На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЧТО НАМ — АВАНГАРД, ТО НЕМЦАМ — «БАУХАУЗ»…


Все, что функционально, — красиво. Под таким лозунгом творили мастера искусства большей части двадцатого столетия. А одесские художники и фотохудожники не устают называть свои произведения "авангардными", предпочитая забывать о том, что все на самом деле придумано другими людьми и очень давно. Насколько давно — стало ясно после посещения вернисажа, буквально открывающего глаза на вторичность творческих поисков многих наших современников…
На днях Немецкий культурный центр благотворительного фонда "Баварский дом — Одесса" пригласил первых посетителей на торжественное открытие выставки "Баухауз": фотографии". Вернисаж в трех залах музея Западного и Восточного искусства не мог бы состояться без поддержки немецкого посольства в Украине, Фонда Роберта Боша (Штутгарт) и Гете-института (Киев). Безусловно, данная выставка оказалась одним из важнейших событий сезона. Ее экспозицию (кстати, она предоставлена Институтом связей с зарубежными странами в Штутгарте) составляют фотоработы, созданные почти сто лет назад выдающимися мастерами, представителями классического модерна, принадлежащими к самой значительной школе начала ХХ века — "Баухауз". "Баухауз" — известнейшая немецкая школа архитектуры, искусств и дизайна, до сих пор непревзойденный образец совместной деятельности наиболее значительных и влиятельнейших художников первой половины ХХ века. Она была основана Гропиусом, здесь работали Клее, Кандинский, Файнингер, Могой, Итен, Мухе. Деятельность этой школы во всех направлениях была настолько важна для современной ей эпохи, что понятия "Баухауз" и "модернизм" до сегодняшнего времени воспринимаются как синонимы.
Деятельность "Баухауза" (1919 — 1933) возникает на волне авангардного движения искусства, декларирующего новый язык выразительности, основанный на ясности элементарных форм и конструктивной логике. Однако новизна программы "Баухауза" состояла не в отказе от традиции, а в ее переосмыслении. Здесь снова возрождается идея синтеза в художественной деятельности, в данном случае — синтеза искусств, науки и техники, подчиненного реализации главной идеи — "созиданию нового будущего". С этой целью в "Баухаузе" начинается новаторская разработка не только архитектуры и дизайна, но фотографии, коллажа, промышленной графики, кинетических конструкций.
Выставка "Баухауз": фотографии" представляет лишь одну сторону многогранной деятельности этой школы — фотоискусство. Именно в творчестве "Баухауза" фотография становится способом восприятия и отражения окружающего мира, а ее соотношение с художественным искусством в целом становится масштабной дискуссией. В фотомастерской "Баухауза" открыты новые приемы, технические и выразительные возможности: микро- и макросъемка, сюрреалистическая игра света и тени, фотоколлажи, фотография объединяется с графикой, впервые используется в оформлении печатных изданий, разработана техника больших плакатов и широкоформатной рекламы.
На выставке можно увидеть 124 фотографии, создание которых относится к двадцатым — началу тридцатых годов ХХ века. Это весьма широкая подборка — от мгновенных снимков, фиксирующих неповторимость происходящего, до коммерческой рекламы. В ней представлены как известные мастера: Ласло и Лючия Могой, Вальтер Петерганс, Георг Мухе, Поль Ситроен, Теодор Файнингер, — так и менее именитые. Их опыт стал основой современного искусства фотографии и остался актуальным до сегодняшнего дня. Экспозиция включает в себя как репро-фото, так и фотографии, выполненные по оригинальным негативам.
Большой интерес представляют снимки Мозеса Воробейчика (1904 — 1995), в тридцатые годы работавшего под именем Мой Вер, а с начала пятидесятых известного в Израиле как Моше Равив. Этот ас репортажного фото снимал паломников у Стены Плача и быт первых поселенцев, издал фотоальбом "Париж — фотографии и монтаж" и книгу "Гетто на Востоке — Вильно".
Деятельность "Баухауза" была прекращена в 1933 году ввиду невозможности творить в атмосфере национал-фашистской истерии. Однако педагоги и ученики этой уникальной школы рассеялись по всему миру и воплотили свои идеи, прежде всего — в архитектуре, затем — в фотографии, настенной живописи, проектировании, дизайне интерьеров и ювелирных изделий. "Сегодняшний автомобиль с его безупречными обводами, аэродинамическая рациональность самолета и космической ракеты, небоскребы Нью-Йорка, Токио, Лондона, вантовые конструкции в архитектуре Берлина и Мюнхена, дизайн мебели, посуды, вся среда обитания технологической эпохи — отзвук идей "Баухауза", — утверждает киевский искусствовед Ольга Петрова.
Помимо радости от созерцания строгой красоты вкупе с изысканным стилем посетители новой выставки смогут вынести для себя полезный зрительский опыт, помогающий по достоинству оценить доморощенный "авангард". А местные "авангардные" художники получат шанс взглянуть на свои достижения и понять, насколько они, в сущности, скромны. Расстраиваться не стоит. Ведь и в музыке только семь нот, перепевы неизбежны. Очень жаль, что подобная выставка не могла состояться в советскую эпоху, оригинальные идеи заимствовались подспудно, а проще говоря, присваивались теми, кто имел доступ к общению с немецкими мастерами. Будем считать, что историческая справедливость восстановлена. Давайте также понимать: когда мы выстраиваем "авангардную фотокомпозицию" из трех гаек и болта, лежащих на песке, это не является чем-то невиданным доселе на планете…

М. Г.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.