На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ВОПРОС К РАВВИНУ

ПОЧЕМУ У ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА ТРИ ПРАОТЦА?


В русском языке слово "праотец" означает "родоначальник", "основатель рода". Авраам был первым евреем, до него евреев в мире не было. Что же заключает в себе само слово "еврей"? На иврите оно звучит как "иври", что является производным от слова "эвер" (в переводе — "сторона"). Иначе говоря, термин "иври" подразумевает, что человек, называющий себя иври, находится "по другую сторону". Первым человеком, который назвал себя так (иври, еврей), и был Авраам (см. "Берешит", гл. 14, ст. 13).
Но как понимать выражение "по другую сторону"?
"Сторона" в данном контексте — это выбор, который делает человек: быть с Творцом, следуя законам Его Мудрости, или руководствоваться мировоззрением, в основе которого — "рукотворные изобретения" людей, придуманные ими религии, теории и т. п.
Человечество во времена Авраама (да и сейчас — в подавляющем большинстве) выбирало именно эту "рукотворную сторону". Авраам же выбрал другую. И, что особенно важно, он видел себя основателем рода, а не "группы последователей". Продолжателем рода Авраама стал его сын Ицхак, род Ицхака продолжил его сын — Яаков.
Часто спрашивают: почему праотцами называют всех троих — Авраама, Ицхака и Яакова? Разве не достаточно было бы сказать, что наш праотец — Авраам?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить историю. У Авраама было два сына: Ицхак и Ишмаэль. И только Ицхак взял на себя ответственность за продолжение рода и воплощение идеи — быть иври (евреем).
Точно так же и у Ицхака было двое сыновей — Яаков и Эсав. Но только один из них, Яаков, ощутил ответственность за продолжение рода и пути Авраама и Ицхака.
А вот у Яакова было двенадцать сыновей. И все они стали продолжателями рода иври (евреев). Причем — в любых условиях, в которых они оказывались, в любом месте, куда забрасывала их судьба. Сын Яакова Йосеф, к примеру, оставался евреем (то есть был с Творцом и Его Торой, выполняя заповеди) даже тогда, когда был рабом у египтян. Он остался верен идее и тогда, когда стал премьер-министром Египта. И неслучайно именно о нем написано: "А там (в египетской тюрьме) был с нами молодой человек — еврей (в оригинале на иврите — иври)" ("Берешит", гл. 41, ст. 12).
С другой стороны, считать нашим праотцом только Яакова тоже было бы неправильно. Ведь первый еврей все же — Авраам. Только общая духовная работа всех троих, Авраама, Ицхака и Яакова, заложила неразрушимый фундамент существования нашего народа.
На иврите, кстати сказать, об Аврааме, Ицхаке и Яакове мы говорим — "авотейну" ("отец" на иврите — "ав"), "наши отцы". Кроме того, в самом составе слова "ав" содержится смысл — "основание рода". Оно складывается из двух букв — "алеф" и "бет", то есть — первой и следующей за ней, второй, букв алфавита. Более того, буквы "алеф" и "бет" имеют и "самостоятельные" значения. "Алеф" — "процесс обучения", "бет" — "дом". В данном контексте "ав" — это человек, который основал дом (бет), род, народ и обучает, воспитывает потомков, своих "сыновей", к числу которых относятся евреи всех поколений…

Раввин Элиягу ЭССАС.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.