На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Прекрасный "голос" одинокой души


"Алло! Дорогой, это ты?" - фраза, становящаяся лейтмотивом пятидесятиминутного оперного спектакля, пропевается Ириной Красилиной так, что слезы наворачиваются на глаза. О, романтика женской души! Оставленная спутником жизни, героиня монооперы "Человеческий голос" находит в себе силы для долгих телефонных бесед с обидчиком, кротко благодарит его за доброту, с которой тот интересуется ее жизнью после болезненного разрыва. В душе возникает протест: ну сколько же будут страдать ранимые, кроткие женщины от сердечных ран, неужели не появится поколение, более приспособленное к противостоянию душевной боли?.. Наверное, сколько будет существовать мир, столько и продлится вечный плач одинокой женской души - непонятой, недооцененной, отвергнутой. В телефонный диалог вплетаются остающиеся "за кадром" реплики телефонистки и случайно подключившихся к разговору людей. И хотя голос героини пытается ободрить своего главного собеседника, слушателю ясно: дело плохо...
Имя композитора Франсиса Пуленка (1899 - 1963) и его ранние сочинения были известны в Советском Союзе довольно давно. Еще в конце двадцатых годов прошлого столетия его задорные миниатюрные сонаты для духовых и остроумные фортепианные пьесы звучали на концертных эстрадах. Среди прославленной группы французских композиторов "Шесть" он считался всеобщим любимцем, самым многообещающим дарованием. В тридцатые - пятидесятые годы интерес к Пуленку в СССР как-то ослабел, но его моноопера "Человеческий голос", созданная в 1958 году, покорила всех. Композитор называл ее лирической трагедией. Она написана в 1930 году на текст одноименной драмы Жана Кокто для выдающейся французской драматической актрисы Берты Буви. Здесь Пуленк, автор многих гротескных, а также патриотических произведений, проявил себя поэтом женской души. Мир чувств героини, процесс нарастающего отчаяния выражен при помощи тщательно отобранных интонаций.
Так, в вокальной партии - множество узнаваемых интонаций обыденной речи, элементы шепота, вздохов, плача, речитатива, романсово-ариозных фраз. Можно только сожалеть, что у солистки Одесской оперы Ирины Красилиной нет возможности исполнять это произведение в сопровождении оркестра, ведь у Пуленка тембры отдельных инструментов мастерски имитируют различные шумы, например, телефонный звонок. Следует отдать должное безусловному мастерству Ольги Ефремовой, исполняющей партию рояля, но все же "Человеческий голос" без оркестра - не совсем то, мобильный, гастрольный вариант... Увы, спектакль, созданный преимущественно на энтузиазме молодой оперной актрисы, кстати, недавно получившей и профессию режиссера, не может быть воплощен в дорогой постановке. Это не умаляет достоинств проделанной работы, но дает повод помечтать о том, когда в нашем городе появится площадка, предназначенная для камерных оперных спектаклей, с соответствующими возможностями. А пока "Человеческий голос" идет в малом зале театра юного зрителя.
Художественное решение монооперы, осуществленное киевлянином Андреем Романченко, скупое и лаконичное: черный фон, перед ним полупрозрачный занавес, белый домашний костюм героини, белый же телефон... Конечно, гораздо интереснее тут было бы применить кинопроекцию, а то и голографические эффекты, ведь музыка дышит Парижем пятидесятых - шестидесятых, но пока о таком можно только опять-таки помечтать. Ирина Красилина недавно в Днепропетровском театре оперы и балета стала режиссером детского оперного спектакля "Ай да Балда!" по Пушкину с музыкой Шостаковича. "Человеческий голос" - ее второй режиссерский опыт. Хорошо бы в отреставрированном Одесском оперном и голос Ирины, и ее навыки в режиссуре оказались востребованными по достоинству...

Карина РАУХ.
Фото Олега Владимирского.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.