На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ТЕЦАВЕ


Все перечисленное в недельном разделе "Тецаве" можно объединить темой "Храм и работа в нем". Приведем, не теряя связи с тематикой раздела, несколько примеров из жизни раввинов, проведя параллели с сегодняшним днем.
Об освещении в Храме. Однажды, примерно сто лет назад, как раз в ту неделю, когда в синагогах читался раздел "Тецаве", встретились два выдающихся учителя, рабби Хаим Соловейчик из Бриска и рабби Авраам Мордехай из Гур. Они завели разговор о Торе и ее законах. Сказал Адмор (хасидский ребе) из Гур: "Известен на главу "Тецаве" один мидраш (отрывок из Устной Торы), в котором обсуждается тема Меноры. Звучит мидраш так: "Сказал рабби Ханина, заместитель первосвященника, которому приходилось вести работу в Храме, что он свидетельствует о чуде с Менорой: ее зажигали на Рош-а-Шана, и она горела, не угасая, целый год". "Этот мидраш, - сказал Адмор, - не дает мне покоя много лет. Ведь существует заповедь зажигать Менору каждый день! Но как ее можно зажигать, если она уже горит?"
Отметим: разговор идет не о чудесах как таковых; нас интересует еврейская мудрость. Менора в Храме - символ мудрости, свет - символ знания. Так вот, надо применить знания и решить поставленную задачу: Менора горит, но ее надо зажигать.
Сказал на это рав Хаим из Бриска: "Ответ надо искать у Рамбама. Написано в его кодексе законов, что тот, кто добавляет масло в обычный бытовой светильник, горящий в субботу, нарушает запрет на работу, которая называется "зажигание огня". Получается, что само добавление масла или другого горючего материала в огонь приравнивается к "созданию пламени". А поэтому, когда священники добавляли по вечерам масло в Менору, они одним этим действием исполняли заповедь зажигания храмовых огней. Ничего сложного!"
От себя добавим, что в выражении "доливать масло в Менору, символ мудрости Торы" есть еще один, добавочный, смысл. Доливать масло - значит, добавлять еще одну толику знаний к тому, что мы уже выучили. Добавлять надо ежедневно, учиться Торе - постоянно. Ибо если в один день не долить, то придется зажигать заново, вновь повторять то, что забылось и ушло. Но если не дать погаснуть, то чудо будет с нами целый год: ничего не забывается, растет понимание, мудрость не угасает...
Теперь от первого стиха недельного раздела перейдем к последнему. Его даже перевести довольно трудно. В нем рассказывается о жертвоприношении: "И будет Аарон совершать искупление (грехов еврейского народа) один раз в году, на Йом-Кипур (...) Святой он Всевышнему". Последние слова приведены в двойной форме - святой святого (подобно Святая святых в Храме). Причем из самого текста не совсем понятно, о чем говорится. Раши (великий комментатор Торы) пишет, что о жертвеннике. Так и принято считать. Но вот что однажды произошло.
Жил в прошлом веке в Восточной Европе знаменитый ученый Мальбим. Занимал пост главного раввина во многих городах и, в частности, как-то руководил общиной Бухареста. В то время возникло движение "реформистов", противников еврейской традиции. В большинстве своем они были достаточно образованными людьми, поскольку получили еврейское образование (чем отличались от нынешних "борцов против религиозного засилья", не имеющих ни малейшего понятия об иудаизме, с которым борются). Но все свои знания они использовали для того, чтобы отвратить народ от веры отцов. Ходили на уроки известных раввинов, вступали в споры, выискивали противоречия, устраивали из всего веселый цирк. Шла неделя, когда читался раздел "Тецаве". Рав Мальбим заканчивал урок. Дошел он до последнего стиха. Прочитал: "Святой святого он Всевышнему". И добавил: "Так сказано об Аароне". Что тут началось в зале! Вскочили реформисты, которые дождались-таки своего часа, и закричали, что раввин не знает комментария Раши, где это видано: называть человека "дважды святым"? Раввин ничего не ответил, сошел с кафедры и молча удалился. К нему обратились ученики: ребе, мы ничего не можем возразить насмешникам, на этот раз они правы - так этот стих не трактуют. Снова промолчал рав... В следующую субботу зал был полон как никогда, все ждали, как рав выберется из положения, в которое сам попал. Но рав начал, как ни в чем не бывало: "В прошлый раз мы закончили на том, что Тора написала об Аароне, что он был святым святого, теперь переходим к разделу "Ки-Тиса". Зал был в полном недоумении. После урока обратились ученики к раву с просьбой хоть что-нибудь прояснить. Мальбим ответил: "Мне все равно, что подумают эти клоуны, но вам отвечу, что дважды святым назван Аарон в Танахе (см. "Диврей Аямим" 1-23:13). В то же время сказано ("Мишлей" 26:4): "Не отвечай глупцу в его глупости".
Аарон приносил жертвы, искупающие грехи народа, - это и есть святость функции, которую он выполнял. Но мы получили еще один урок. Если нас спрашивают для того, чтобы узнать, каково мнение Торы в том или ином случае, мы обязаны отвечать. Но если вопрос задается с единственной целью - продемонстрировать окружающим, насколько спрашивающий умней и образованней самой Торы, нам запрещено вступать в бесплодную полемику...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.