаны за то, что не женились, не захотели обзавестись семьей. Обо всех наших праотцах, персонажах Торы, говорится, сколько у них было сыновей и как их звали, но об этих двоих — ни слова. Значит, погибли, будучи уже немолодыми, но — все еще холостяками. Между тем Тора высказывает прямое повеление: каждый из нас обязан найти себе супругу или супруга. "Нехорошо человеку быть в одиночестве" — это простое правило знал еще первый человек Адам.
Люди должны заселить и освоить Землю, созданную Всевышним. Заселяя ее, заполняя страны и материки, они как бы сотрудничают с Творцом, построившим для них огромный планетарный дом. "Плодитесь и размножайтесь", — с этим призывом Создатель обращается не только к древним обитателям нашего мира, но и к любому человеку во все времена. "Плодитесь" сказано каждому, что означает — воспроизводите следующее поколение. "Размножайтесь" сказано мужу и жене, что подразумевает — оставьте после себя больше двоих детей.
Евреи это правило понимают буквально: недопустимо, чтобы мужчина или женщина оказались вне семьи, бобылями. Еврей и еврейка обязаны вступить в брак. Человеку надо найти себе пару — самостоятельно или при помощи общины, других людей, раввинов. Молодым людям помогают родители, а тем, чтобы помочь женить взрослых детей, — люди специальной "профессии", шадханы (сваты). Никакого принуждения здесь нет. Молодые люди получают совет, на кого обратить внимание, но они в любой момент могут отказаться. В конечном счете, жить в данном браке предстоит им, а не советчикам.
Наш праотец Авраам, подыскивая невесту для сына Ицхака, отправил на свою родину слугу Элиэзера. Тот привез Ривку (согласившуюся с ним поехать), ее встретил Ицхак. Написано, что сначала сын Авраама ввел Ривку в шатер умершей Сары (женился), а потом полюбил ее. Это очень важный момент — любовь появляется как результат сознательного выбора, не подчиненного страстям и желанию обладать. Там, где главенствует "хочу", всегда есть опасность охлаждения чувств, отчужденности и — как следствие — развода. Еврейский брак традиционно крепок. В основе еврейской семьи лежит принцип долгой любви, а отнюдь не все сжигающая страсть, которая быстро проходит.
И еще два слова о браке. Испокон веков в еврейском народе считалось, что руководитель (раввин или учитель) должен быть женатым человеком. Тот, у кого нет своих детей, вряд ли с пониманием и состраданием отнесется к чужим детям. Тот, кто не испытывает радостей семейной жизни и не беспокоится о пропитании своей семьи (потому что ее у него нет), вряд ли будет должным образом беспокоиться о нуждах общины.
Собственно говоря, поэтому и пострадали Надав и Авиу. Хотели стать руководителями? По крайней мере, вышли, чтобы от лица всего народа совершить службу в Храме, и при этом не обзавелись семьей? Тут же спустился с неба огонь и уничтожил их. Так что "плодитесь и размножайтесь" — это не просто совет. Это приказ. И его должен исполнить каждый.
Есть еще одно объяснение эпизода смерти сыновей Аарона, которое можно назвать более распространенным. Прочтем фразу Моше, которую он произносит, обращаясь к Аарону, сразу же после этой скорбной сцены: "Вина не пей ни ты, ни твои сыновья, когда входите в Храм, чтобы не умереть. Таков вечный закон во всех ваших поколениях — чтобы различали вы между святым и несвятым, между чистым и нечистым".
Вывод, который можно сделать: дети Аарона, скорее всего, вошли в Храм, отведав вина, например, прочтя кидуш над бокалом. А это строго запрещено священникам перед началом их работы в Храме. Возможно, по этой причине еврейский народ воздержан в вине. Воздержан, несмотря на то, что происходит из страны, земля которой не просто славится виноделием, а считается родиной виноградной лозы.
Евреи издревле знакомы с культурой вина, которая лежит в основе исполнения многих заповедей: кидуш (освящение Субботы и праздника), авдала (особый ритуал при завершении Субботы и праздника), Пурим, Песах (когда надо выпить четыре бокала на Седере). Евреи пьют вино за праздничным столом, но всегда умеренно, не теряя головы и без крайностей, ибо знают ему цену. Еще древние мудрецы учили: вошло вино — вышла тайна. У этого напитка обманчивая сущность: питье без меры может привести не к радости, а к печали. Развязывается язык, теряется контроль над собой; можно, не дай Б-г, совершить проступок.
И еще: мы упомянули Пурим. Повсеместно считается, что в этот день непременно надо напиться. Дескать, такова заповедь, которую нельзя не выполнить. Но в том-то и дело, что для евреев это, может быть, самая трудная заповедь; другим народам не надо специально говорить: напейтесь, чтобы не отличить Мордехая от Амана, — они и так не отличают…
Что касается практического исполнения пуримской заповеди, то всегда можно выпить чуть-чуть больше обычного, больше, чем конкретный человек выпил бы в обычной ситуации. Не надо ни заставлять себя силой, ни распускаться. Выпить и вздремнуть полчасика. Когда человек дремлет, он, согласитесь, не замечает разницы между брахой (благословением) Мордехая и проклятием Амана…
Теперь — о теме кашрута, которой также занимается наш недельный раздел. В Торе читаем: "И Творец обратился к Моше и Аарону, и сказал им: "Так говорите сынам Израиля: "Вот животные, которых вам можно есть из всего скота на Земле: всякое с полностью расщепленными копытами и отрыгивающее жвачку". Такой переход от темы духовного содержания, от описания действий, которые влияют, в конечном счете, на все мироздание, к вопросам повседневного питания может показаться странным.
Однако на самом деле ничего странного здесь нет, ибо Тора — едина. Любое повеление Творца — духовно; духовно, по сути, все материальное. Если бы не Его Дух, материальное вообще не возникло бы. На эту неразрывную связь Творца и творения, собственно, и указывает служение в Храме, которое призвано упрочить эту связь в природе и сознании человека…
Само слово "кошерный" означает "разрешенный", "годящийся", "подходящий". Под словом "кашрут" понимается весь комплекс положений и законов, регламентирующих питание еврея. Это не законы диеты, это — в прямом смысле религиозная норма. Подобно тому, как у евреев запрещены поклонение идолам, убийство и прелюбодеяние, так же запрещено класть в рот все то, что Торой отмечено как "нечистое". Причем этот список отнюдь не ограничивается одной свининой.
Можно сказать, что в практике еврейской традиционной жизни наиглавнейшую роль играют три основы: обрезание (знак на теле), Суббота (знак времени) и кашрут (знак на столе, а значит, на всем еврейском доме). Без этих трех основ нет никакого еврейства, нет возвращения к Торе, нет ничего. Человек, выросший вне еврейского круга и решивший вернуться к своим корням, своему народу, прежде всего, делает себе обрезание (если он мужчина), начинает справлять Субботы и сразу же перестает есть то, что Торой запрещено.
Впрочем, последний пункт можно расчленить на этапы постепенного приближения к требуемому уровню. Сначала из ассортимента блюд убираются: свинина, крольчатина, мясо сома, тюленя и пр. Затем человек начинает соблюдать запрет на употребление крови, на неправильно убитых животных, на смешение молочных блюд с мясными и т. д., и т. п. Правил много, все они детально прописаны, и их можно изучить. Настоящей "еврейской голове" здесь есть над чем поработать. Но если кто-то скажет, что правил этих так много, что нельзя требовать от человека их выполнения, возразим лишь одним аргументом: вот уже на протяжении многих веков еврейский народ выполняет эти правила, и еще никто ни разу не пожаловался на их сложность…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.