На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ВЕЧНОСТЬ И СУЕТА


(Окончание. Начало в № 556.)

6. КНИГА "КОЭЛЕТ" МОГЛА БЫТЬ СОКРЫТА

Мудрецы хотели скрыть от людей книгу "Коэлет", потому что в ней содержится слишком много противоречий. Почему они не сделали этого? Потому что она начинается словами Торы и заканчивается словами Торы ("Шаббат").

Причины сомнений

Несмотря на то, что книга "Коэлет" является частью Танаха, существовало мнение, что сделать ее общим достоянием будет небезопасно, поскольку людям непосвященным может показаться, будто эта книга содержит некоторые противоречия. Мидраш идет дальше Талмуда, считая, что, неверно истолковывая значение некоторых частей книги "Коэлет", непосвященные могут впасть в ересь. Поэтому среди мудрецов существовало мнение, что, несмотря на то, что эта книга является частью Священного Писания, будет лучше не делать ее всеобщим достоянием, дабы не способствовать возникновению ошибочных, еретических идей.
Такого рода сомнениям подвергалось содержание не только книги "Коэлет". Некоторые из мудрецов считали, что "Книгу Иехезкеля" также не следует включать в Священное Писание. Эта книга содержит одни пророчества, но некоторые из них, на первый взгляд, противоречат содержанию Торы. Поэтому мудрецы считали, что, хотя содержание книги священно, лучше ее скрыть, устранив тем самым опасность ее ошибочного толкования со стороны непосвященных. Однако доводы, приведенные в пользу "Книги Иехезкеля", удовлетворили мудрецов. Что касается книги "Коэлет", то было решено, что ее также не следует скрывать, но совсем по другой причине, а именно: поскольку ее начало и конец, несомненно, свидетельствуют о том, что она проникнута страхом Б-жьим и духом Торы. Конечно, найдутся такие, которые не поймут этого и будут вкладывать в нее другой смысл. Но это не остановило мудрецов. Когда им был задан вопрос по поводу нескольких не совсем понятных строк в самой Торе, мудрецы ответили: "Тот, кто хочет ошибиться, пусть ошибается". Они не сказали: "Тот, кто может ошибиться, пусть ошибается"; они сказали: "Тот, кто хочет ошибиться..."
Им было ясно, что люди, чистосердечно стремящиеся найти истинный смысл священных книг, найдут его. Ведь всегда есть возможность обратиться за помощью к тем, кому этот смысл открыт. Если все же найдутся люди, намеренно ложно истолковывающие смысл Торы (как, например, те, кто настаивает на буквальном понимании принципа "око за око", несмотря на то, что Талмуд объясняет его в смысле должной компенсации за ущерб), то это будут лишь те, кто хочет ошибаться. Совершенно непростительно критиковать Тору только потому, что всегда есть люди, которые ложно толкуют некоторые ее строки. Причем делают они это намеренно. Как ни комментируй эти строки, при желании такие люди всегда смогут изыскать зацепку, чтобы извратить их истинный смысл.
Опасения тех, кто считал необходимым скрыть книгу "Коэлет", основывались на том, что, дескать, текст ее настолько труден, что читающие неизбежно должны натолкнуться на противоречия. В ответ на эти опасения мудрецы процитировали начальные и конечные строки книги. Они, без сомнения, несли в себе дух Торы, идею страха перед Б-гом. Ни один из прочитавших эти строки не усомнился бы в святости всей книги. Что касается противоречий, то они могут возникнуть только при поверхностном понимании ее, и их нетрудно опровергнуть. Но даже если бы это не удалось сделать, если бы, допустим, самым блестящим комментаторам не удалось до конца постичь всю глубину мудрости, возвещенной народу Израиля через Шломо, то все равно нет никакой опасности в том, чтобы разрешить всем сынам Израиля черпать мудрость страха Б-жьего из книги "Коэлет". Безусловно, найдутся такие, которые предпочтут видеть в ней выражение разочарования и тоски. Ну и что? "Тот, кто хочет ошибаться, пусть ошибается".

Доказательство

Что же это за начальные и конечные строки, благодаря которым книга предстала в более благоприятном свете?
Смысл конечных строк ясен: "Выслушаем заключение всему: бойся Б-га и исполняй Его заповеди, ибо в этом всё для человека" ("Коэлет", гл. 12).
В Талмуде так объясняют смысл этих слов: весь мир создан только для того, кто помнит о страхе Б-жьем; такой человек составляет суть всего, что создано Б-гом, все остальное создано лишь для блага такого человека ("Шаббат"). Но что же послужило аргументом в пользу книги "Коэлет" в начальных строках? При первом взгляде их смысл не совсем ясен. Талмуд объясняет нам их истинный смысл: "Что пользы человеку от всех его трудов, которыми трудится он под солнцем?" В иешиве рабби Яная говорили: "Бессмысленно для человека стремиться овладеть тем, что под солнцем. Смысл и истинная польза - лишь в стремлении овладеть богатствами Торы, которая была создана раньше солнца".
В этих строках - ключ к пониманию всей книги "Коэлет".
Исследуя два центральных слова этих строк: "человек" и "солнце", - мы можем еще глубже вникнуть в смысл. А вникнуть в него мы должны, ибо она предназначена для нас. В Писании встречаются имена только 48 пророков и 7 пророчиц, хотя число пророков, вышедших из народа Израиля, вдвое превышает число тех, кто покинул Египет. Почему лишь небольшое число их было включено в Танах? "Пророчества, нужные для будущих поколений, вошли в Танах, а ненужные - не вошли", - сказано в трактате "Мегилла". Слова Шломо дошли до нас, потому что они нужны нам.
Ни одна историческая эпоха не представляла еще столько возможностей злоупотреблять благами и предаваться излишествам, как наша. Именно поэтому Шломо, исторгнувший свет из тьмы и, несмотря на мирские соблазны, оставшийся чистым, может больше сказать нам, чем нашим предкам.

7. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ

Несомненно, солнце - самая могущественная сила природы. Оно является источником света и энергии. Без него жизнь прекратилась бы. С другой стороны, время - один из важных факторов, определяющих человеческую жизнь: оно определяет наши планы, пробуждение и сон, от него зависит наше физическое состояние. Время, в свою очередь, измеряется вращением Земли вокруг Солнца. Поэтому вполне понятно, почему Шломо символически назвал все существование человека "жизнью под солнцем". Он имел в виду не пространственные соотношения, а философию жизни. "Жить под солнцем" - значит считать, что наша жизнь зависит только от законов природы.
На заре еврейской истории Аврам - еще до того, как ему было дано имя Авраам, - считал, что он не может жить иначе, как по законам природы. Он сказал Б-гу, что Его дары не нужны ему, так как по законам природы он не может иметь сына-наследника. Далеко не сразу поверил Авраам, что Творец действительно даст ему наследника и что его потомки будут многочисленны, как звезды на небосводе.
"И вывел (Г-сподь) его наружу" ("Берешит", 15:5).
Рабби Иеуда передает от имени Рава: "Авраам сказал Всевышнему, да будет Имя Его благословенно: "Я изучил движения звезд (то есть законы природы), но сына у меня быть не может". Г-сподь ответил: "Оставь изучение светил, судьба Израиля не зависит от звезд" ("Шаббат"). Авраам был прав: согласно законам природы, он и Сарра не могли иметь сына. Б-г не сразу сказал ему, что человеку, живущему "под солнцем", недоступно знание всех своих возможностей. Он сказал ему, что законы природы не имеют власти над ним.
Согласно другому толкованию, данному в Мидраше, Г-сподь поднял его выше звезд, "вывел наружу" в доказательство того, что звезды не властны над ним.

Адам - человек

В книге "Коэлет" человек назван словом "адам". Это всего лишь один из вариантов слова "человек", но он выбран неслучайно. Слово "адам" имеет особое значение, соответствующее теме книги. Маарал объясняет: есть существенное различие между человеком и остальными частями мироздания - животными, небесными светилами и даже ангелами. Все создания, кроме человека, совершенны, в них нет ничего незавершенного. Те, что в небесах, обладают более высоким разумом и большей святостью. Те, что населяют Землю, не имеют разума, равного человеческому. Но и те, и другие созданы окончательно и никакого усовершенствования не требуют. Они снабжены всеми необходимыми качествами, и качества эти неизменны. Например, животные обладают лишь способностью расти и не имеют ни потребности, ни возможности различать добро и зло или совершенствоваться. Такая возможность дана только человеку, и только он должен осознать эту возможность. В этом человек схож с адама - землей. В ней также заложена возможность, благодаря которой она может произвести плоды, и жизнь человеческая зависит от того, будет ли эта возможность реализована. Поэтому человек, созданный из земли, адама, и был назван Адамом. Его имя символизирует его предназначение: в нем заложены возможности. И от того, будут они реализованы или нет, зависит ценность человека.
Учители Мусара находят подтверждение этому в проклятии, посланном земле, когда Каин убил своего брата Эвеля, а земля поглотила кровь невинной жертвы. Б-г обрек Каина на вечные скитания и на тяжкий труд по добыванию хлеба своего. Земля, поглотившая кровь Эвеля, была его сообщницей, поэтому тоже заслужила проклятие.
"И теперь проклят ты от земли, взявшей кровь твоего брата от твоей руки. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать своей силы для тебя" ("Берешит", 4:11-12).
Можно легко понять, что это явилось наказанием для Каина, поскольку делало его труд более тяжелым и менее продуктивным. Но, как объясняет Раши, сама земля была наказана за то, что скрыла следы первого в истории убийства. В чем заключалось это наказание? Ответ в том, что для любого создания, будь то человек или земля, невозможность реализовать свои силы, невозможность созидать является проклятием. Земля - адама - была наказана тем, что не могла более приносить плоды в изобилии. Человек, адам (родившийся из земли, адама) также должен расти и совершенствоваться. Его предназначение - в созидании. И если он не смог осуществить это предназначение полностью, то, как бы ни был он талантлив, каким бы блестящим умом ни обладал, рано или поздно увидит, что оказался недостоин своего предназначения, а значит, жизнь его прошла впустую.

Человек-адам в мире под солнцем

"Коэлет" спрашивает: какая польза для адама, человека, чье предназначение - возвыситься над законами природы, во всех его трудах, если он позволит себе остаться в мире "под солнцем"? То есть - что толку, если он выберет мир, ограниченный теми самыми законами, над которыми он должен подняться? Само солнце движется согласно определенным законам, оно управляет жизнью на Земле, каждая частичка которой, кроме одной, не имеет возможности подняться над закономерностями своего бытия. Адам, человек, превосходит все остальные создания. Он единственный во всей Вселенной, кто способен подняться к новым высотам духа, и помочь ему в этом может Тора. Посвятив свою жизнь Торе, он может восторжествовать над солнцем, потому что Тора была создана раньше, чем солнце. "Суета сует", - так говорит Шломо о любой человеческой деятельности, которая не реализует истинные возможности, заложенные в человеке, а лишь глубже погружает его в мирскую суету.
Мудрецы прочли первые строки "Коэлет" и сказали: "Это слова Торы". Тот, кто прочтет их серьезно и вдумчиво, не попадет в ловушку дальнейших противоречий. Сокрыв книгу "Коэлет", мы лишим наш народ одного из 48 пророков, чье учение необходимо нам во все времена.
Книга "Коэлет" была сохранена для народа Израиля вместе с другими частями Танаха. В век, когда человек покорил Луну и устремляется к Марсу, человечество обожествляет солнце и все, что подвластно ему, в не меньшей степени, нежели те, кто поклонялся ему три тысячи лет назад. Тогда люди приносили в жертву солнцу животных и даже детей. Теперь они приносят душу и возможность духовного роста в жертву богу, которого они называют природой или наукой.
"Суета сует", - взывает к нам "Коэлет". Человек-адам, как смеешь ты ограничивать свои возможности законами, которые продиктованы тебе твоим ничтожным солнцем? Воспари над ним! Твоя жизнь принадлежит Торе.
"Бойся Б-га и исполняй Его заповеди, ибо в этом всё для человека".

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.