На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Эффективное еврейское воспитание


(Продолжение. Начало в № 536.)

ЗАПОВЕДИ О ПОЧИТАНИИ И УВАЖЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИРОДА ЭТОЙ МИЦВЫ

Обязанность уважать и почитать отца и мать — основа еврейской традиции. Она замыкает первые пять из Десяти Заповедей, расположенных на первой из двух скрижалей и посвященных отношениям между человеком и Творцом, а не входит в последние пять заповедей, которые узаконивают отношения между людьми. Отсюда, говорят мудрецы, мы учим, что почитание родителей сравнимо с почитанием Самого Б-га ("Менорат 'гамаор", 163, ссылаясь на "Кидушин", 30б).
Уважение родителей связано с уважением к Всевышнему еще и потому, что Тора рассматривает Б-га и родителей как соучастников в создании ребенка (потому что Творец дает ребенку душу, а родители — плоть: Он дает духовное начало, а они — его материальное орудие). Так уважение к родителям приравнивается к почитанию Б-га. "Трое соучаствуют (в творении) человека: Б-г, отец и мать. Когда почитает человек своих отца и мать, говорит Б-г: "Это будто Я среди них пребываю, а они Меня почитают" ("Кидушин", 30б).
Ребенок в долгу перед своими родителями, физически и духовно. Родители дают жизнь и передают наследие Торы своим детям. Так они становятся связью ребенка с Б-жественным источником откровения.
Короче говоря, родители — корни физического и духовного существования ребенка. Вот почему ребенку заповедано уважать их и почитать.

Благодарность

В сердце заповеди почитать и уважать родителей — чувство благодарности ребенка за их участие в том, что он появился на свет, за их любовь, заботу и жертвенность, которую они проявляют, чтобы он вырос. Иными словами, ребенок должен научиться осознавать то добро, которое он получает от родителей, чтобы подобающим образом оказывать им уважение и почет.
Со временем это умение быть благодарным перерастает в благодарность Б-гу.
"Полагается, чтобы он (ребенок) оказывал им всевозможное уважение и делал для них любую работу. Потому что они привели его в этот мир и тяжко трудились ради него в период его детства. Когда человек обрел это качество, он может возвыситься до благодарности за все блага, которые оказал ему Всевышний, Причина его бытия и Причина существования его праотцов до Адама" ("Сефер 'гахинух", 33).
Итак, научить ребенка чувствовать и выражать свою благодарность родителям — это основа не только уважения и почета по отношению к ним, но и любви к Б-гу, которая является сущностью религиозной жизни. Вот почему 'гакараг 'гатов — чувство признательности, умение видеть и помнить сделанное для тебя добро и быть за него благодарным — так подчеркивается в еврейской нравственности. И это придает особую важность обязанности родителей побуждать детей к исполнению мицвы уважения и почета.

Трудности

Это не означает, что легко научить благодарности. Маленькие дети, естественно, сосредоточены на себе, и трудно довести их до осознания усилий родителей. С самых ранних лет дети привыкают радоваться всему хорошему, что исходит от их родителей, их преданности. Они воспринимают это как нечто естественное и само собой разумеющееся. Они часто не могут оценить, как сильно страдают от них родители. Постепенно дети теряют чувство благодарности, которое мотивирует их уважение к родителям.
И даже если дети осознают, сколько хорошего для них делают родители, они могут приписывать это просто родительским инстинктам и потому отрицать реальную родительскую преданность и жертвенность, считая себя совершенно свободными от обязанности испытывать к ним благодарность и чувство ответственности.
Кроме того, все дети стремятся быть свободными. Это необходимо для их развития. Поэтому многие дети воспринимают усилия родителей, направленные на их воспитание, как попытку властвовать. И в результате родительская власть может вызывать возмущение и даже сопротивление. Зачастую детям трудно согласиться с ограничениями и требованиями родителей. Зная, как трудно приучить детей уважать и почитать родителей, особенно важно подчеркнуть, что мы требуем этого ради их же блага. То есть мы должны стараться не раздражаться и не ранить чувства детей, если те не оказывают нам должного уважения или не хотят слушаться. Нужно сфокусироваться на благе ребенка, а не на собственных эмоциях.
Поэтому, обсуждая с детьми их неуважительное поведение, родители должны быть внимательны, стараться не создавать у детей впечатления, что просто требуют уважения ради самих себя. Один из способов избежать такого впечатления — говорить ребенку о его неуважительном отношении к другому родителю. Тот же прием стоит использовать, требуя извинений. Папа, например, может мягко сказать своему сыну: "Пойди к маме и попроси у нее прощения". Важно также помнить о взаимной ответственности в уважении и почитании родителей. Если дети должны уважать и почитать, то родители обязаны создать атмосферу, в которой это легко. Родителям запрещается перегружать детей, иначе уважать и почитать их будет трудно. Родители должны легко прощать, а иногда и не обращать внимания на детское неуважение. Так учит основной свод еврейского закона "Шулхан арух":
"Нельзя родителям налагать на детей слишком тяжкое ярмо, ожидая от них слишком многого в отношении уважения к нам, чтобы это не стало для них камнем преткновения. Лучше прощать их и закрывать на это глаза, потому что у отца есть право не требовать к себе уважения" ("Шулхан арух", "Йорэ деа", 240:19).
Рабби Арье Лейб, старший сын знаменитого Хафец-Хаима, рассказывает о подходе отца к воспитанию детей: "От нас почти не требовалось проявлять уважение к нашим родителям (...) скорее, отец относился к нам как друг и брат". Родители, не выказывающие должного уважения к своим детям, создают серьезное препятствие тому, чтобы дети их уважали. А родители, которые оказывают детям достаточно уважения, прокладывают им дорогу — чтобы те исполняли мицву почитания и уважения родителей.
Атмосфера в доме очень важна. Подражание детей поведению взрослых всегда будет самой эффективной формой воспитания.
Конечно, и отношения между родителями — тоже пример для детского подражания. Муж с женой, безусловно, должны говорить друг с другом уважительно. Это само по себе мицва. Но кроме этого — еще и образец, стандарт поведения в семье. Едкие замечания, критицизм, крики, подшучивание, обрывание в разговоре и другие формы неуважения между родителями, как правило, отражаются на поведении их детей. Дети очень наблюдательны — они учатся, подражая. Так что лучше показывать им нечто, достойное подражания.
Разногласия родителей в вопросах воспитания — явление вполне нормальное. Но это не для детских ушей. Никто из родителей в присутствии детей не должен критиковать действия другого при решении дисциплинарной или какой-либо иной проблемы. Мнения по этим вопросам следует обсуждать в отсутствие детей.
В воспитании детей супруги — это партнеры. Они должны всегда поддерживать друг друга.

Мирьям ЛЕВИ.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.