На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАВДА О НАЧАЛЕ ОККУПАЦИИ


Одесское издательство "Optimum" выпустило новую книгу известного журналиста (в прошлом - военно-морского врача) Александра Черкасова "Оккупация Одессы. Год 1941" в рамках большой литературно-художественной серии "Вся Одесса", основанной Борисом Эйдельманом. После успеха своей первой книги "Оборона Одессы. Страницы правды" Александр Анатольевич решился продолжить работу над историческим исследованием о годах оккупации нашего города румынскими захватчиками. Оказалось, что материала у автора (как документов, архивных материалов, так и интервью с очевидцами или родственниками переживших оккупацию) собралось чрезвычайно много. И невозможно выпустить книгу, посвященную этим событиям, одним томом. Гораздо разумнее посвящать каждому году отдельный том. Правда, и тогда за рамками повествования останется много любопытных фактов. По этой причине, видимо, придется составить отдельную книгу, куда войдут все без исключения свидетельства одесситов. Правды ведь много не бывает...

А до сих пор об оккупации своего родного города мы знали до обидного мало. В чем сходятся все воспоминания, так это в том, что для мирных жителей вход румынских войск в город стал кошмарной неожиданностью. Ведь на всех уровнях провозглашалось: "Одессу не сдадим!" И люди, не успевшие эвакуироваться или вовсе не имевшие такой возможности, очутились в положении заложников.
Автор предоставляет читателю самому делать вывод из часто противоречащих один другому документов. При этом не исключается и собственное мнение, часто исполненное здоровой иронии. Так, рассказывая об изменении официальных дат начала и конца обороны Одессы, Александр Черкасов пишет: "Начало этой книге дали события, происшедшие в Москве более сорока лет назад, 8 мая 1965 года. В этот день решением советского правительства через 20 лет после победы над фашистской Германией изменяются сроки проведения Одесской оборонительной операции. С этого времени днем начала обороны нашего города от натиска войск агрессоров считалось не 8-е, а уже 5-е августа 1941 года. Казалось бы, что здесь такого? Ну, добавили три дополнительных дня - и ничего страшного не случилось. Но вспомним: барон Мюнхгаузен также начинал с того, что добавлял несуществующие дни в календарь. Его тогда не остановили, и это дало возможность в дальнейшем услышать из уст бравого германского рыцаря сотни небылиц, степень фантастичности которых возрастала с появлением каждой новой истории. Больших кремлевских начальников в их начинаниях никто останавливать и не собирался".
По мнению Александра Анатольевича, в случае Одессы можно, скорее, говорить не об обороне, а об осаде, завершившейся бесславно для советских войск. Отсутствие сколько-нибудь серьезных планов оборонительных операций, составленных советскими военачальниками, привело к закономерному финалу. Положение оставшихся на милость победителей осложнялось еще и отсутствием продовольствия. Впрочем, с этой проблемой город справился: "Надежды советских начальников, уничтоживших и вывезших из города во время эвакуации практически все заготовленные к зиме запасы, на то, что оккупанты, а вместе с ними и около 300 тысяч оставшихся мирных жителей будут мучиться, погибая в предсмертных конвульсиях от голода и холода, к счастью, не оправдались. С прекращением боев за Одессу и завершением более чем двухмесячной ее осады медленно, с трудом, но все же началось восстановление разрушенных городских и промышленных зданий. Заводы и фабрики города дали первую продукцию, на улицах зазвенели трамвайные трели, работали театры, магазины и базары". Автором подмечено, что чем больше пострадали от Советской власти одесские старожилы, тем радужнее оказывались их воспоминания о годах оккупации. Так, акцент в этих воспоминаниях зачастую делался на возрождении частного предпринимательства, с каковой целью румынские власти выдавали жителям беспроцентную ссуду. А еще старые одесситы напоминали о работе сразу двух цирков, санаториев и возрождении футбольных сезонов.
Но, конечно, два с половиной оккупационных года были отмечены страшными злодеяниями румынских властей как против еврейского населения Одессы, так и против одесситов в целом. Автор книги "Оккупация Одессы. Год 1941" предлагает советским начальникам, руководившим партизанским движением, разделить с оккупантами ответственность за тысячи смертей мирных граждан: "День 22 октября 1941 года вошел в историю Одессы. Именно тогда произошло событие, которое во многом послужило толчком для начала проведения массовых репрессий среди мирного населения города, перечеркнув жизни многих тысяч его жителей. Поздним вечером этого дня на улице Маразлиевской произошел взрыв, унесший, по данным различных авторов, от 50-ти до 250 жизней румынских солдат и офицеров. Даже в наше время трудно разобраться в том, кто же все-таки его организовал, какие цели перед собой эти люди ставили и думали ли они о том, какая судьба после этой акции уготована одесситам... Изучая историю тех кровавых событий, я так и не смог ответить для себя, наверное, на главный вопрос этой трагедии, который всегда возникает в подобных ситуациях: ради чего приняли страшную смерть тысячи моих земляков? Несомненно, московское начальство, а без его ведома, и это уже ясно, проведение взрыва на Маразлиевской было бы немыслимо, старалось подобными актами держать в страхе румынские власти на оккупированных территориях. А вот как последствия подобных действий в дальнейшем отразятся на существовании мирных жителей, оставшихся в большинстве своем не по своей воле в захваченных врагом районах, похоже, никого уже не волновало. Не думаю, что, планируя эту акцию, советское командование не догадывалось о последствиях и той незавидной участи, которая постигнет граждан Одессы..."
Предвижу, что такая позиция автора вызовет бурю гнева в определенных научных кругах и нелицеприятные высказывания оппонентов, до сих пор трепетно относящихся к любому распоряжению коммунистического руководства. Помню, какой скандал разразился год назад в Литературном музее - на презентации другой книги серии "Вся Одесса", повести Андрея Красножона "Алфедыч". Эта книга, представляющая собой художественную версию истории партизанских групп, заброшенных в одесские катакомбы без каких-либо достоверных планов подземных ходов и проходческих инструментов, показалась кое-кому клеветой на советскую действительность. Вопреки очевидному (мученическую смерть партизан отрицать невозможно) дама-историк с пеной у рта защищала горе-стратегов прошлого, аргументируя таким образом: "Была война, жертвы были неизбежны!" Нечто подобное ожидает, очевидно, и Александра Черкасова, чью книгу прочтут многие. Тем более что читается она легко, слог автора увлекателен (удручает лишь небрежность корректора - в среднем по три опечатки на страницу), факты приводятся весьма интересные, в качестве иллюстраций приводятся фотографии описываемого периода, листовки, издаваемые оккупантами. Самое главное: равнодушно пролистать эту книгу не сможет ни один одессит. Лично я с большим нетерпением буду ждать выхода книг Александра Анатольевича, посвященных остальным годам оккупации.

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.