На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

В ОТСУТСТВИЕ БОРОВСКОГО


На 72-м году жизни умер от инфаркта Давид Львович Боровский — одессит по рождению, гениальный сценограф современности. Жизнь его оборвалась в Боготе (Колумбия) на Ибероамериканском театральном фестивале, где Боровский открыл персональную выставку и собирался проводить мастер-классы. Последней работой художника в театре "Ленком" стал спектакль "Затмение" по роману Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки". А в Киевском Национальном русском драматическом театре имени Леси Украинки, где в пятнадцать лет юный Давид начал свой трудовой путь учеником декоратора, еще идут репетиции "Дон-Кихота" по пьесе Михаила Булгакова. Этот спектакль вместе задумывали режиссер Михаил Резникович и сценограф Давид Боровский, который вообще в тандеме с режиссерами оказывался ведущим, а не ведомым. Театральная Одесса не дала, да и не могла дать художнику такого масштаба и потенциала достойное поле для творческих поисков. Слава пришла к нему сперва в столице УССР — Киеве, а затем и в Москве — столице бывшего Союза.
Влияние на Боровского в молодости оказали киевский режиссер Леонид Викторович Варпаховский и одесский художник Леон Яковлевич Альшиц. В зрелые годы, скорее, можно было говорить о влиянии, которое Боровский оказывал сам: на соавторов спектаклей, на театральную культуру в целом. С 1966 года он работал в Москве, став главным художником театра Станиславского. С 1967 года начинается блистательное сотрудничество с Юрием Любимовым в стенах театра драмы и комедии на Таганке. Боровский работает с Додиным, Эфросом, Райхельгаузом, Волчек. В ряду интерпретаторов драматургии Чехова он, безусловно, занимает выдающееся место. В семидесятых его называли представителем сценографии "сурового стиля", восторгаясь декорациями к "Чайке". "Три сестры", оформленные Давидом Боровским в 1972 году в театре "Вигсинхаз" в Будапеште, поражали неожиданным решением: на сцене все время шел листопад с большей или меньшей интенсивностью, отмирающие листья обозначали конец эпохи, надежд главных героев. В 1973-м Боровский поражает оригинальным поэтическим решением "Вишневого сада", через четыре года в театре на Таганке идет парадоксальная "Жалобная книга" по прозаическим произведениям Чехова, действие которой разворачивалось на железнодорожных рельсах, а под ногами зрителей хрустела щебенка — именно такая, которую применяли в чеховские времена. Оформляя "Иванова", Боровский увлекается мотивом обнаженных ветвей, скрывающих под собой стены старого дворянского особняка, небанально подходит к "Платонову" (1981 год), предлагая зрителям разгадывать визуальные метафоры и перенося действие в сельскую школу, где учительствует главный герой. В начале восьмидесятых Боровский выбирает сценографической доминантой для "Чайки" колдовское озеро как реальное место действия и одновременно как символический образ.
Над его спектаклями необходимо было думать, их оформление всегда оказывалось многозначным и построенным на сплаве противоположных начал — жизненной достоверности и открытой условности. Предлагаемая Боровским дерзкая игра с натуральной, из жизни выхваченной вещью захватывала и режиссера, и актеров, и публику. В последние годы видные критики говорили о нем так: "Он изменяется, но не изменяет себе, на какой бы сцене ни работал". При жизни сценографа вышла книга "Давид Боровский", написанная искусствоведом Аллой Михайловой и театроведом Риммой Кречетовой.
Театральная Россия пока еще не поверила в реальность ухода Давида Львовича, скорбит труппа театра имени Леси Украинки в Киеве. Закончилась целая эпоха сценографии, еще не до конца изученная и описанная. Трудно себе представить, каким бы был сегодняшний театр, если бы в нем в шестидесятые — семидесятые годы не появился Давид Боровский. Еще труднее вообразить, каким театр станет в его отсутствие.

Мария ГУДЫМА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.