На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

КНИГА С АРОМАТОМ ПОДЛИННОСТИ


"Мозаика" - такое простое и вместе с тем изысканное название носит собрание документальных свидетельств очевидца эпохи - одесситки Лидии Федоровны Шнайдер. В книге помещены очерки, опубликованные десять лет назад в периодической печати с неизбежными сокращениями, но максимально приближенные к оригиналам составителем и редактором, профессором Валентином Максименко. Некоторые другие очерки и фрагменты дневника Лидии Федоровны публикуются впервые, причем редактура очень мягкая, стилистической гладкости составитель предпочитает аромат подлинности (по собственному выражению). Издание, выпущенное коллекционным тиражом в две сотни экземпляров, уже поступило во многие городские библиотеки.
- В жизни каждого человека встречаются люди, которые оказывают на него значительное влияние, - рассказывает Валентин Максименко. - И хотя я познакомился с Лидией Федоровной в ее очень солидном и моем уже более чем зрелом возрасте, она произвела на меня неизгладимое впечатление. Это был человек с поразительным чувством справедливости, человек невероятной стойкости. Она прошла Сталинград, была удостоена самых высоких солдатских наград, которые составляли предмет гордости Лидии Федоровны. Трагедия ее состояла в том, что на склоне лет она была вынуждена продавать награды свои и мужа, журналиста и драматурга Александра Петровича Шнайдера, легендарного Карпа Полубакова, чтобы выжить. Лекарства стоили очень дорого...
Название "Мозаика" было найдено составителем среди бумаг Лидии Федоровны, оно было начертано на отдельном листке и хорошо "легло" на идею сборника. Это и вправду мозаика. Двадцать шесть очерков. Фрагменты дневников. Творческие портреты Лидии Федоровны и Александра Петровича, написанные Валентином Максименко. Семейные фотографии. Стихи известных поэтов Михаила Аронса, Владимира Сосюры, Владимира Домрина, Владимира Стриженюка, посвященные Лидии Шнайдер.
"Летним знойным днем оба тротуара Дерибасовской заполняются гостями из всех союзных республик. Из зарубежья. Тесно, как в узкой протоке в половодье. Они идут неспешно. И если смотреть с угла Преображенской, взору представляется неповторимое зрелище: тротуары, как две вытянутые клумбы из многоцветных панамок, шляп, зонтиков. Шевелящиеся и шелестящие. Приземляющиеся на спуске к Красному переулку и поднимающиеся к Пушкинской. К морю. Кажется, море выплеснулось из берегов на Дерибасовскую и несет на своих могучих волнах эти две длинные цветочные клумбы. Вымирают люди, которые видели эту неповторимую Дерибасовскую, воспетую поэтами многих поколений, прославленную на весь Б-жий свет. Сейчас на этой улице а-ля Париж (но Париж, а не Одесса! Как это нельзя было понять? Обидно до боли в сердце)...". В этом фрагменте Лидия Федоровна описывает свою последнюю прогулку по Дерибасовской. Ей хотелось выйти на Дерибасовскую своей молодости, а раз такое невозможно...

Раиса КРЕЙМЕРМАН.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.