На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Некоролевский экспромт


Одесский украинский музыкально-драматический театр имени Василя Василько обратился к драматургии Мольера… Что может быть естественнее? Публика была вправе ожидать фейерверка остроумных находок режиссера, помноженных на надежность классика. Увы, происходившее на сцене заставило вспомнить стихи теоретика французского классицизма Буало:
Пустой риторикой
ваш зритель охлажден,
Она скучна ему;
усталый дремлет он;
Он аплодировать не станет;
он тоскует
И с полным правом
вас бранит и критикует.
Нет, конечно же, вежливая и весьма доброжелательная одесская публика награждает артистов аплодисментами в финале, да и критики к премьере "Королевского экспромта" оказались более чем снисходительны, похвалив за то, чего в спектакле не было. А не было, к примеру, ассоциаций с современностью (за неимением других достоинств, оказывается, и это хорошо). Но ведь спектакль в качестве музейного экспоната может существовать только в театре-музее, таком как "Комеди Франсез". Туда идет публика, подготовленная к тому, что представление окажется целиком и полностью в эстетике давно минувших дней. Там соблюдены чистота стиля, техника декламации, покрой костюмов и многие другие традиции.
В одесской же постановке все достаточно условно, и притом не чувствуется, что у театра есть некое стремление обратиться к залу. Кажется, что наблюдаешь со стороны за заводными куклами, не больше и не серьезнее. Нашлись рецензенты, которые похвалили авторов спектакля за "тактичность" (читай: "усредненное решение, отсутствие постановочных находок"). Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ну разве может быть комедия, тем более — мольеровская, скучной?! Как говорят в Одессе, результат "некоролевский"… Встретив в антракте хорошую знакомую, я попросила ее поделиться впечатлениями от увиденного. Она стыдливо прошептала: "Хорошо, что сюжет знаком, вот как-то и слежу за ним, уйти неудобно, смотреть неинтересно. Ну, вот и первое действие позади, дальше дело быстрее пойдет, скоро и по домам". Ужас какой-то!
Пьеса Жана-Батиста Мольера "Мещанин во дворянстве" (казалось бы, более чем актуальная и сегодня, когда мы видим массу неуклюжих попыток облагородить свой имидж, по сути, не меняясь), переведенная на украинский язык Ириной Стешенко, стала основой спектакля "Королевский экспромт". Получился как бы театр в театре: Людовик Четырнадцатый, Король-Солнце, из ложи наблюдает за тем, как Мольер репетирует свою новую комедию, исполняя роль Журдена. В ложе появляется король (Яков Кучеревский) и действительно производит впечатление статью, величием, богатством камзола и роскошными кудрями парика. И Кучеревский, и Богдан Паршаков, исполняющие в очередь роль Людовика, словно созданы для эстетики восемнадцатого века: внешность, голос, декламация — все впечатляет. Так почему бы не сыграть на этих прекрасных инструментах как следует? А то ведь молодые артисты позируют — и не более того.
Великолепный артист среднего поколения театра Игорь Геращенко тоже явно не имеет четко поставленной режиссером задачи. Беру на себя смелость утверждать: добрая половина публики вообще не различает, когда он в образе Мольера, а когда — Журдена. И к чему вся эта возня? Неужели мы соскучились по доброму просвещенному королю? Смешно, а в целом — довольно тоскливо. Очаровательные куколки Николь (Ольга Петровская), Люсиль (Ирина Бессараб) и маркиза Доримена (Нинель Наточа) довольно грациозны, но мы видели исполнительниц этих ролей и в более выгодных ролях. Куда-то в "Сватання на Гончарiвцi", то есть совершенно не туда, потянула спектакль Татьяна Глущенко в роли мадам Журден. Только похвалить можно комическое дарование Евгения Юхновца (Дорант), Андрея Зая (учитель музыки), Валерия Швеца (учитель танцев), Павла Шмарева (учитель фехтования), Сергея Ярого (учитель философии), Александра Самусенко (портной), но тем очевиднее, что режиссура этим актерам совсем не помогает. Скорее — наоборот.
Складывается впечатление, что художник-постановщик Андрей Романченко уловил дух мольеровской комедии гораздо вернее режиссера Евгения Курмана. А ведь оба киевских мастера, можно сказать, дебютируют на одесских подмостках. И театр отнюдь не поскупился на новую постановку, заказав костюмы из роскошных материалов (коль скоро оформление сцены лаконично, всего-навсего двусторонний лестничный помост и медальон с ликом Короля-Солнца, постепенно "встающий" на заднике, была нужда сделать изобразительный акцент именно на костюмах). А вот режиссерской фантазии на то, чтобы обыграть внешнее великолепие постановки, явно не хватило. Это грустно и вовсе не смешно… Не спасает и музыка, написанная к спектаклю тоже киевлянином — композитором Игорем Щербаковым. Хоть и вплетены в нее цитаты из современника и тезки Мольера, Жана-Батиста Люлли (кстати, очень даже явственно ощущается, где звучит Люлли, а где собственно Щербаков), но о сколько-нибудь внятной музыкальной драматургии речи не идет, музыка, скорее, служит фоном.
Для многих других театральных трупп подобный спектакль выглядел бы почти достижением, но сегодня васильковцам нужны в полном смысле этого слова короли от режиссуры, чтобы не снижать уже поднятую достаточно высоко творческую планку.

Мария ГУДЫМА.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.