На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕМНОГО СОЛНЦА И ЛЕГКОСТИ


"Город, в котором легко жить, в котором ясно жить. Половину населения его составляют евреи, а евреи - это народ, который несколько простых вещей очень хорошо затвердил. Они женятся для того, чтобы не быть одинокими, любят для того, чтобы жить в веках, чадолюбивы, потому что это же очень хорошо и нужно - любить детей"...
Так о родной Одессе писал Исаак Бабель, тот, кого не случайно называют "первым среди равных" особой - одесской - литературы. Эта литература создавала миф об Одессе и сама становилась частью этого мифа. Литература эта прочитана (конечно, не всеми!) и изучена (конечно, не до конца!). Открытие ее продолжается - каждым, кто вдруг да почувствует, что ему просто жизненно необходимо хоть "немного солнца и легкости".
"Две большие разницы" - так называется моноспектакль, придуманный, созданный и сыгранный режиссером Фаустом Миндлиным. Один актер. Аскетизм сценографии. Как можно меньше изобразительных средств. И - как можно больше Бабеля... В основе спектакля - страницы бабелевских "Одесских рассказов", бабелевских дневников. Здесь король Молдаванки Беня Крик и старый Цудечкис, Фроим Грач и Арье-Лейб, а главное - непостижимо материальная, сочная, насыщенная и фантастически реальная проза, проза Исаака Бабеля, обращение к которой - всегда таинство.
- Известно: ставить Бабеля на сцене и пытаться делать кино по Бабелю на самом деле очень тяжело. Вам не было страшно за это браться?
- Не то слово! - признается Фауст Миндлин. - Это правда: сам Бабель терпеть не мог своих так называемых "удач на сцене". Он говорил "Б-же мой, какой кошмар, в следующий раз я буду просто ночевать в театре, я не оставлю на самотек..." И фильм, фрагменты которого я использовал в спектакле (это снятая режиссером Вильнером в 1926 году картина "Беня Крик"), был жутко им воспринят - как очень неудачный... Наверное, это связано с тем, что бабелевские образы, его умение словом вскрыть то, что невозможно сделать ни объективом, ни каким-то другим способом, уникальны, не разгаданы!
Уникален не только материал, к которому обратился автор спектакля. Уникально и место, в котором спектакль был создан. Это свой собственный театр одесского Дома с ангелом, Центра Литвака, как привычно называют не только одесситы Центр реабилитации детей-инвалидов на улице Пушкинской. Театр создавали как часть арт-терапии, лечения маленьких пациентов. Саму идею предложил друг Центра и Бориса Литвака - замечательный грузинский режиссер и скульптор Резо Габриадзе - еще в начале жизни Дома с ангелом.
Арт-менеджер Центра Светлана Дутка рассказывает, что театр-студия, которым руководит Фауст Миндлин, известен сегодня не только одесситам, был участником уже семи фестивалей - в Киеве, в Санкт-Петербурге, во Львове... В репертуаре - как кукольные представления для самых благодарных маленьких зрителей, так и вполне "взрослые" спектакли, посвященные Марку Шагалу, Исааку Бабелю. Кстати, первый показ моноспектакля "Две большие разницы" был фестивальным: его представили во Львове, в рамках театрального фестиваля "Золотой лев". Постановка стала лауреатом фестиваля и получила многочисленные отзывы. "Это работа с интересным творческим будущим. Она дает новый импульс для прочтения Бабеля и возвращает к истокам одесского духа", - писали местные критики.
Создатели спектакля благодарят всех, кто был причастен к его рождению: в постановке использованы фотоматериалы, предоставленные сотрудниками библиотеки им. Грушевского; директор музея Одесской киностудии Вадим Костроменко подготовил подборку видеоматериалов из архивов музея. В спектакле также использована компьютерная графика, автор которой - директор компьютерного центра Дома с ангелом Дмитрий Инде...
Борис Давидович Литвак - основатель уникального негосударственного и некоммерческого Центра - о спектакле Фауста Миндлина говорит, что так вот и сбывается мечта Исаака Бабеля об "Интернационале добрых людей". Литвак вообще любит цитировать Бабеля и людей, помогающих Дому с ангелом, числит среди тех, в ком, говоря словами писателя, "квартирует совесть"...
- Я очень хочу, чтобы в том уникальном великом деле, которым занимается Борис Давидович, в деле, которое становится знаковым в жизни нашего города и всей нашей бывшей страны, происходили вещи столь же великие, столь же неслучайные, - говорит Фауст Миндлин. - Пусть это будет спорно, неумело, но стремиться нужно только к такому! Очень хочется сказать "по-литваковски", но все равно не получится, так что скажу просто: помогать нужно людям - так, как помогает Борис Литвак, каждый день, каждую минуту, теми средствами, которые есть у нас...
Среди этих средств - и театральная сцена. И мудрые добрые книги. И слово, которое непременно будет услышано. Все то, с чем приходит в этот мир хоть немного солнца и легкости...

Елена СВЕНЦИЦКАЯ.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2024, ІА «Вікна-Одеса»: 65029, Україна, Одеса, вул. Мечнікова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копіюванні матеріалів посилання на ІА «Вікна-Одеса» вітається. Відповідальність за недотримання встановлених Законом вимог щодо змісту реклами на сайті несе рекламодавець.