На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

(Продолжение. Начало в 499.)

РОЖДЕНИЕ ДИНЫ И ЙОСЕФА

Когда Лея ждала седьмого ребенка, она просила Ашема: "Властелин Вселенной! Я знаю, что у Яакова будет ровно двенадцать сыновей. Шестеро уже родились от меня, Била и Зилпа родили еще четверых. Если у меня родится седьмой сын, то доля моей сестры в создании еврейского народа будет меньше, чем доля служанок. Сделай так, чтобы на этот раз у меня родилась девочка".
Ашем внял молитве праведницы и изменил пол ребенка в ее чреве. Когда родилась девочка, Лея назвала ее Диной, показывая тем самым, что сама рассудила, каким будет пол этого ребенка (имя Дина происходит от слова "дин" — "суд").
Не только Лея, но и все остальные сестры стали просить Ашема: "Хватит нам сыновей! Дай теперь детей Рахели". ("Нам хватит", "достаточно" — на иврите "дайену". Имя Дина может быть образовано и от этого корня.)
Сама Рахель ежедневно просила Ашема даровать ей детей. За нее молились также Яаков, Лея, Била и Зилпа. И вот однажды, в Рош-а-Шана, когда на небесах судятся поступки каждого человека, совершенные им в течение прошедшего года, Всевышний постановил, что Рахель достойна иметь ребенка. Она забеременела и родила сына.
Рахель была счастлива, она говорила: "Ашем снял с меня позор. До сих пор меня оскорбляли, заявляя: "Если бы она была праведницей, у нее были бы дети".
Своего сына Рахель назвала Йосеф, ибо, получив от Ашема пророчество, знала, что у нее родится сын, который образует одно из двенадцати колен Израиля. Она сказала: "Пусть последний, кто добавится, будет от меня". ("Йосеф" происходит от "осиф" — "добавить".)

ЛАВАН ПОДМЕНЯЕТ ПЛАТУ ЯАКОВУ

После рождения Йосефа Яаков решил вернуться в Эрец Исраэль. Он сказал Лавану:
— Разреши мне возвратиться домой с женами и детьми, ведь я достаточно поработал на тебя. Больше в твоем доме я оставаться не могу. Впрочем, должен тебя предупредить, что я твердо решил вернуться домой и в любом случае — даже без твоего разрешения.
— Почему ты не заговаривал об отъезде из моего дома после рождения всех детей? — спросил его тесть. — Именно сейчас, после появления на свет Йосефа, ты захотел уйти?
— Я знаю, что Йосеф сможет одолеть Эсава, — ответил Яаков. — Поэтому только теперь я могу вернуться домой и не бояться встречи со своим братом.
Устная Тора рассказывает, что Эсава победят только потомки Рахели. Эсав сравнивается с соломой, а дом Йосефа — с пламенем, пожирающим солому. Йосеф в будущем одержит победу над Эсавом, ибо Эсав — олицетворение нечистоты, а Йосеф — чистоты. Кроме того, только Йосеф сможет ответить Эсаву, когда в будущем все колена зададут ему вопрос: "Почему ты преследовал своего брата Яакова?". (Ведь вместо ответа Эсав задаст им подобный вопрос: "А почему вы преследовали Йосефа?". И братьям нечего будет ему ответить.) Итак, Йосеф спросит Эсава, почему тот преследовал Яакова. Что сможет Эсав ему ответить? Он не станет говорить, что Яаков причинил ему зло, ибо тогда Йосеф сможет ему возразить: "Ну и что? Мои братья тоже поступили со мной жестоко, но, тем не менее, я ответил им добром".
Наши мудрецы приводят и другие примеры, по которым можно судить, насколько противоположны натуры Эсава и Йосефа.
— Эсав отрицал воскрешение из мертвых, Йосеф же был абсолютно уверен в том, что воскрешение произойдет в назначенное время;
— Эсав уже своим рождением пытался убить свою мать, а Йосеф, наоборот, готов был свою жизнь отдать ради матери;
— Эсав ждал приближения смерти своего отца, Йосеф же, наоборот, мучался от того, что на протяжении двадцати лет ничего не знал об отце, и старался не терять надежду на то, что они с отцом все-таки увидятся.
Лаван сказал Яакову: "Я знаю, что благодаря тебе Ашем благословил меня. До того как ты пришел к нам, я был нищим. У меня было всего лишь несколько овец, но с тех пор как ты явился, твое благословение распространялось и на меня, так что каждый месяц мое стадо увеличивалось и увеличивалось. До того как ты пришел, у меня были только дочери, но после того как ты пришел, Ашем благословил меня, и у меня родились сыновья".
(Есть такой закон: куда бы ни пришел праведник, благословение, которое он получает, распространяется на всех и на все, что его окружает.)
Итак, Яаков стал собираться домой, и Лаван должен был расплатиться с ним за безупречно выполненную работу.
— В качестве платы ты можешь отдать мне всех крапчатых и пестрых коз, а также темных овец, что уродятся в твоих стадах, которые я пасу, — сказал Лавану Яаков. И Лаван согласился.
Зная, что Лаван не задумываясь пойдет на любой обман, Яаков решил на всякий случай предупредить его: "Отдели от стада всех крапчатых коз и темных овец, с тем, чтобы потом ты не стал утверждать, будто скот, родившийся после нашего договора, был и раньше таким, а потому принадлежит тебе". Лаван разделил стадо и отдал своим сыновьям пестрых коз и темных овец. Однако он все-таки ухитрился нарушить обещание, забрав также всех белых овец и коз и оставив Яакову лишь несколько слабых неродящих животных.
Ашем помог Яакову. Он сделал так, что больные животные выздоровели, и новые козы стали рождаться крапчатыми и пестрыми, а овцы — бурыми, в результате чего Яаков приобрел большое стадо.
Тут же Лаван решил переделать договор. "Давай условимся иначе, — сказал он. — Все козы, которые родятся пестрыми, будут отныне мои, а полосатые — твои".
Яаков согласился и на это предложение. Но с этого времени все животные стали появляться на свет полосатыми. Лаван не мог этого вынести и решил еще раз поменять условия договора, лишь бы не допустить, чтобы Яаков остался в выигрыше. Ему пришлось проделать эту операцию сто раз. Сто раз они меняли договор, сто раз Лаван оказывался в проигрыше. Он даже пытался применить против Яакова хорошо известные ему колдовские приемы, но Ашем охранял Яакова.
Как Яакову удалось руководить "окраской" скота? Почему каждый раз, когда меняли условия договора, наибольший приплод был именно среди тех овец, которые должны были принадлежать Яакову? Дело в том, что ему явился во сне ангел Ашема и показал, что нужно сделать, чтобы овцы и козы рождались с теми признаками, которые ему нужны. Так произошло после того, как Лаван убрал всех пестрых баранов, чтобы ягнята не рождались пестрыми. Но Яаков перехитрил Лавана, используя прутья, с которых предварительно снял полоски коры: овцы смотрели на эти прутья — и у них рождались полосатые ягнята.
В конце концов, Яаков необычайно разбогател. У него паслись уже сотни тысяч голов скота, и он мог приобрести все, что ему было нужно.
И все-таки, почему Яаков оказался в таком положении, когда ему приходилось прилагать усилия, чтобы перехитрить обманщика Лавана? Ашем предвидел, что потомки Яакова будут изгнаны из Эрец Исраэль за свои грехи. Поэтому для того чтобы они выдержали изгнание и вышли из него окрепшими, необходимо было заложить в них способность противостоять трудностям.

Рабби Моше ВЕЙСМАН.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.