На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

Обучение послушанию

Как уже ранее говорилось, послушание является одним из аспектов мицвы уважать и почитать родителей. Это также орудие, которое позволяет родителям тренировать своих детей, помогая им обрести умение контролировать себя, которое необходимо, чтобы развить другие положительные качества характера. В конце концов, подчинение родителям учит детей слушаться Всевышнего, а это основа еврейской жизни.
Но каким бы важным ни было подчинение, ему нельзя обучать насилием и принуждением. Родители, которые просто настаивают: "Ты должен это делать", — рано или поздно неизбежно столкнутся с сопротивлением ребенка. Хотя закон Торы и требует от детей подчинения, родители, которые по праву требуют этого от детей, часто напоминая им о долге, этим только побуждают к сопротивлению. Постоянно заставляя детей подчиняться силе, мы неизбежно вызовем их отпор.
Как же мы можем сделать так, чтобы дети подчинялись? Рабби Симха Вассерман указывает: "Мы не можем заставить людей делать то, что мы хотим, но можем побудить людей делать то, что мы хотим". Это ответ. Мы должны сосредоточить наши усилия на том, чтобы привить детям желание нам подчиняться. Но такое стремление к сотрудничеству может возникнуть, только если за требованиями родителей стоят любовь и забота, искреннее уважение, терпение и умеренность.

ЗАБОТА, ПОЛНАЯ ЛЮБВИ

Если родители требуют подчинения ради подчинения, дети сразу чувствуют. И тогда на примере родителей ребенок учится тоже на первое место ставить свои интересы. Но если родители преуспели в самовоспитании, их главным мотивом становится подлинная забота о благополучии ребенка. А когда дети чувствуют заботу, полную любви, это побуждает их подчиниться, просто потому что они знают, что это для их же блага. Они в любом случае уверены, что любое наше требование в их интересах, ради них.

ИСКРЕННЕЕ УВАЖЕНИЕ

Родители должны относиться к детям с тем же уважением, которого добиваются для себя. Мудрецы учат: "Пусть честь ученика будет так же дорога тебе, как твоя собственная" ("Авот", 4:12). Рабби Шимшон Рефаэль 'Гирш в связи с этим объясняет, что родители, которые требуют от детей уважения и подчинения, но сами не проявляют уважения к достоинству детей, совершают ошибку (рабби Шимшон Рефаэль 'Гирш, "Йесодот 'гахинух", т. 1, Бней-Брак, 1968, стр. 66 — 67).

ТЕРПЕНИЕ

Иногда упрямство детей вызвано обидой на наше раздражение, если они не исполняют наши желания. Для обучения детей послушанию важно самим научиться контролировать свои негативные реакции.
Мягкий и нежный голос особенно помогает вызвать у ребенка желание сотрудничать с нами. В классическом письме Рамбана к сыну он пишет: "Всегда говори с людьми, не повышая голоса", — и объясняет, что это препятствует возникновению гнева. Мягкий голос успокаивает, создает умиротворенное состояние, в котором ребенок готов исполнять то, что мы просим. Если мы просим спокойно, мы также проявляем силу; становится ясно, что мы контролируем и себя, и ситуацию. Родители, работающие над собой, чтобы научиться понижать голос, рассказывают, что это производит потрясающий эффект на поведение детей. Вот что говорит одна из матерей:
"Теперь, когда я использую новое искусство в разговоре с трехлетним сыном, я чувствую, что гораздо больше контролирую ситуацию, потому что могу побудить его делать или не делать именно то, что хочу. Все, что мне для этого нужно, — это мягко повторить мое требование (если нужно — несколько раз), и он постепенно начинает слушаться".

УМЕРЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Дети не любят делать то, что хотят родители, если у тех чрезмерные требования. Задания детям следует давать продуманно, в разумных пределах. Если задание спорное или тяжелое — родители превращаются в диктаторов. Рабби 'Гирш пишет:
"Никогда не просите детей делать то, что необязательно и неважно, и не отказывайте им в простой и безобидной просьбе. Но если вы даете какое-то указание, вы должны настоять на его исполнении, а если вы отказали в просьбе ребенка, то не уступайте никакому давлению с его стороны... Будьте осторожны со словом "Нет!" Пусть ваш ребенок делает (и имеет) все, что вы ему разрешаете, при условии, что это не угрожает его физическому или моральному благополучию (...)
Способ, которым мы запрещаем или разрешаем, и радость, с которой мы даруем ребенку свободу делать то, что ему приятно, показывают ему, что запрет и разрешение не есть выражения настроения и каприза, стремления властвовать или простого упрямства, а являются результатом серьезного размышления (рабби 'Гирш, там же, т. 2, стр. 54, 57).
Дети становятся упрямыми и непослушными, когда мы налагаем излишние ограничения и предъявляем завышенные требования. Если мы хотим, чтобы дети стали послушными, мы должны снизить свои требования. То есть мы должны научиться сохранять спокойствие и не нервничать из-за каждой мелочи, которая происходит не так, а иначе. Мы должны научиться, прежде всего, думать о благополучии детей, а не о наших личных нуждах. Когда мы обретем внутреннее спокойствие и перестанем ожидать совершенства, мы сможем не обращать внимания на многие вещи. Тогда пропадет необходимость и во множестве ограничений для наших детей. И если мы научимся говорить тихо и мягко, нам будет легче сохранять спокойствие.

ИДТИ ДО КОНЦА

Согласно совету рабби 'Гирша, когда мы ребенка о чем-то просим, то должны быть уверены, что он это сделает, а когда мы в чем-то ему отказываем, то нужно на этом настоять, как бы он ни пытался заставить нас изменить мнение. Иногда есть искушение не обращать внимания на то, что ребенок не слушается, чтобы избежать конфликта. Но это подрывает наш авторитет. К примеру, если мы говорим ребенку: "Нельзя становиться на сидения в автобусах", — а он все равно становится и мы это игнорируем, то так мы учим его, что нас можно не слушаться. Если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал наши слова серьезно, мы должны всегда идти до конца.
Мы сводим к минимуму наши требования не для того, чтобы больше разрешать, но чтобы придать своим требованиям больше силы и значения.
И, наконец, чтобы уметь ограничивать детей, мы должны знать, чего от них можно ожидать в соответствии с их возрастом и уровнем развития. Родители, которые не уверены в этом, должны обсудить свои сомнения с другими, более опытными родителями.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.