На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

88. Заповедь, запрещающая есть хелев

Сказано в Торе: "Никакой хелев от быка, овцы или козы не ешьте" ("Ваикра" 7:23).
Хелев - это воскурявшийся на храмовом жертвеннике жир приносимых жертв, который находится на внутренностях, почках и в филейной части туши. Сухожилия, находящиеся в хелев, также запрещены.
Тот, кто намеренно съел кезаит хелев, заслуживает наказание карэт; ненамеренно - должен принести особую жертву, хатат.
Жир, находящийся в курдюке барана, а также жир диких кашерных животных разрешен.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

89. Заповедь, запрещающая употреблять в пищу кровь

Сказано в Торе: "Никакой крови не ешьте (...) ни от птиц, ни от скота" ("Ваикра" 7:26).
Кровь диких животных тоже запрещена в пищу. Тот, кто намеренно съел кезаит крови, заслуживает карэт, ненамеренно - должен принести хатат.
Мудрецы запретили есть человеческую кровь только в том случае, если она уже вышла из тела (например, можно проглотить кровь, вытекшую из десны).
Разрешается употреблять в пищу кровь рыбы кашерных видов и саранчи кашерных видов (хагав).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

90. Заповедь, запрещающая есть органы, отрезанные от живого животного

Сказано в Торе: "Не ешь души вместе с мясом" ("Дварим" 12:23).
Устная традиция объясняет, что здесь идет речь о запрете употреблять в пищу эвер мин ахай - орган (или конечность), который был отрезан от еще живого существа.
Съевший кезаит такого органа наказывается малкот. Другими словами, если еврей съел целый орган или целую конечность размером кезаит, ему полагается малкот. Но если размер съеденного органа меньше, чем кезаит, то этого наказания нет.
Съевший эвер мин ахай и мясо, отрезанное от еще живого существа, кроме указанного запрета нарушает еще и запрет есть трефа ("Шмот" 22:30): "Мяса животного, растерзанного зверем в поле, не ешьте" (см. 87-ю запрещающую заповедь).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

91. Заповедь, запрещающая варить мясо в молоке

Сказано в Торе: "Не вари козленка в молоке его матери" ("Шмот" 23:19).
Запрет касается еврея, который варит мясо кашерного животного в молоке кашерного животного (причем оба ингредиента имеют общий объем не меньше, чем кезаит), даже когда это мясо от падали кашерного животного (невела, см. 86-ю запрещающую заповедь). Такому нарушителю полагается наказание ударами - малкот, даже если он и не ел этого варева.
Запрещено извлекать выгоду из подобного варева, его следует захоронить. Запрет касается даже золы, что осталась от сжигания этого варева (если его почему-то сожгли, а не захоронили).
Однако разрешается варить (только варить!) мясо кашерного животного в молоке некашерного животного, или мясо некашерного животного в молоке кашерного, или мясо кашерного дикого животного или птицы - в молоке. Из такого варева можно извлекать выгоду. Но, повторяем, есть такое варево запрещено.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

92. Заповедь, запрещающая есть мясо, сваренное в молоке

Сказано в Торе: "Не вари козленка в молоке его матери" ("Шмот" 34:26).
Съевший кезаит такого варева наказывается ударами малкот, даже если еда не доставила ему удовольствия, например, была горячей настолько, что обожгла ему горло, или была слишком горькой. Если мясо не варилось в молоке, а лишь замачивалось в нем или мясное и молочное вместе засолили, то по указанию мудрецов такую пищу есть запрещено, однако, можно извлекать из нее выгоду. Также наши мудрецы запретили есть мясо птицы или дикого животного, сваренное в молоке домашнего или дикого животного. Разрешается варить в молоке и есть рыбу и саранчу кашерных видов.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

93. Заповедь, запрещающая есть мясо некашерных домашних или диких животных

Сказано в Торе: "...таких не ешьте" ("Ваикра" 11:4). Речь идет о видах животных, запрещенных в пищу.
Животное, не отрыгивающее жвачку и не имеющее раздвоенных копыт, является запрещенным в пищу, т. е. некашерным. Съевший кезаит мяса некашерного домашнего или дикого животного наказывается малкот.
Запрет есть мясо человека вытекает из повелительной заповеди, ибо сказано: "Вот живые существа (Тора не включает человека в перечень этих живых существ), которых вы можете есть" ("Ваикра" 11:2).
Все, что выходит из тела некашерных животных, например, молоко некашерного домашнего или дикого животного, запрещено в пищу по закону Торы. Однако мед пчел и ос разрешено употреблять в пищу, поскольку он не является отходом их тел.
Разрешено пить человеческое молоко, но взрослому человеку запрещено сосать молоко из груди кормящей женщины.
Запрещено пить молоко животного происхождения, надоенное неевреем, если никто из евреев не видел, как оно было надоено, поскольку всегда есть опасность, что оно смешано с молоком некашерного животного. Сыр, сделанный неевреем, хотя и разрешен по закону Торы (т. к. из молока некашерного животного сыр сделать невозможно), все же запрещен в пищу нашими мудрецами по ряду других причин.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

94. Заповедь, запрещающая есть некашерную птицу

Сказано в Торе: "Этих птиц остерегайтесь есть" ("Ваикра" 11:13).
К некашерным птицам относятся все хищные птицы, а также те, что живут рядом с хищными и похожи на них внешним видом. Хищная птица обладает таким свойством: сидя на натянутой веревке, она расправляет лапу, складывая два пальца с одной стороны и два пальца с другой, а также умеет хватать пищу в воздухе и есть ее прямо в полете.
Съевший кезаит мяса некашерной птицы наказывается ударами - малкот.
По закону Торы запрещено есть также яйца некашерных птиц.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

95. Заповедь, запрещающая есть некашерную рыбу

Сказано в Торе: "Да будут они для вас мерзостью - мяса их не ешьте" ("Ваикра" 11:11).
Рыба, не имеющая плавников и чешуи, является некашерной. Съевший кезаит такой рыбы наказывается ударами - малкот.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

96. Заповедь, запрещающая есть крылатых насекомых

Сказано в Торе: "Любые крылатые насекомые нечисты для вас, нельзя их есть" ("Дварим" 14:19).
К указанным насекомым относятся мухи, комары, пчелы, осы, некашерные виды саранчи и пр.
Съевший кезаит некашерных насекомых наказывается ударами - малкот. Съевший целое насекомое, даже размером меньше, чем кезаит, также наказывается малкот.
Существуют кашерные виды саранчи, разрешенные в пищу. Они определяются следующими тремя признаками чистоты: у них четыре ножки, четыре крыла, которые покрывают большую часть длины и окружности тела, и две соединенные лапы для прыжка (в "Шульxан аруx", "Йорэ деа" 85:1, приведен также четвертый признак чистоты: насекомое должно называться хагав. Какой вид назывался хагав, было известно прошлым поколениям. Поэтому любой вид саранчи, включая кашерный, запрещен тому еврею, который вышел из общины, где саранча не употребляется сегодня в пищу).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

97. Заповедь, запрещающая есть существа, кишащие на земле

Сказано в Торе: "Любое существо, ползающее по земле, - мерзость, нельзя его есть" ("Ваикра" 11:4). Под ползающими по земле существами понимаются змеи, скорпионы, жуки и черви.
Съевший такое существо целиком либо частично, но размером с кезаит (с маслину) наказывается малкот. Съевший от разных существ указанного типа (пресмыкающихся, нелетучих насекомых и пр.) общим объемом кезаит также нарушает этот запрет.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

98. Заповедь, запрещающая есть червей в плодах и зернах

Сказано в Торе: "Все, что ползает (...) не ешьте их" ("Ваикра" 11:42).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

99. Заповедь, запрещающая есть существа, кишащие в воде

Сказано в Торе: "Не оскверняйте свои души никаким пресмыкающимся" ("Ваикра" 11:43).
Сюда включены существа, кишащие в воде: лягушки, крабы (и все головоногие), черви, пиявки, морские животные (но не рыбы). Съевший кезаит их мяса наказывается малкот.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

100. Заповедь, запрещающая есть ремес

Сказано в Торе: "Не оскверняйте свои души никаким гадом, ползающим по земле" ("Ваикра" 11:44).
Тора употребляет слово "ремес". Под ним понимаются существа, живущие в плесени и гнили. Съевший ремес в объеме кезаит наказывается малкот.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

101.102. 103.
Заповедь, запрещающая есть хлеб нового урожая до принесения омера
Заповедь, запрещающая есть зерна, жаренные на огне, от нового урожая до принесения омера
Заповедь, запрещающая есть свежие (не жареные) зерна от нового урожая до принесения омера
Сказано в Торе: "Ни хлеба, ни жареных зерен, ни свежих зерен не ешьте до этого дня" ("Ваикра" 23:14).
Все три запрета касаются нового урожая пяти сортов зерна: пшеницы, ячменя, полбы, овса и ржи. Зерна указанных пяти видов, жаренные на огне, называются кали. Свежие зерна (не жареные) называются кармель. Тот, кто съел по одному кезаит от всех трех видов (хлеба, кали и кармель) до приношения омера в Храме, нарушил сразу три заповеди.
Во время существования Храма эти запреты действуют до принесения омера 16-го Нисана (во второй день Песаха). Во время, когда нет Храма, эти запреты действуют по закону Торы в течение всего 16-го Нисана. Вне Эрец Исраэль, где отмечаются два праздничных дня Песаха, эти запреты по указанию мудрецов действуют еще и в течение всего 17-го Нисана.
Итак, новый урожай зерна разрешено есть только после принесения омера. Если зерна успели пустить корни до приношения омера, то их можно есть сразу, как только зерна нового урожая поспеют, несмотря на то, что они созрели после принесения омера.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.
Некоторые ранние законодатели считают, что закон о зерне нового урожая вне пределов Эрец Исраэль действует только по указанию мудрецов и исключительно для тех стран, что граничат непосредственно с Эрец Исраэль. Поэтому многие евреи не боятся нарушить этот запрет. И хотя у нас нет права осуждать тех, кто не выполняет эти три запрета, каждый еврей, строго соблюдающий Закон, обязан выполнять и их. Ибо они, по мнению многих великих законодателей, даны нам Торой!

104. Заповедь, запрещающая есть хамец после полудня 14-го Нисана

Сказано в Торе: "Не ешьте при нем квасного (хамец)" ("Дварим" 16:3).
Имеется в виду пасхальное жертвоприношение, которое приносили 14-го Нисана сразу после полудня, начиная с седьмого часа (здесь подразумевается дневной час, равный одной двенадцатой светлой части дня). После времени его принесения нельзя было есть хамец.
Съевший хамец после полудня накануне Песаха наказывается малкот.
Впрочем, мудрецы сделали правило более строгим, запретив есть хамец (квасное) и получать от него какую-либо выгоду, начиная с шестого часа; начиная с пятого часа, они запретили только есть хамец, разрешив любое другое его использование.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.