На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ПАССАЖИРЫ С «ТИТАНИКА»…

Их более тридцати тысяч — этих счастливых пассажиров. Они могут прославиться, поголовно попасть под софиты, в лапы саблезубым папарацци, вплоть до "Книги рекордов Гиннеса". Правда, скорее всего, посмертно. Но кто с этим считается? Зато мы станем ими гордиться, как какими-нибудь папанинцами. Кто же они, эти безымянные герои тыла? Да самые "пересiчнi", точнее, пересыпские иже хаджибейские одесситы, обитающие на промозглых и зловонных задворках горделивой Южной Пальмиры.
Когда силою неблагоприятных обстоятельств оказываюсь на "столбовой дороженьке" редкого, будто птица, долетевшая до середины Днепра, 20-го трамвая, в Хаджибейских плавнях (помните, в их дебрях недавно прихватили за жабры одного одичавшего эксгибициониста, насильника и убийцу малолеток), когда шлепаю вдоль напрочь заиленного, замусоренного канала лиман — море, оглядываясь на чахлые замшелые домишки, ощущаю себя поистине гоголевским персонажем. Кажется, вот-вот из-за ближайших кустов выскочит дежурный Ноздрев со стаей облезлых легавых и оборванной челяди. Тут ни к чему декорации, и без того в натуре можно снимать телесериалы о "царизме проклятом".
Впрочем, здешние аборигены, похоже, плоховато понимают, в каком столетии и при каком, собственно, строе коптят столь же серое для них, как и прежде, небо. Кому до них дело? Время здесь, кажется, буксует — вопреки законам природы. Казалось бы, живи да радуйся: с одной стороны — гостеприимное теплое море, с другой — прославленный целебный лиман. Отчего ж не жить? А все дело в том, что на этот раз, согласно законам все той же неподотчетной им природы, море и лиман — сообщающиеся сосуды. Когда-то, в "сухие" годы, лиман был менее полноводен, шторма прорывали песчано-ракушечную пересыпь, и морские воды устремлялись в этот полузамкнутый водоем. Во "влажные" годы получалось наоборот: лиман переполнялся, прорывал пересыпь изнутри и разгружался в Одесский залив. Естественная череда событий продолжалась до той поры, пока город не перешагнул за черту порто-франко и на Пересыпи (уже имя собственное), в межлиманье, сформировались как мощная промышленная зона, так и прилегающий к ней жилой рабочий район. К несчастью, промзона заняла идеальное курортное место, однако, теперь не переиграешь: город формировался, прежде всего, как порт, а потому предприятия, естественно, тяготели к гавани.
Стремительный рост Одессы, ее торговых оборотов и капитала требовал соответствующего благоустройства. Началось мощение, затем был проведен днестровский водовод, и, наконец, явилась канализация. Тогда-то, в последние десятилетия позапрошлого столетия, город обзавелся уникальной по европейским даже масштабам системой сплава канализационных и ливневых вод. Используя перепад высот, "сиреневые воды" по коллекторам самотеком попадали на так называемые поля орошения, затем проходили естественный песчано-ракушечный фильтр и проникали в Хаджибейский лиман. Очень толково! Этот опыт Одессы изучался и пропагандировался в России и за рубежом.
Шло время, численность одесситов все росла и росла. Наконец, сложилась критическая ситуация, когда сброс сточных вод, так сказать, превысил возможности естественной природной системы. Уровень Хаджибейского лимана значительно поднялся над морским, а это означало, что подпирающая его Пересыпь уже не в состоянии пропускать через себя избыточные воды за счет естественной фильтрации или прежних протоков-ериков. "Влажные" 1931 — 1932 годы с мощными паводками впервые обозначили серьезную угрозу затопления прилегающих районов. Недолго думая, из подручного материала соорудили оградительную дамбу, а сплавные воды стали перекачивать насосом. По "телу" дамбы шла грунтовка.
О том, какая катастрофа грозит городу в случае прорыва дамбы, ясное представление дает натурный, скажем так, эксперимент, поставленный в 1941 году. В стремлении перекрыть подходы к Одессе наступающему врагу дамбу взорвали. Сметая все на своем пути, "цунами" прокатилось по окрестностям, затопив Хаджибейский курорт и знаменитый старинный парк, в окрестностях нескольких километров вода стояла по пояс, пересыпские улицы сделались непроходимыми даже для гужевого транспорта. А потому румынские власти, призвав на подмогу местных специалистов (впоследствии, как водится, расстрелянных своими же), восстановили это гидротехническое сооружение. Кроме того, для снижения уровня лимана был прорыт канал к морю.
И снова дамбу строили из подручного материала, преимущественно известняка, в том числе — от разрушенных авиабомбами зданий и сооружений. Далеко не лучшее, с точки зрения правильной технологии, решение. Тем не менее, и эта дамба исправно послужила одесситам, по крайней мере, четверть века. Старая проблема снова остро обозначилась в 1969-м, после солидного весеннего половодья: уровень лимана превысил морской почти на 2,5 метра! Что до канала, предназначенного для сброса лиманных вод в море, то он к тому времени был уже непригоден к эксплуатации и представлял собой форменное болото. Тогда приняли решение: во-первых, построить канализационно-насосную станцию (КНС-25), а во-вторых, проложить нитку напорного коллектора из лимана в море. Проблема была временно решена.
А далее, как и прежде, дело пошло с нарастающим итогом: объем сброса в лиман продолжал год от года увеличиваться, мощности КНС-25 катастрофически недоставало, да и напорный коллектор с ним не справлялся. Ко всем несчастьям, в начале 1970-х упразднили руководство более или менее приведенного в порядок самотечного канала лиман — море.
Исторические хроники окрестностей — подлинный мартиролог. На протяжении десятилетий (!) чуть не каждый год разыгрывается один и тот же сценарий: в паводки и затяжные ливни полноводный лиман заливает многострадальную Пересыпь, превращающуюся в ухудшенный вариант Венеции, больше смахивающий на захолустное Вилково. Обитатели близлежащих районов плавают по комнатам на надувных матрацах, в спасательных жилетах, а временщики-чиновники бьют себя в грудь, рьяно декларируя несбыточные предвыборные обещания.
За 35 последних лет проблему Хаджибейской дамбы лишь однажды попытались решить правильно, окончательно и бесповоротно. Для этого рядом со станцией очистных сооружений "Северная" предлагалось соорудить еще одну, более мощную, насосную станцию и от нее отвести две нитки напорного коллектора в море. Разумеется, должен был быть расчищен и самотечный канал лиман — море. В результате этих мероприятий уровень лимана опустился бы ниже морского, и вот тогда можно было бы приступить к реконструкции изрядно обветшавшей дамбы. Подобный проект и был разработан "Укр-южгипрокоммунстроем", а в 1988-м "Южгидроспецстрой" приступил к его реализации. Время, однако, выпало неудачное: перестройка славна обилием самых разных "незавершенок". Грандиозное строительство, каковое планировалось окончить в 1992-м, оставило по себе лишь поистине платоновский котлован под новую насосную и несколько десятков метров коллектора.
А дальше — все, как в Алма-Ате накануне ужасающих селей: весь город строит запруду близ знаменитого стадиона "Медео", за которой скапливается грязекаменный поток, запруду наращивают, уровень потока повышается, и так наперегонки. Разница заключается лишь в том, что дамбу не наращивают мешками с песком да бетонными блоками, а просто латают ими пробитые водой бреши. Новая и новейшая история борьбы с паводками напоминает хронику военных действий, а сообщения в прессе — сводки с фронта:

"Одесский вестник", 22 февраля 1996 г.: "Отдельным районам Одессы по-прежнему угрожает затопление в связи с обильным таянием снегов. Поэтому продолжаются работы по укреплению дамбы Хаджибейского лимана. Завезено более 1000 т песка, 400 т гравия".

"Одесский вестник", 27 февраля 1996 г.: "…затоплено более 180 домов, уровень воды достигает 20 — 40 см".

"Одесский вестник", 14 марта 1996 г.: "Воины Одесского военного округа помогли устранить угрозу прорыва дамбы Хаджибейского лимана. Только на этом участке ими было уложено 6880 мешков с песком, 700 кубометров железобетонных плит…".

Эти сообщения практически один к одному повторяются весной 2003-го: уровень воды в лимане составил 494 см, до критической отметки осталось 16 см; экстренные меры по укреплению — мешки с песком и бетонный лом. Дамба дала течь, зафиксировано 57 аварийных участков, которые срочно "латаются". Мы снова в круговой обороне, а подкрепления не предвидится…
Ситуация осложняется еще и тем, что по дамбе проходит объездная дорога — важнейшая транспортная магистраль. Аварийное состояние дамбы ставит под угрозу не только здоровье и жизнь десятков тысяч одесситов, обреченных жить в состоянии бесконечной тревоги и аврала. В большой опасности все расположенные в непосредственной близости от злополучного сооружения предприятия, в том числе такие крупные, как "Лукойл — НПЗ" и "Эксимнефтепродукт", да и тот большегрузный транспорт, что составляет большую часть пользователей объездной дороги.
Эти или какие-либо иные мотивы повлияли на руководство Одессы, но в 2004-м, впервые за "сто лет одиночества", на "мероприятия по понижению уровня воды в Хаджибейском лимане и предотвращению угрозы разрушения оградительной дамбы" были выделены бюджетные деньги, причем немалые —
26 миллионов гривен, из которых почти сразу поступило 18. Был реанимирован упомянутый проект почти двадцатилетней давности: насосная и коллектор, самотечный канал, реконструкция дамбы. Развернулось строительство: сооружен нулевой цикл насосной станции (возведен фундамент), частично проложена одна из ниток напорного коллектора. Кстати говоря, работы подобного уровня и масштаба в Одессе не проводились довольно давно, трубы нужного диаметра для напорного коллектора пришлось искать по всей Украине. Как оказалось, на том единственном заводе, где их выпускают, заказывать надо заранее, а сроки поджимали, пришлось рыскать по складам и закромам. Нашли.
Но на этом сложности не закончились. Все работы проходили в октябре — декабре 2004-го, и погода не слишком баловала. К тому же, как выяснилось на практике, уровень грунтовых вод значительно превышал расчетный, то есть заложенный в проекте. Так что сначала надо было проводить ряд мероприятий по его понижению, и делать это рабочим приходилось по щиколотку в ледяной воде. Были установлены сотни фильтров, и только затем приступили к строительству.
Фильтры работают и посейчас, а вот процесс строительства давно приостановлен. Причины до пошлости банальны — обещанные средства на продолжение проекта из бюджета не выделены. Кроме того, проделанные работы подверглись иезуитской ревизии, в результате которой, как обычно в таких случаях, были выявлены завышения — по заявлению КРУ, почти на 1,5 миллиона гривен. Сейчас подрядчик работ оспаривает итоги проверки в судебном порядке. А о продолжении строительства никто и не заикается. Опять за все расплачивается стрелочник! Допустим, подрядчик кого-то не устроил, пусть так. Но при чем тут люди, одесситы, всю жизнь прожившие на задворках цивилизации, света белого не видевшие? Им-то за что горе такое? Им надо, чтоб работы продолжались, а средства на них регулярно выделялись. Вот и все. Страдальцы и изгои этого заслужили!
А между тем в начале сентября прошло сообщение о том, что Кабмин отказал в соответствующей просьбе управлению по вопросам чрезвычайных ситуаций Одесской облгосадминистрации. Странно, правда, что с просьбой о выделении средств обратилось не городское управление капитального строительства, в ведении которого, по идее, должна находиться дамба — как объект капитального строительства, расположенный в черте города. Но хорошо, что хоть областное руководство заботилось о жителях Одессы. Впрочем, с момента отказа уже более полугода прошло, да и состав Кабмина в который раз благополучно сменился, а о выделении средств — ни слуху, ни духу. Робкая надежда, что в бюджет — 2006 будут включены расходы на укрепление дамбы, в свое время была погребена под толщей свинцовых вод Хаджибейского лимана.
Как там поется в песне: "Если у вас нету дамбы, цунами тогда не страшны"? Ох, как бы я хотел это увидеть, пусть даже в фантастическом триллере, пусть хотя бы во сне: как бушующая стихия к чертовой матери сметает не только ветхие домостроения Пересыпи (люди заведомо отселены в новое элитное жилье!), но и временщиков-чиновников, вместе с их креслами, офисами, виллами, черными бумерами и оргтехникой! Нынешней весной дамбу едва-едва не прорвало: сотрудники МЧС дежурили, что называется, и днем, и ночью. Слава Б-гу, на этот раз каким-то чудом пронесло. Что будет в следующий паводок, неведомо...
В финале (лучше бы такового финала не было!) — информация к размышлению. Катастрофа Нового Орлеана, стоившая жизни, по меньшей мере, тысяче горожан и сопровождавшаяся убытками в 200 миллиардов долларов, объясняется не только и не столько напором урагана Катрина, сколько сокращением запрашиваемого штатом Луизиана бюджета на укрепление и расширение системы заградительных дамб, каковые и прорвали воды прилегающего водоема. У них — озеро Понтчартрейн, у нас — Хаджибейское (лиман — по сути, то же озеро, только что соленое). Новый Орлеан лежит в низине, на три метра ниже уровня моря, Пересыпь — в абсолютных отметках на пять метров еще ниже, причем лиман буквально нависает, его уровень на три метра выше. Элементарный вопрос напрашивается: успеют ли эвакуировать людей, если дамбу прорвет?
Вопрос, сдается мне, однозначно риторический. И если старую Одессу некогда называли "новым Вавилоном", как бы нынешней не превратиться в "новый Орлеан"…

Олег ГУБАРЬ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.