На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ВЕЧНОСТЬ И СУЕТА


(Продолжение. Начало в № 556.)

Предназначение народа

Вот почему Г-сподь подверг народ Израиля различным испытаниям, включая и унизительное рабство. Каждое человеческое существо инстинктивно стремится избежать опасности, Г-сподь же подвергал наш народ самым страшным опасностям, от которых, казалось, не было спасения. Невозможно было спастись от египтян, не было спасения и от других врагов, которых у народа Израиля всегда было много на протяжении всей его истории. Мы должны понять: Г-сподь хочет, чтобы мы нашли путь к Нему - путь к спасению, нашли выход из опасности, путь из тьмы к свету.
"И они не сказали: "Где Г-сподь, Который вывел нас из земли египетской, Который вел нас через земли пустынные, через земли степей и пропастей, по земле безводной, где тень смертная?" (Иеремия, 2:6).
Обвиняя свой народ в том, что он забыл Б-га, Иеремия просит вспомнить о тех временах, когда враги были не менее сильны и опасны, чем Навухаднецар. "Вспомните Египет и сорок лет блуждания в пустыне", когда народ Израиля узнал, что в любой беде он может обратиться к Б-гу, что яма, из которой невозможно выбраться, может стать горной вершиной его победы. Б-г обещал Яакову, что Он будет с ним и в Египте ("Берешит", 46:4). Через Давида Он объявил всем поколениям народа Израиля, что Он с ними в любом испытании ("Теилим", 90:15). Все эти пророчества содержат одну и ту же мысль: любое событие происходит не случайно, а согласно Б-жественной воле. То, что представляется нам злой силой, ввергающей нас все глубже в бездну отчаяния, на самом деле лишь рука Г-спода, готовая вознести нас из бедствий и изгнаний к высотам Духа, из египетского рабства к Синайскому Откровению. Каждый шаг долгого пути народа Израиля в пустыне был записан в Торе, потому что каждый шаткий шаг, проделанный нашим народом в его скитаниях, может стать гигантским шагом на пути выполнения предназначения народа Израиля и всех остальных народов.
Вот почему в книге "Коэлет" Шломо перечисляет 28 различных времен жизни. Они представляют собой возможные стадии жизненного пути, и народ Израиля может и должен пройти каждую из них, чтобы достичь своей высокой цели. Иногда евреи находят свой путь к Б-гу через радость, иногда - через горе, но каждый еврей обязан знать, что его предназначение состоит в том, чтобы найти свой путь в любых обстоятельствах и что он может найти этот путь. Шломо нашел свой путь, живя в роскоши, Давид - сражаясь на поле брани, Моше - в стране Мидиан, праотцы наши - в Ханаане и Араме, народ Израиля - под бичами египтян.

5.
ТЕМЫ КНИГИ "КОЭЛЕТ"

В 5027 году, в дни праздника Суккот, Рамбан (Нахманид) собирался покинуть Испанию, чтобы поселиться навсегда в земле Израиля. Прощаясь со своими учениками и последователями, он произнес известную проповедь, в которой призывал их укрепиться в своей вере в Б-га, несмотря на все преследования. Главной темой его проповеди была книга "Коэлет". Объясняя отрывки из нее, Рамбан указал на три главные темы этой книги. Согласно его объяснению и толкованию, темы эти следующие.

Бесцельные труды

Мы бренны и смертны, а потому нам от рождения свойственны тяга к наслаждениям и сознание того, что наша жизнь слишком коротка, чтобы испытать их все. Наши мудрецы учили, что злое начало свойственно человеку от рождения, а доброе начало зарождается в нем только к возрасту бар-мицвы. В этой истине нет метафизики, в ней отражена реальная природа человека. Ребенок не задумывается о потребностях других людей, его единственное желание - удовлетворить свои потребности, то есть ребенок абсолютно эгоистичен. Может ли трехлетний ребенок понять, что нельзя без причины будить свою мать или мешать ей, когда она занята? Для ребенка это в порядке вещей. Но именно такой врожденный эгоизм и равнодушие к интересам других являются источником зла в человеке на протяжении всей его жизни. С помощью разума можно подавить в себе эти врожденные инстинкты. Зрелость приходит с принятием ответственности, когда человек начинает ставить ответственность выше своих удовольствий, общее дело - выше личной выгоды, цель далекую - выше близких благ. Для того чтобы сделать такой выбор, необходима зрелость ума и сердца. Они являются источниками доброго начала. Но доброе начало, как запоздалый гость, долго заставляет себя ждать.
Учители Мусара указывают на эту же мысль в строках "Книги Иова": "Человек рождается подобным дикому осленку" (11:12). Когда человек рождается, он еще ничем не отличается от дикого осленка. Задача жизни: стать человеком - превращение медленное и мучительное.
Первое, чему нас учит "Коэлет": избегать погони за земными удовольствиями, потому что, несмотря на всю притягательность, они мимолетны и ничтожны. Шломо говорит, что он понял эту истину как никто другой.
Во второй главе он говорит о том, что приобрел в своей жизни. Дворцы, богатство, развлечения - все принадлежало ему, равно как уважение и поклонение правителей и мудрейших людей всего мира. Несмотря на это, Шломо заключает, что всякое стремление к накоплению земных благ - суета. Рамбан объясняет слово "хевел" ("суета") как "дымка, едва видимый глазу туман". Такой туман подобен пару от дыхания в холодный день или нечистому, застоявшемуся воздуху на дне ямы. Пар можно увидеть, несвежий воздух можно ощутить, но тот и другой бесплотны и быстро исчезают. Земные наслаждения подобны гигантскому фейерверку. Разнообразие цвета и узоров ослепляет, от них перехватывает дыхание, но прошла минута - и их нет.

Из книги рабби Носсона ШЕРМАНА
"Вечность и суета".

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.