На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ВЕЧНОСТЬ И СУЕТА

(Продолжение. Начало в № 556.)

Непреходящие ценности

Чтобы читатель книги "Коэлет" не пришел к выводу, будто всё в жизни — суета, ничто не имеет значения, а мир не был создан с какой-то целью и нет ни награды, ни наказания, Шломо напоминает, что в жизни есть и непреходящие ценности и что Создатель отвел человеку важную роль в мироздании. Преходяще только то, что создано руками человека.
И дома, которые он строит, и безделушки, которые он создает, и его стремление к славе — суета, хевел, бесплотный пар.
Не в этом сущность мироздания. Душа человека была создана не из праха, как его тело, и получил он ее не от кого-то другого, кто сам, в свою очередь, был создан Б-гом. "Он (Б-г) вдохнул в него душу живую". А поскольку Б-г вечен, то и душа человека тоже вечна. Причем из-за того, что она вечна, ей придется отвечать за деяния, которые она совершила за время, пока находилась в телесной оболочке. И в силу того, что единственное, что имеет значение в человеке, что в нем бессмертно, это его душа и то добро, которое Он творит, следуя ее велениям, — "Коэлет" велит нам воздерживаться от дел и удовольствий, не составляющих сущности бытия, презирать их. Конечно, нельзя полностью пренебрегать физическими потребностями, и каждый из нас сообразно со своими запросами будет пользоваться жизненными благами. Но критерием для нас должна быть мера необходимости этих благ, и мы должны стремиться сократить наши запросы.
Такое поведение диктует нам йират Элоким, страх Б-жий. Повсюду в книге "Коэлет" мы встречаем имя Элоким. Это имя — воплощение Б-га, творящего суд над людьми. Оно употребляется в противоположность четырехбуквенному Имени Б-га, которое является воплощением Его милосердия и любви, а также чудес, Им творимых.
"Коэлет" подчеркивает, что человек, живущий в мире причинно-следственных связей, должен помнить о своей ответственности перед миром. Элоким — не тот Б-г, Который творит чудеса. Напротив, хотя Он и судит человека согласно его деяниям (вознаграждает за добро и наказывает за зло), Его суд не видим нами. Если человек будет следовать заповедям Торы, то Г-сподь пошлет дождь его посевам, а ему самому — здоровье и благополучие. Если человек согрешит, то посевы погибнут от засухи, а уделом его самого будут бедствия, болезни и нищета. Такова была связь Б-га с Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Они не были свидетелями Его чудес, таких как десять египетских казней, расступившееся море и манна. Эти чудеса были явлены еврейскому народу лишь во времена Моше, когда создавалась еврейская нация. Да, праотцы наши знали благополучие, но благополучна была и жизнь других. Они сражались и одерживали победы, но и другие одерживали победы.
Праотцы жили той жизнью, которая описывается в книге "Коэлет", то есть пренебрегали наслаждениями и совершенствовали свою душу. При этом награду или наказание в своей повседневной жизни они получали в соответствии со своими деяниями.
Однако и в этом скрыто чудо. Ибо какова связь между соблюдением Шаббата, накладыванием тфиллин с одной стороны и богатыми урожаями, тучными стадами — с другой? Из осознания того, что за наши поступки мы получаем вознаграждение или несем наказание, рождается страх Б-жий. Подчеркивая, что предназначение человека, его первостепенная задача — помнить о страхе Б-жьем, что праведные и грешные получают воздаяние за грехи и добродетели, Шломо учит нас, что удел наших праотцов — жить "под солнцем" — также и наш удел. Разница лишь в том, что они в каждом событии своей жизни видели "руку Г-спода". В то время как мы, ослепленные светом солнца, не всегда видим ее.

Страдания праведных и благополучие грешных

Религиозные мыслители всегда неизбежно сталкивались с невозможностью постичь, почему иногда жизнь праведного полна страданий, а человек, творящий зло, наслаждается благополучием. На протяжении столетий эта проблема волновала верующих. В книге "Коэлет" повсюду встречаются рассуждения по этому поводу. Причем Шломо предлагает два решения.
Первый ответ таков: судить о справедливости Г-спода можно лишь тогда, когда суд Его завершен. Праведный иногда заслуживает наказания, равно как и грешный иногда заслуживает награды; первый — за прегрешения, которые он, возможно, совершил, а второй — за добродетели, которыми он, возможно, обладает. Когда же настанет час последней расплаты в этой жизни или в будущей, суд Г-спода будет справедливым до конца.
В связи с этим вспоминается Хазон Иш. Когда его спросили, как Г-сподь мог допустить кровавую резню второй мировой войны, он ответил: "Осуждать то, что произошло, — все равно что заявить, что слова "Тосафот" (комментарий на Гемару) не имеют смысла, и при этом даже не знать Гемары. Только изучив и поняв Талмуд и основные комментарии к нему, можно попытаться вникнуть в сложности "Тосафот". Так и в истории. Мы слишком близко стоим к происходящему, чтобы понять его причины и следствия. Мы не знаем также, как это событие соприкасается с другими событиями истории. В конце дней нам всем откроется судьба, предназначенная нам Г-сподом. Тогда мы поймем значение отдельных испытаний".
"Коэлет" дает еще один ответ на этот вопрос. Он во многом схож с основной мыслью "Книги Иова" (28:20-28). Мудрость Г-спода недоступна нам, и пути Г-спода неисповедимы. Какой бы мудростью мы ни обладали, мы не можем постичь эти пути.
"И будет царствие Б-жие на всей Земле. В те дни Г-сподь будет един, и Имя Его будет едино" (Захария, 14:9).
Но разве сейчас Г-сподь не един? Рав Аша бар Ханина говорил, что этот мир нельзя сравнить с миром будущим. Сейчас мы не можем постичь, что все, что делает Г-сподь, даже то, что нам кажется злом, служит нашему благу. Сейчас мы можем только благодарить Б-га, когда Он творит добро, и благословлять Его за праведный суд, когда Он посылает на нас несчастья. Мы не можем понять единый замысел Его деяний и потому по-разному благословляем разные проявления Его воли. В грядущем мире нам станет видна единая цель Его действий, и независимо от того, будут ли они нести нам благо или страдания, мы будем благословлять Его как "Воплощение Добра и Источник Добра".
Рав Аша объясняет нам третью тему книги "Коэлет": Б-г милостив и добр. Но лишь с приходом Машиаха, когда люди достигнут вершины духовного развития, они смогут увидеть Его милость в каждом событии. А пока мы лишь в силах осознать собственное несовершенство.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Окончание следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.