На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

Определение мицвы

Мицва уважения и почитания родителей основывается на двух высказываниях Торы.
1. "Уважай твоего отца и мать..." ("Шмот", 20:12)
2. "Бойтесь каждый матери и отца своего..." ("Ваикра", 19:3)
Так Талмуд разъясняет уважение и почтение, благоговение ("боязнь"):
"Учили наши учителя: "Что такое уважение, и что такое почтение? Почтение означает, что не должен (сын) ни стоять, ни сидеть на его (отца) месте, ни противоречить его словам, ни оценивать его мнения. А уважение означает, что он должен давать ему еду и питье, одежду и кров и сопровождать его, когда он входит и выходит ("Кидушин", 31б)".
Не следует обращать внимание на то, что здесь и в других местах это говорится в мужском роде. Обязанность уважать и почитать родителей в равной мере лежит на дочерях ("Мишна Кидушин" 1:7), и матерям полагаются те же уважение и почет, что отцам ("Шулхан арух", "Йорэ деа", 240:14). Мишна (еврейский закон) выводит это из вышеприведенных слов Торы ("Мишна Крихот", 6:9). Хотя, в принципе, матери и отцу следует оказывать равное уважение, однако, на практике, если оба они попросят детей о помощи, отцу должно быть дано преимущество, потому что мать тоже обязана его уважать и почитать. А когда это обязательство перестает существовать в результате развода, ребенок может сам выбирать, кому дать преимущество.
Сказанное следует скорее понимать не как жесткое определение, а как понятный пример. Уважение и почет - это позиция, отношение, а сказанное выше - проявление этого отношения. Это отражение внутреннего чувства. Конечно, примеры, приведенные Талмудом, полны глубокого смысла, но правильное исполнение этих заповедей требует гораздо большего. Все частности этих обязательств "слишком многочисленны, чтобы их можно было перечислить, а обсуждение их слишком длинно" (Рамбам, комм. к мишне "Кидушин", 1:7). Наши мудрецы считают, что уважению и почитанию родителей нет пределов (рабби Элиэзер из Метца, "Сефер йереим", раздел 56 (в изд. "Гольдблюм" раздел 221-2); рабби Менахем Меири, "Бейт 'габхира", "Кидушин", 31а (в изд. "Софер" стр. 181)).
Нам нужно ограничиться пределами тех аспектов, с которыми должны быть знакомы родители, чтобы научить своих детей.

Что такое почитание?

Почитание (боязнь) в основном означает, что дети понимают возвышенное положение родителей и их достоинство и стараются никогда не бесчестить их никоим образом ("Арух 'гашулхан", "Йорэ деа", 240:8). Мицва почитания требует от ребенка воспринимать своих родителей как "царя и царицу", с которыми нужно быть очень внимательным, чтобы не задеть их чувства ("Сефер харейдим", 1:26).
Галахические авторитеты указывают несколько выражений почтения.
1. Не занимать место родителей. Ребенок не должен стоять или сидеть на месте, которое обычно занимают его родители, как в доме, так и за его пределами, например, в синагоге ("Шулхан арух", "Йорэ деа", 240:8).
2. Не противоречить словам родителей. Ребенок не должен спорить со своими родителями, даже обсуждая Тору или в обычном разговоре. Это относится только к прямо противоречащим заявлениям; детям разрешается оспаривать мнение родителей по общим вопросам, таким как законы Торы. При этом разрешается выдвигать возражения против позиции родителей до тех пор, пока это не нарушает уважения (Хазон Иш, "Йорэ деа", 149). К примеру, если отец говорит, что в субботу разрешается читать газету, сын не может сказать, что это запрещено. Но он может процитировать иные мнения.
Даже если ребенка обвинили напрасно, он не имеет права ответить родителям: "Это неправда". Скорее, он должен попытаться разъяснить истину, не вступая при этом в противоречие, например: "Я могу объяснить, как это было" (рабби Йоэль Шварц, "Бейт аба", Иерусалим, 1978, стр. 91).
3. Не оценивать мнение родителей. Если родители с кем-то не соглашаются, дети не имеют права принимать мнение одной из сторон. Им не разрешается даже выражать одобрение позиции своего отца: "Мой отец прав" ("Шулхан арух", "Йорэ деа", 240:2). Высокомерно и самонадеянно, если дети ставят себя судьями мнений своих родителей.
4. Не называть родителей по именам. Детям нельзя называть родителей по именам ("Шулхан арух", "Йорэ деа", 240:2). Но если кто-нибудь спросит: "Ты чей сын?" - то разрешается назвать имя отца ("Пискей тшува", там же, 240:2). Дети также могут писать имя родителей ("Игерет Моше", "Йорэ деа", т. 1, раздел 133).
5. Не будить родителей. Детям обычно запрещается будить родителей. Но если ребенок знает, что сейчас отец бы хотел, чтобы его разбудили, например, чтобы избежать финансовой потери, тогда разбудить его - мицва. Детям следует будить родителей, когда это необходимо для исполнения мицвы, например, чтобы успеть на молитву в синагогу ("Хаей адам", 67:11).
Тора предупреждает, что всякий, кто хотя бы в малейшей степени относится с презрением к своим родителям, будет проклят ("Дварим", 27:16). Так говорит Рамбам: "Всякий, кто высказывает презрение к своим отцу или матери - даже только словом или жестом, проклят из уст Б-га" (Рамбам, "Мишнэ Тора", "'Гилхот маамарим", 5:15).
К этой категории относятся и те, кто причиняет родителям страдания и несчастья ("Шеилтот", 60; "'Гаэмек шеела", номер 6).

Что такое уважение?

Сущность уважения заключается в том, что дети имеют высокое мнение о своих родителях и считают их людьми большого достоинства и важности. Уважение выражается в мыслях, словах и действиях ("Хаей адам", 67:3). В первую очередь это обязывает детей прислуживать родителям, как полагается прислуживать людям достойным и важным. Они должны быть внимательны к их нуждам и оказывать им всестороннюю помощь, как прислуживает слуга своему хозяину (Рамбам, там же, 6:3).
Обязанность заботиться об основных нуждах своих родителей остается даже в том случае, если они открыто об этом не просят. К примеру, если ребенок знает, что его мать хочет пить, он должен принести ей воду. Но если это не одна из основных потребностей, то следует делать это лишь в том случае, если они прямо об этом просят (рабби Йерухам Перлов, ком. к "Сефер 'гамицвот" рабби Саадьи-гаона, комм. 9, слова "умеата номар").
Из вышеприведенного определения, которое Талмуд дает уважению, мы видим, что к нему относится и удовлетворение физических нужд родителей, таких как питание, питье и одежда, и символическое проявление внимания, например, мицва провожать родителей, когда они входят и выходят.
Вот как ярко говорит Талмуд о характере этого служения:
"Рабби Шимон бен Гамлиэль сказал: "Я прислуживал своему отцу всю мою жизнь, но не достиг и сотой доли того уважения, которое оказывал Ицхаку Эсав. Потому что я прислуживал ему в грязной одежде, а когда шел по своим делам, переодевался в чистую одежду, а Эсав всегда одевался по-королевски, когда прислуживал своему отцу" ("Брейшит раба", 65:16).
Ясно, что истинное уважение далеко выходит за пределы чисто физических действий по обслуживанию своих родителей. Важно еще делать это подобающим образом, с желанием, заботой и умом.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.