На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА

ВАЯКЭЛЬ


В предыдущих главах рассказывалось, что Всевышний повелел евреям строить Переносной храм. Теперь повествование переходит к тому, как это повеление было исполнено. И начинается оно с предупреждения: не нарушать покой субботнего дня (тема Субботы - одна из главных в этом разделе). Основная же часть недельной главы посвящена возведению Переносного храма, Мишкана. Снова рассказывается, как евреи приносили пожертвования на строительство. Правда, в прошлых разделах говорилось, что Моше должен предложить евреям принести пожертвования. Теперь идет рассказ, как они это делали. Сказано: "И собрал Моше всю общину сыновей Израиля". И перечислил на народном собрании тринадцать видов приношений от еврейских колен: драгоценные металлы, камни, деревья разных пород, шкуры животных и пр.
Затем в Торе еще раз приведен список деталей Храма, его элементов и утвари. И написано, что евреи доставили все, что требовалось, с избытком. Так что Храм, в строительстве которого участвовал весь народ, был успешно возведен.
Какая идеальная картина народного согласия, не правда ли? Моше обратился к людям с просьбой о пожертвованиях и об участии в самом строительстве - и евреи, полные энтузиазма, согласились: жертвовали, участвовали, строили... На самом деле все происходило драматичнее, поскольку сама идея построения Храма, одного на весь народ, была воспринята евреями не сразу и не с легкостью.
Вспомним, что совсем недавно весь народ совершил грех, участвуя в создании золотого тельца. Моше в то время находился на горе Синай, и люди испугались, что он не вернется. Им срочно требовался руководитель, который повел бы их дальше. Руководителя они выбрали хорошо знакомым им еще по Египту методом: создали идола и заявили: "Вот твой бог, Израиль!" Заявили с той же легкостью, с какой несколькими днями раньше, получая Тору на Синае (на том же самом месте!), воскликнули: "Сделаем и услышим!" - т. е. сначала обещаем исполнять Твои заповеди, а потом посмотрим, что это такое.
Поднять этот народ, вернуть его на тот уровень, на котором он находился в час получения Торы, было очень трудно. В те мгновения, когда голос Всевышнего давал им первые две заповеди из Десяти, что были потом занесены на Скрижали, они были, по выражению комментатора, одним человеком, одним сердцем. Но стоило им согрешить, изготовить золотого тельца, как единство исчезло. Неслучайно в Иерусалимском Талмуде сказано, что у каждого из двенадцати колен был свой золотой телец. Не в том смысле, что они отлили из золота двенадцать маленьких тельцов, а в том, что каждое выдвинуло свое мнение по вопросу, кого избрать лидером вместо Моше. Евреи, несмотря на то, что говорили на одном языке, имели общее происхождение, одни и те же традиции, стали двенадцатью маленькими народцами. Можно себе представить, насколько была трудной задача вернувшегося Моше - вновь объединить евреев, превратить их в одно сердце, сделать одним народом.
Объединяющим началом было строительство Переносного Храма. "И собрал Моше всю общину сыновей Израиля"... Собрал евреев. Объединил, объявив о пожертвованиях на Храм. Только общее дело способно объединить всех - пожертвования! И евреи согласились. Не с тем, что надо пожертвовать на Храм, - с этим они были согласны и раньше. Они согласились вновь стать одним народом. Ибо другого разумного выхода из создавшейся ситуации не было. Одно из двух. Или мы, евреи, вечный народ (а вечным может быть один народ, а не двенадцать!), или мы - беглые египетские рабы... Вот об этом повторном объединении народа и рассказывает недельный раздел, когда повествует о возведении Переносного храма в Синайской пустыне.
Вновь обратимся к самому началу нашей недельной главы: "И собрал Моше всю общину Сынов Израиля, и сказал им: "Вот что повелел делать Творец: шесть дней делай работу, а седьмой день будет для вас святым, днем полного покоя, посвященным Творцу. Всякий, кто работает в этот день, умрет. Не зажигайте огня во всяком жилище вашем в Шаббат"...
Так в еврейской истории возникает важнейшее понятие, которое способствовало выживанию народа в течение веков: кегила или кагал (община). Но в оригинале приведенной цитаты (на иврите) община обозначена словом "эда". Что означает это слово, и почему оно здесь употреблено? Слово "эда" состоит из букв "айн", "далет", "гей". Корень этого слова - "эд" - в переводе на русский язык означает "свидетель". Буква "айн" в переводе - "глаз". А название буквы "далет" образовано от слова "делет" - "дверь": то, что открывается, раскрывает. И получается, что эд - это свидетель, открывающий другим то, что увидел своими глазами (увидел его глаз).
В еврейской традиции свидетелем в суде может считаться лишь тот, кто своими глазами видел разбираемое в суде происшествие. Но если, например, человек услышал крик "Я тебя убью", узнал голос, подбежал и увидел, что тот, кто кричал, стоит с ножом над убитым, давать показания по делу об убийстве этот человек не имеет права. Ибо в момент убийства на месте преступления его не было, а ведь убить мог кто-то третий, а потом скрыться. Второй, которого застали на месте преступления, мог на самом деле угрожать не жертве, а убийце, но, ничего не сделав, просто подобрал с земли нож. Учитывая неоднозначность ситуаций, на основании косвенных показаний еврейский суд решений не выносит...
На горе Синай весь еврейский народ "видит голоса" - так же, как видел чудеса в Египте, на море и в пустыне. Теперь еврейский народ получает возможность стать свидетелем Присутствия Творца, проявления Его чудесной, "надъестественной" силы, Его активного участия во всем, что происходит на Земле и во Вселенной.
Но для того чтобы стать свидетелем, недостаточно просто увидеть. Нужно еще об этом заявить. Свидетельство в суде - одна из обязанностей еврея. Нельзя пройти мимо, промолчать. Он должен защитить невинного, помочь осудить злодея, даже если делать это ему неудобно, трудно или опасно. Тот же закон действителен и здесь. Еврейский народ создан, чтобы свидетельствовать о роли Творца в мире. И за это свидетельство он постоянно страдает, подвергается преследованиям. За это свидетельство его пытаются уничтожить. Но благодаря этому свидетельству у него есть возможность улучшить мир. Благодаря этому свидетельству он живет и будет жить вечно. В этом смысл и суть эдат бней Исраэль - общины сынов Израиля.
Свидетельствовать о Творце - обязанность и задача общины и каждого еврея в отдельности. Дважды в день, утром и вечером, каждый еврей должен произносить "Шма, Исраэль" ("Слушай, Израиль") - свидетельство веры в Единого Творца, Справедливого и Милосердного. Те же слова он повторяет при обрезании сына, в минуты опасности и перед смертью. Такое же свидетельство - Шаббат (Суббота), день, который проводят по законам, данным евреям Всевышним.
Поэтому мы читаем в начале нашего раздела: "И собрал Моше всю общину сынов Израиля". Законы Субботы распространяются на всех евреев, как сказано в четвертой из Десяти Заповедей: "Не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих".
Почему исполнение этой заповеди - свидетельство о роли Творца? Об этом написано на Скрижалях: "Ибо шесть дней создавал Творец небо и землю, море и все, что в них, и прекратил в седьмой день, поэтому благословил Всевышний день субботний и сделал его святым".
Другой аспект свидетельства, которое несет исполнение этой заповеди, выражен в тексте "Кидуша", освящения Субботы, который мы читаем над бокалом вина вечером в пятницу, возвращаясь из синагоги после вечерней молитвы: "Ибо этот день - первый из святых праздников, напоминающих об исходе из Египта, ибо нас Ты избрал и освятил из всех народов, и Твою святую Субботу по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Всевышний, освящающий Субботу".
Но зададимся вопросом: почему Моше для объявления о законах Субботы должен был собрать весь народ? Разве нельзя было воспользоваться обычным для него способом передачи информации - по цепочке: сначала брату Аарону и так далее, чтобы в результате необходимые сведения получили все?
Дело, вероятно, было именно в том, что речь шла о свидетельстве. А чтобы акт свидетельства произошел, недостаточно передачи информации из чужих уст. Надо что-то увидеть, захотеть что-то открыть, а еще - нужно, чтобы тебя услышали.
Поэтому и начинается наше свидетельство словами: "Слушай, Израиль". "Шма" можно произносить и в одиночестве, потому что Израиль - это еще и суть души каждого еврея. Но высший уровень свидетельства все же, когда оно произносится перед группой людей. Поэтому надо стремиться читать молитву в миньяне (в обществе хотя бы десяти взрослых евреев-мужчин) - чтобы каждый голос мог быть услышан, чтобы мог поддержать его весь Израиль, чтобы каждый голос дошел до Всевышнего и до всего мира...
В главе "Ваякэль" перечисляются виды работ, необходимых для возведения Храма. На основе этой "классификации" мудрецы выявляют 39 мелахот - основных типов работ, запрещенных в Шаббат. Мелахот, в свою очередь, подразделяются на виды действий, изменяющих материальный мир.
Главный же вывод, к которому мы приходим: нарушение запрета работать в Субботу - это отрицание свидетельства о Творце, который создал мир, вывел еврейский народ на свободу и дал ему высший Закон. Поэтому за осквернение Субботы дается столь строгое наказание: "Всякий, кто работает в этот день, умрет". Прежде всего, казнь полагалась тому, кто нарушал запрет вызывающе, намеренно и публично, бросая вызов обществу и Творцу, отрицая своими поступками сам факт Его существования и Его власть над миром. При этом, если земной суд и не приговаривает преступника к смертной казни, он все равно получит наказание Суда Небесного. Жизнь каждого человека - в руках Творца. И только Творец определяет длительность и качество человеческой жизни.
...Если еврей своим поведением отрицает Присутствие Всевышнего, отвергает ценности своей общины, своего народа, зачем вообще он живет?..

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.