На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В ПАРКЕ ЧАИР


История романса

Заигранная пластинка на старом патефоне издавала звуки щемящего душу романса. С трудом удавалось расслышать знакомую до боли мелодию и слова текста:

В парке Чаир
распускаются розы,
В парке Чаир
расцветает миндаль.
Снятся твои
золотистые косы,
Снится веселая, звонкая даль.

"Милый, с тобой
мы увидимся снова..."
Я замечтался
над любимым письмом.
Пляшут метели
в полярных просторах,
Северный ветер
поет за окном.

В парке Чаир
голубеют фиалки,
Света милее черешен цветы.
Снится мне пламень
весенний и жаркий,
Снится мне солнце,
и море, и ты.

Помню разлуку
так неясно и зыбко.
В ночь голубую
вдаль ушли корабли.
Вряд ли забуду
твою я улыбку,
Разве забуду я песни твои?

В парке Чаир
распускаются розы,
В парке Чаир
сотни тысяч кустов.
Снятся твои
золотистые косы,
Снится мне свет твой,
весна и любовь.

Парк Чаир - достопримечательность Ялты, очаровательный уголок Крыма с его субтропическими растениями: кипарисами, пальмами, магнолиями, гортензиями, олеандрами. Трудно сегодня себе представить, что еще совсем недавно, каких-нибудь сто лет назад, парк Чаир очаровывал туристов красотой своего розария, высаженного еще в девятнадцатом веке на Крымском побережье.
После присоединения полуострова к России, его заселения и обустройства началось строительство дворцов - Алупкинского светлейшего князя М.С. Воронцова, князя Ф.Ф. Юсупова, Ливадийского дворца, в котором в 1945 году проходила историческая Ялтинская конференция глав правительств трех великих держав, а также усадьбы "Чаир" - гордости великого князя Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны.
Эти дворцовые сооружения, возведенные по проекту архитектора Н.П. Краснова, поражали воображение современников своей изысканностью и красотой. А при дворцах разбивались парки - чудо природы и волшебного полета фантазии их создателей. Один из них - парк Чаир, детище садовых дел мастера А.Ф. Новичкова. Две тысячи кустов роз цвели в этом парке круглый год. Лучшие сорта этого удивительного цветка привозили из разных стран мира. Аромат, источаемый розами, опьянял сердца людей.
Здесь рождалась любовь, парк Чаир будил поэтическое воображение, вдохновлял поэтов и писателей, художников и композиторов на создание поэм, художественных полотен, песен и романсов.
Одним из тех, кто посвятил парку Чаир свое произведение, был поэт Павел Арский. Участник штурма Зимнего дворца в 1917 году, он много писал о революции. Но время не сохранило его "шедевры". И только стихотворение "В парке Чаир" через двадцать лет после его создания привлекло внимание композитора К.Я. Листова, и он сочинил удивительный, ставший вскоре легендарным романс. (К слову, это была не первая встреча К. Листова с поэзией П. Арского - в 1923 году на его стихи Константин Листов сочинил "Песню о молоте".)
"В парке Чаир" - в этом замечательном романсе есть что-то трогательное, целомудренное, сугубо личное для каждого. И в этом притягательная сила светлой, лиричной мелодии К.Я. Листова.
Константин Листов - композитор незаурядного дарования, которого всегда вдохновляли люди подвига, его современники. Он был необыкновенно интересен своей способностью верно угадывать время. И в этом проявлялась его гражданская позиция в жизни и творчестве. Как истинный одессит, К. Листов обладал врожденным чувством юмора, что свойственно представителям великого города, где, по выражению Леонида Утесова, рождаются "особо талантливые люди".
Константин Яковлевич Листов родился в Одессе 2 октября 1900 года в еврейской семье. Музыкальные способности ребенка проявились в детстве, и, несмотря на частые переезды родителей (отец служил в цирке) и трудности быта, связанные с событиями 1905 года и первой мировой войны, Константин обучался игре на фортепиано, что дало ему возможность окончить музыкальное училище ИРМО в Царицыне в 1917 году.
В гражданскую войну отец Константина Яков Листов - военком пулеметного полка, мать - военный комиссар госпиталя, а Константин, вступив в ряды Красной Армии рядовым тридцать второго пулеметного полка, участвует в боях с войсками Каледина на Царицынском фронте и одновременно занимается музыкой - дирижирует хором красноармейцев, разучивая с ними революционные песни.
Руководство реввоенсовета Десятой армии обратило внимание на музыкально одаренного бойца и в 1919 году направило его на учебу в Саратовскую консерваторию, где К. Листов занимается по классу фортепиано и композиции у известных педагогов И. Розенберга и Л. Рудольфа. Здесь же, в Саратове, началась его трудовая деятельность пианиста и дирижера в театре миниатюр.
Переехав в Москву в 1923 году, К. Листов работает в различных театрах столицы - при Всероссийском пролеткульте, в театре обозрения, в оперетте под управлением В. Бебутова, заведует музыкальным отделом в театре "Синяя блуза", выступает пианистом-аккомпаниатором в эстрадных концертах, проявляя себя незаурядным ансамблистом.
В это же время К. Листов начинает заниматься композицией.
В середине тридцатых годов им были написаны два произведения на стихи поэта Михаила Рудермана "Махорочка" и "Песня о тачанке". Созданная под влиянием известной картины художника М. Грекова "Тачанка" и пережитых событий гражданской войны, "Песня о тачанке" родилась на одном дыхании. Впервые ее исполнил ансамбль под управлением Д. Покрасса в Большом зале Московской консерватории 18 декабря 1937 года. На следующий день "Песню о тачанке" запела вся страна.

Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи,
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди!

И с налета, с поворота
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.

Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

Эти и другие произведения Листова выдвинули его в ряды лучших композиторов-песенников предвоенного десятилетия - М. Блантера, В. Захарова, Ю. Милютина, И. Дунаевского, братьев Покрасс.
Особенно ярко дарование К. Листова проявилось в лирической сфере. Его песни и романс наполнены высокой гражданственностью, как, например, романс "В парке Чаир". Героем многих его произведений является моряк.
В основе сюжета романса - воспоминания моряка, ушедшего в далекое северное плавание. Среди тысяч кустов распустившихся роз и цветущего миндаля снятся ему золотистые косы любимой и улыбка, которую он не может забыть, солнце и море, весна и любовь. Но это только сон, видение, мираж.
Время появления романса было удивительно подходящим, для того чтобы его услышали и полюбили. Шел
1939 год. Казалось, остались в прошлом аресты, тюрьмы, лагеря, расстрелы. Тем, кто выжил, хотелось радоваться жизни, любить и быть счастливыми. Скромная танцевальная мелодия "В парке Чаир" звучала повсюду - из открытых окон домов, на танцплощадках, в парках, по радио.
Популярность романса оказалась фантастической. Этому способствовал его первый исполнитель, выдающийся эстрадный певец одессит Аркадий Погодин, чья артистическая карьера начиналась в Одессе в 20-е годы. В Москве Погодин исполнял куплеты, выступал в скетчах и одноактных спектаклях вместе с очаровательной женой, актрисой Театра сатиры Ольгой Аросевой.
В этом же театре Погодин познакомился с Листовым. Симпатизируя земляку, К. Листов предложил А. Погодину исполнить романс "В парке Чаир" в сопровождении эстрадного оркестра под управлением С. Халаджиева. Успех превзошел все ожидания. Имя певца стало еще более популярным. На I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1939 году А. Погодин завоевал звание лауреата. Это открыло ему широкую дорогу концертной деятельности по всей стране. Романс "В парке Чаир" постоянно присутствовал в репертуаре артиста.
Счастливо сложилась судьба романса. Его пели знаменитые эстрадные певцы, записывали на граммофонные пластинки. Особенно проникновенно романс звучал в исполнении Николая Щукина (коронным номером в его концертах была песенка "Парамариба"), а также легендарного Вадима Козина, имя которого было известно по всей стране от берегов Невы до Магадана, где он оказался узником ГУЛАГа.
Среди многих певцов - исполнителей романса "В парке Чаир" - был и Алибек Днишев, который свои блестящие выступления заканчивал этим романсом. Не изменил он этому правилу и тогда, когда его концерты транслировали из Колонного зала Дома союзов по Центральному телевидению.
Сегодня романс "В парке Чаир" помнят люди старшего поколения. В годы его появления они были молоды, жизнерадостны, вдохновлялись лозунгами и призывами, давали пятилетку в четыре года, строили Беломорско-Балтийский канал и Днепрогэс и верили, что "любимый город может спать спокойно". А когда началась Великая Отечественная война, этот романс наряду с другими песнями часто звучал в холодных землянках, согревая сердца солдат воспоминаниями о недавней мирной жизни.
Герои кинофильма "Горячий снег" (картина поставлена по одноименному роману Юрия Бондарева, с участием артистов Жженова, Кузнецова, Еременко и др.) в лютую зиму 1942 года, отбивая яростные танковые атаки фашистской армии "Дон" генерала Э. Манштейна, рвущейся на помощь окруженной трехсоттысячной группировке фельдмаршала Паулюса, между ожесточенными боями напевали в окопах Сталинграда романс "В парке Чаир", аккомпанируя себе на трофейной губной гармошке.
Счастливо сложилась дальнейшая судьба композитора. В годы войны К. Листов - офицер, политработник, музыкальный консультант политуправления Военно-морского флота, майор административной службы, вел работу на кораблях и в воинских частях.
В 1942 году на стихи А. Суркова К. Листов написал песню "В землянке", ставшую вскоре знаменитой.

Бьется в тесной
печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя
мне шептали кусты
В белоснежных полях
под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует
мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке
тепло
От моей негасимой любви.

Эти строки поэта не предназначались для песни. Они были написаны А. Сурковым в письме к жене в 1941 году, когда поэт вместе со штабом гвардейского полка пробивался из окружения. Но эмоциональная сила этих поэтических строк, захватив воображение К. Листова, отозвалась музыкой песни и облетела всю страну. Ее пели в тылу и на фронте. Она затрагивала сердца людей своей задушевностью и теплотой, повторяя запомнившиеся слова и мелодию, они вспоминали своих жен и детей, невест и подруг, родных и близких.
В послевоенные годы К. Листов сочинил песню "Севастопольский вальс" на стихи поэта Г. Рублева. Созданная в 1955 году, песня стала основой одноименной оперетты. Спектакль с большим успехом шел на многих сценах. В конце пятидесятых годов "Севастопольский вальс" был поставлен в Одесском театре музыкальной комедии с участием ведущих артистов Е. Дембской, Л. Сатосовой, И. Ивановой, М. Водяного, В. Применко и др. В спектакле счастливо слились поэтичность, морская романтика и историческая правдивость.
"Севастопольский вальс" занял достойное место в ряду произведений жанра советской оперетты, представленного такими шедеврами, как "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова и "Вольный ветер" И. Дунаевского.
Всего К. Листов сочинил десять оперетт. Первой, написанной для театра "Синяя блуза" в 1928 году, была музыкальная комедия "Королева ошиблась". К. Листов является автором двух опер - "Олеся" на сюжет повести А.И. Куприна и "Дочь Кубы", которая в постановке известного оперного режиссера Семена Штейна шла в Воронежском музыкальном театре, в Саратове и Петрозаводске. В 1962 году спектакль был поставлен в Одесском театре оперы и балета. В 1968 году К. Листов написал вокально-симфоническую поэму "Гренада" (по М. Светлову).
Композиторский труд К. Листова был оценен высоко - в 1944 году он был награжден орденом Красной Звезды. В 1950 ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Константин Яковлевич ушел из жизни в 1983 году, оставив огромное наследство - восемьдесят песен, над созданием которых он трудился более полувека. Среди них есть разные, но такие, как "Песня о тачанке", "В землянке", "Ходили мы походами", "Думка", "Севастопольский вальс", "Сад-виноград", "В парке Чаир" и др., стали нашей историей, легендой, жизнью. И хотя песни сочиняли многие композиторы - Д. Шостакович, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой, Н. Богословский, Б. Мокроусов, А. Новиков и другие, песенное творчество К. Листова составило эпоху в истории массовой песни. Медаль имени А. Александрова, присужденная Константину Листову, отметила заслуги композитора в области песенного творчества.

Прошли годы. Пришел в упадок парк Чаир. Не цветут уже розы, не голубеют фиалки. Но не забылись романс, имена его создателей и исполнителей. По-прежнему "В парке Чаир" вызывает ностальгические чувства в сердцах людей как гимн верности и любви.

Семен КОГАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.