На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

МИШПАТИМ


Сразу после Десяти Речений евреи получают у горы Синай свод законов, регулирующих поведение человека в обществе. 53 заповеди, приведенные в этом разделе, относятся к следующим темам: правильное обращение с еврейскими слугами; обязанности мужа перед женой; наказания для тех, кто оскорбил своих родителей или поднял руку на них; уважительное отношение к еврейским судьям и руководителям нации; финансовая ответственность за причинение ущерба чужому имуществу (с учетом источника ущерба — сам виновный, его одушевленная или неодушевленная собственность либо даже яма, которую человек выкопал, огонь, который разжег); денежная компенсация и штраф за воровство; ответственность "сторожа" за имущество, не возвращенное хозяину; право на самооборону при ограблении; запреты (на обольщение незамужней девушки, колдовство, скотоложство и принесение жертв идолам). Тора требует хорошо обращаться с прозелитами, а также вдовами и сиротами, избегать лжи; запрещает ростовщичество в финансовых взаимоотношениях с соплеменниками; ограничивает права заимодавца в конфискации залога; повелевает не задерживать храмовые жертвоприношения и освящать даже такие будничные действия, как еда; учит судей правильному ведению судебных разбирательств; формулирует заповеди Шаббата и седьмого субботнего года. Нам велено трижды в год: в Песах, Шавуот и Суккот — совершать паломничество в Иерусалимский Храм. В заключение — главный принцип кашрута: не смешивать молочное с мясным. Затем Б-г обещает привести евреев в страну Израиля, помочь им овладеть ею, изгнать живущих там язычников и гарантирует успехи и победы в случае соблюдения Его законов.
Моше пишет Книгу Завета, скрепляет договор с Б-гом жертвоприношением и читает Книгу евреям. Народ обещает "сделать и понять" все, что сказал Б-г. Затем Моше восходит на Синай на 40 дней для получения Скрижалей Завета.

* * *
В известном мидраше рассказывается: до того как евреи приняли Тору, Всевышний предлагал ее другим народам, но те отказывались. Вначале Он предложил Книгу детям Эсава, родоначальника христианских народов. Те спросили, какие законы содержатся в Торе. "Там сказано: не убивай", — ответил Б-г. "Нам это не подходит, — сказали дети Эсава, — потому что мы живем своим мечом".
Тогда Б-г предложил Тору детям Ишмаэля, от которого произошли арабы и другие народы, исповедующие ислам. "Что сказано в ней?" — поинтересовались дети Ишмаэля. "Тора запрещает воровать", — сказал Творец. Ишмаэльтянам этот закон не понравился: он противоречил их образу жизни. Народы Моава и Амона отвергли Тору из-за наличия в ней запрета на блуд во всех его формах. И лишь предложив Тору евреям, Б-г услышал от них долгожданные слова "наасе ве-нишма" — "будем делать и поймем" (или "будем делать и подчиняться"; 24:7).
Здесь возникает вопрос. Те же самые народы, которые не приняли Тору из-за наличия в ней запретов убивать, грабить и развратничать, потом сами включили подобные законы в свое религиозное или государственное законодательство. Значит, они понимали, что для нормального функционирования общества требуются определенные сдерживающие фа-кторы, что даже в джунглях вседозволенности необходима элементарная мораль. Почему же они не приняли Тору, где изложены универсальные и ими же признанные, очевидные истины: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй?
Убийство и разврат — это конечные результаты многоступенчатого процесса. В Талмуде сказано: унизить или оскорбить человека публично — это все равно что убить его. Оно и понятно. Ведь когда человека унижают, позорят, у него отливает кровь от лица, он бледнеет, как мертвец. Все мы знаем, что словом можно убить. Пусть не в буквальном смысле (хотя перенесенное оскорбление может привести и к инфаркту), но ведь не случайно в английском языке есть выражение "character assassination", "злостная клевета" (буквально: "убийство личности").
К половой распущенности тоже приходят не сразу. Еврейская традиция осуждает тех, кто любит смотреть на представителей другого пола. В молитве "Шма" сказано: "И не будете вы блудить, влекомые сердцем вашим и глазами вашими". Нескромные взгляды, словесная распущенность, доступность порнографии — все это ступени, ведущие к аморальным поступкам.
За каждой заповедью, за ее скупой и самоочевидной формулировкой скрывается безмерная глубина бытия. Тора — не юридический кодекс, она — учебник святости. И чтобы жить по этому учебнику, требуется нечто большее, чем провозглашение "правильных" лозунгов.
613 Б-жественных заповедей, разработанных в Торе, образуют прочную "страховочную сеть", не дающую человеку упасть в бездну животных страстей. Только евреи согласились взвалить на себя столь тяжкое, но почетное бремя.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.