На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ТРУМА


Начиная с этого недельного раздела, Тора приступает к описанию конструкции Переносного Храма. Сначала идет указание Всевышнего, каким Храм должен быть, потом рассказ, как это указание было реализовано евреями. Описание сложное, изобилующее подробностями. Читать его, как многие любители литературы привыкли читать простые книги, вряд ли возможно. Этот текст можно только учить, то есть относиться к нему, как к очень важному сообщению, которое нельзя пропустить, не освоив.
Храм (или Дом Б-га, он же Мишкан, от корня "шикун" - "жить", "селиться"; как было сказано: "Сделайте Мне святилище, и Я поселюсь среди вас") выполнял несколько очень важных функций. Одна из них - пожалуй, основная - заключалась в том, что он являл собой духовный центр общения народа с Творцом. В этом была специфичность Храма, поскольку общаться со Всевышним, в принципе, можно в любом месте и в любое время, но чтобы настроиться на такую связь, требуются определенное умение и концентрация воли. Таким умением обладали наши праотцы и многие праведники последующих поколений, например, Моше Рабейну. Но надо было сделать так, чтобы весь народ, который однажды на Синае приблизился к Создателю, уже не удалялся от Него. Для этого требовалось построить особое место.
Еврейский термин "кадош" (в смысле "особый", "выделенный") переводится на все языки мира как "святой". Святое - это не то, что находится на небе, далеко от нас, а то, что мы используем здесь, в нашей земной жизни, чтобы подняться над обычным и будничным. Храм свят, и все, что к нему относится, свято, даже если мы просто сидим и учим, как в нем шла работа. Святая учеба! Ей наш народ посвящает много усилий вот уже сотни лет. Мы учим, как Храм был устроен, из каких частей состоял, кто и как его строил. (Народ собрал на него средства - значит, построен он был самим народом.) Мы учим, как он выглядел и какие работы в нем совершались - всё до мельчайших деталей. Ибо у Храма, повторяем, отмечен целый ряд очень важных функций, без которых нет у нас возможности существовать дальше, - и не только у нас, но, если хотите, у всего человечества. Откуда такая уверенность? Да из очень простой мысли: люди только тогда являются людьми, когда несут в себе высокий заряд морали. Без морали нет оправдания существованию человека. Вот для того чтобы подержать в человечестве нужный "градус" морали, и дан нам Храм - место общения с Б-гом, Который эту мораль создал.
И все же, согласитесь, даже если все это принять, с трудом верится, будто подробное описание Мишкана хоть что-то сообщает нам в моральном плане. При чем здесь законы этики, спросим мы, и подробная "инструкция" к построению Храма? Отвечая на это, пишет рабби Хаим из Воложина: "Знайте, что весь смысл в описании Храма и его деталей - в том, чтобы мы смотрели в это описание и учились, как поступать. Чтобы мы были в своих действиях - как Храм и его детали". Такие же святые и такие же близкие к Творцу.
Подобно тому, как Храм требовал многих усилий, когда его возводили, так и духовность человека: для ее достижения надо мобилизовать подчас все силы и весь свой потенциал. Как Храм однажды сгорел в огне в результате резкого падения морали в народе, так и величие человека: оно может однажды сгореть в пожаре, раздутом непомерными желаниями и страстями. Одна спичка, один грех - и пропала сложная конструкция. Свой высокий моральный уровень надо постоянно поддерживать. Здесь нет успокоения, отдыха и движения по инерции. Инерция - как сила тяготения, она мешает полету. Полет можно поддерживать только постоянной работой, трудом и усилиями.
Говорят, человеческие цивилизации древности (египетская, шумерская, эллинская и пр.) зародились не там, где природа создала рай для человека на Земле, а там, где стихия бросила вызов людям и они оказались перед выбором - выжить или погибнуть. Только в такие критические моменты возможно появление организующего начала, которое приведет к возникновению культуры, технологии и всего, что определяет цивилизацию. (Например, египтяне не получили готовый Нил, а "благоустроили" его, возведя дамбы и осушив болота каналами. Греки Аттики сначала пережили оскудение почв и перешли от выращивания зерновых к маслинам, потом начали торговать маслом, развили флот, вышли на мировую арену.) Прогресс начинается с появления стимула к выживанию, когда жизни общества бросается вызов.
Еврейская цивилизация пошла совсем другим путем, зародившись в пустыне, на ровном месте, почти при полном отсутствии опыта народной жизни, традиций и культурных навыков. У евреев был другой вызов, им только предстояло войти в свою страну. Храм стал их ответом на запрос истории - быть им народом или не быть. Прочие цивилизации боролись за сохранение, евреи боролись за возникновение. Ибо они стояли перед вызовом, который был брошен всем людям: без морали не выжить; или выбирайте осмысленное, этически оправданное существование, или пропадете! Евреи сделали выбор за всех - они предпочли жизнь в согласии с требованиями Творца. А мораль - это и есть наш Святой Храм...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.