На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КИ ТИСА


Среди тем недельного раздела Торы есть одна поистине удивительная. Неподготовленный читатель, как правило, проходит мимо нее, не останавливаясь, поскольку его внимание отвлечено грандиозностью другой картины, разворачивающейся тут же, рядом, на тех же страницах: картины, известной под названием "грех золотого тельца". И все же встречаются такие наблюдательные люди, которые не могут не бросить взгляд и на этот эпизод — непонятный, таинственный и даже чем-то пугающий. Известен в Торе ряд фрагментов, которые, по признанию особенно тонких читателей, именно пугают. Ибо чувствуется, что за ними скрыта некая грандиозная истина; но как только мы приближаемся к ней, вся панорама сразу тускнеет. Что-то здесь Тора недоговаривает или произносит слова скороговоркой, чтобы тут же вернуться к обычному повествованию. А ведь мы ради этой истины, может быть, и взялись за ее текст...
Таких фрагментов немного; чтобы перечислить их, хватит пальцев одной руки: видение Авраама "над частями животных" (см. "Берешит", гл. 15); сон Яакова с лестницей и ангелами (см. там же, гл. 28); сцена борьбы Яакова с незнакомцем на берегу реки Ябок (см. там же, гл. 32). Есть еще несколько сцен, но и этих хватит для первого знакомства. А теперь нам рассказывается о том, как Моше попросил Всевышнего показать ему Себя и как Тот выполнил его просьбу: "прошел" перед Моше, показав Себя "сзади" (см. "Шмот", гл. 33). Зачем попросил? Почему прошел? Что показал?
Великий пророк Моше находился в особых отношениях с Творцом мира. Если остальные пророки, как правило, не больше, чем провозвестники воли Всевышнего, Который хочет, чтобы Его слова были услышаны людьми, то Моше "имел право" задавать вопросы. И получал на них ответы.
Всевышний хочет, чтобы Его сообщение дошло до людей. Что это означает? Он мог бы и Сам "сообщить" его Гласом с Неба, как сделал это на Синае. Но обычно Он делает так, чтобы люди и в этом проявили независимость свободного выбора: хотят — слушают, хотят — делают вид, что ни с каким особым сообщением не знакомы, подобно фараону, заявившему, что Творца не знает, а потому евреев отпускать не будет. Поэтому Он избирает из среды людей "посланца", и тот передает людям пророчество.
Но во многих случаях с Моше происходило несколько иначе: он сам спрашивал Всевышнего — или о том, как поступить в трудной ситуации, или о новом законе. И вот теперь он просит о главном: Творец мира, покажи, пожалуйста, каким образом Ты управляешь созданным Тобой миром. На языке Торы это называется "Покажи мне Свою Славу" — "Арени на эт Кводеха". Момент для вопроса выбран самый подходящий: Моше видит, что его просьба о прощении евреев за "грех тельца" вот-вот будет выполнена, и поэтому умоляет о добавочной милости — хочет увидеть сущность Создателя. И Творец отвечает: "Я проведу перед тобой все Свое благо". В высшей степени таинственная фраза. Мы догадываемся, что постичь Его мудрость при помощи ограниченного разума вряд ли возможно. Однако разве станет легче, если перед нами проведут, а мы посмотрим? И вот он, самый непонятный стих, на котором мы останавливаемся (но что с ним делать?): "Не сможешь ты увидеть Мое лицо. Потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых". Что-то здесь от сожаления: ах, как жалко, Моше, но мир устроен так, что все, кто Меня видит, немедленно умирают. На это мы воскликнем: так сделай мир по-другому!
И все же не будем торопиться, спросим самих себя: что означает — "если человек Меня увидит, то он умирает"? Умирает — значит, ему незачем жить. Ибо живет он для некоторой цели. А если увидит Меня, то эту цель перед ним уже не имеет смысла ставить.
Что за цель? Скажем так: реализовать свои возможности. Причем реализовать собственными силами, без подсказки, без понукания. Но если Я покажу ему Свое лицо, то он сразу поступит так, как хочу Я, и не будет в этом поиска и усилий. А потому — не сможешь увидеть Меня спереди. (Мы даем только один пласт толкований, их множество, глубоких и трудных — как и должно быть с настоящей истиной.)
После этого Моше был "накрыт" неким защитным покровом, Всевышний "прошел", и Моше увидел Его сзади...
Прояснилась картина? Понять главное содержание событий мы можем только после их свершения... Увидеть справедливую мудрость мира нам вообще не дано в этой жизни. Но с некоторыми правилами мы знакомы — из книг Танаха, еврейской истории, собственных рассуждений, знакомства со свидетельствами других людей, по событиям своей жизни. Вот некоторые из этих правил: мир создан абсолютно справедливо; любовь Всевышнего проявляется во всем, что Он делает с нами; реальностью физического существования не исчерпывается наше бытие; Мир создан для меня... На каждую тему можно писать много, но не все из нас готовы к такому чтению; а кто готов, тому пожелаем успешной учебы со знающими учителями. Впрочем, эти вопросы мы постоянно затрагиваем в своих статьях и надеемся затрагивать в дальнейшем.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.