На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ХАФЕЦ-ХАИМ КРАТКАЯ КНИГА ЗАПОВЕДЕЙ


(Продолжение. Начало в № 542.)

76. Заповедь, запрещающая способствовать тому, чтобы ближний согрешил

Сказано в Торе: "Перед слепым не ставь препятствия" ("Ваикра" 19:14).
Это означает, что если еврей, не разбираясь в каком-либо вопросе (будучи "слепым" в данной области), приходит за советом, то запрещено давать ему неправильный совет.
Запрет относится как к обыденным делам, так и ко всему, что связано с Торой.
Аналогично запрещено вводить еврея в грех, а также способствовать тому, чтобы нееврей нарушал те законы Торы, которые на него возложены (Семь заповедей, данные потомкам Ноаха (Ноя); см. в специальной литературе).
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

77. Заповедь, запрещающая распространять сплетни

Сказано в Торе: "Не ходи сплетником в своем народе" ("Ваикра" 19:16).
Даже когда человек говорит правду, если он потворствует распространению сплетни, то тем самым он разрушает мир. Здесь скрыта опасность, которая может привести к гибели евреев. (См. "Книгу Шмуэля I", гл. 21 — 22 — об эдомитянине Доэге.)
Существует, однако, гораздо худшее преступление, также вытекающее из данного запрета: лашон-ара (злословие) — когда кто-либо порочит другого человека, даже говоря при этом правду.
Говорящий неправду зовется распространяющим навет. Но грех лашон-ара совершается тем, кто говорит: "Такой-то сделал то-то; такими-то были его предки; я сам об этом слышал", — а также тот, кто рассказывает о вещах, позорящих другого. О таком сказано: "Да истребит Всевышний все неверные уста, язык, говорящий надменное" ("Теилим" 12:4).
Наши мудрецы учили (см. Иерусалимский Талмуд, трактат "Пэа" 1; Рамбам, "Илхот Деот" 7:3), что за три преступления наказывается еврей в этом мире и лишается доли в грядущем мире: идолопоклонство, разврат и кровопролитие, — но лашон-ара равен им всем! Мудрецы также учили (см. "Ялкут Теилим" 656), что распространение злобных сплетен равносильно отрицанию Всевышнего. И еще говорили мудрецы ("Дварим Раба" 5:10): "Лашон-ара убивает троих: того, кто рассказывает, того, кто слушает, и того, о ком рассказывается. Причем у того, кто слушает, вина больше, чем у того, кто рассказывает".
Существуют конкретные темы, которые косвенно являются лашон-ара. Например, один говорит другому: "Кто бы мог подумать о таком-то, что он станет таким, как теперь" или "Не напоминайте мне о таком-то. Я не хочу рассказывать, что с ним случилось". Другой пример косвенного лашон-ара: когда человек хвалит другого в присутствии его ненавистника, тем самым провоцируя ненавистника осудить своего врага. Или говорит лашон-ара о третьем человеке как бы в шутку; или притворяясь не понимающим, что он говорит лашон-ара.
Запрещено говорить о человеке лашон-ара как в присутствии, так и в отсутствие этого человека. Запрещено также рассказывать о еврее то, что при передаче от одного к другому может нанести этому еврею физический вред, или причинить ущерб его имуществу, или просто расстроить, или напугать его. Разумеется, запрещено доносить на еврея властям, потому что в результате доноса еврей потеряет свое имущество, что равносильно убийству этого человека и зависимых от него жены и детей. Наказание такого доносчика будет длиться вечно, оно не завершится, даже когда ад перестанет существовать (подробнее о запретах на лашон-ара см. в книгах автора: "Хафец-Хаим" и "Шмират Алашон").
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

78. Заповедь, запрещающая ненавидеть в своем сердце кашерного еврея (кашерным назван еврей, не совершивший никаких преступлений)

Сказано в Торе: "Да не будет в твоем сердце ненависти к твоему брату" ("Ваикра" 19:17).
Если один человек согрешил против другого, то последнему запрещено, храня молчание, ненавидеть того, кто против него согрешил. Наоборот, нужно без ненависти сообщить тому о нанесенной обиде, сказав, например, так: "Почему ты сделал мне такое дело?" Что касается ненависти, то еврей обязан вырвать ее из своего сердца.
Но если еврей, увидев, как другой еврей совершает грех, предупредил его, чтобы тот так не поступал, однако, тот продолжает грешить, то первый еврей обязан возненавидеть грешника, поскольку тот ведет себя неподобающим "брату" образом.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

79. Заповедь, запрещающая позорить еврея

Сказано в Торе: "Не понесешь за него греха" ("Ваикра" 19:17).
Следует самым строгим образом остерегаться позорить других публично. Сказали мудрецы: "Тот, кто позорит еврея публично, лишается права на долю в грядущем мире" (трактат "Бава Мециа" 59а).
Надо быть осторожным, чтобы не заставить стыдиться любого еврея — как взрослого, так и ребенка; в том числе — не называть его именем, которого он стыдится.
Впрочем, сказанное касается только отношений между людьми. В вопросах веры с человеком, согрешившим и не раскаявшимся, даже после того как он лично и не на публике был предупрежден, поступают наоборот: его надо стыдить публично, предавая его грех гласности, — до тех пор, пока не вернется на правильный путь. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

80. Заповедь, запрещающая мстить еврею

Сказано в Торе: "Не мсти" ("Ваикра" 19:18).
Под местью понимается поступок, при котором один человек причиняет другому такое же зло, какое тот причинил ему. Например, человек просит соседа одолжить топор, но тот отказывает; на следующий день сосед просит у него какую-то вещь, а тот говорит: "Не дам, потому что ты отказал, когда я просил у тебя". Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

81. Заповедь, запрещающая хранить в душе обиду на еврея

Сказано в Торе: "Не храни обиду" ("Ваикра" 19:18).
Допустим, еврей говорит (в случае, который описан в предыдущем параграфе): "Смотри, я даю тебе в долг предмет, который ты просишь, а не поступаю с тобой так же, как ты поступил со мной вчера, не согласившись дать на время топор". Такие слова свидетельствуют, что человек затаил в душе обиду на соседа. Надо чистосердечно одолжить ему то, что он просит, без слов укора. Память о том поступке следует стереть из сердца, простить, не храня обиду, и больше никогда не вспоминать о том случае, как будто его не было.
Оба названных явления — месть и обида — чрезвычайно плохи, поскольку все дела и заботы нашего материального мира не стоят того, чтобы мстить или хранить из-за них обиду на другого человека.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

82. Заповедь, запрещающая уклоняться от спасения еврея

Сказано в Торе: "Не стой на крови своего ближнего" ("Ваикра" 19:16) — не оставайся равнодушным к своему ближнему, если тот попал в беду.
Пример: если еврей видит, как другой еврей тонет или находится в любой другой опасности, он обязан всеми возможными средствами спасать своего ближнего.
Еврей также обязан спасать имущество другого еврея. Например, он знает, что язычник (или бандит) хочет ограбить другого еврея; в таком случае, если в его силах умиротворить разбойника, он должен так поступить. Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

83. Заповедь, запрещающая обманывать при торговых измерениях и взвешиваниях

Сказано в Торе: "Не делайте неправды в суде — измеряя, взвешивая и делая меру" ("Ваикра" 19:35).
Наши мудрецы (см. в "Сифре") поясняют, что под словами "в суде" ("бамишпат") имеется в виду закон о мерах; выражение "измеряя, взвешивая" ("бамида, бамишкаль") означает, что сосуды и гири не должны отличаться от эталонов, принятых в данной местности. Также нельзя обманывать ближнего при обмере земли.
Тора отдельно упоминает даже такую малую единицу измерения, как месура (мера), которая составляет одну тридцать шестую часть лога (одна месура — мера объема, равная примерно 10 мл; один лог — около 360 мл).
Нарушивший этот запрет нарушает также повелительную заповедь: "Верные весы, верные гири (...) да будут у вас" ("Ваикра" 19:36).
Даже если еврей обманул нееврея — в мере или весе, он нарушил этот запрет. Запрещено также обманывать нееврея в счете, как сказано: "Ибо мерзость перед Всевышним, твоим Б-гом, всякий, делающий это, всякий, творящий несправедливость" ("Дварим" 25:16).
Еврейский суд обязан назначить официальных лиц для инспекции лавок и магазинов, чтобы контролировать весы, гири и меры, а также устанавливать рыночные цены. Инспектора должны изъять неточные меры, гири или весы, а их владельцев — штрафовать. Тех торговцев, которые назначают цены выше максимальных рыночных, заставляют продавать товар по рыночным ценам. Вина грешника, который использует неверные гири и меры, считается более тяжелой, чем вина развратника. Такой нарушитель подобен еврею, отрицающему Исход из Египта.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

84. Заповедь, запрещающая держать в своем владении неточную меру или гирю

Сказано в Торе: "Да не будет у тебя в твоем владении двойной гири (...) — большей и меньшей" ("Дварим" 25:13-14) — даже если с их помощью ты не взвешиваешь и не измеряешь.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

85. Заповедь, запрещающая посягать на чужие владения в пределах Эрец Исраэль

Сказано в Торе: "Не отодвигай межи своего ближнего (...) в своем уделе, который тебе достанется" ("Дварим" 19:14) — т. е. запрещено отчуждать землю, принадлежащую другим.
Вторгшийся во владения своего соседа даже на расстояние ширины пальца — даже за пределами Эрец Исраэль — грабитель, если использовал силу, или вор, если вторгся тайно.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

86. Заповедь, запрещающая есть падаль

Сказано в Торе: "Не ешьте никакой падали" ("Дварим" 14:21). Под падалью (невела) понимается любое домашнее или дикое животное или птица, умершие своей смертью или не забитые традиционным способом. Съевший кезаит (около 28 см3) падали приговаривается к ударам — малкот.
Съевший кезаит выкидыша (нефель) кашерного животного (из тех видов, что Тора разрешает еврею в пищу) также нарушает этот запрет. Поэтому во избежание нарушения запрещено есть новорожденное животное до начала ночи восьмых суток после его рождения, когда не будет сомнений в том, что оно не является выкидышем. Но если точно известно, что срок беременности животного истек, разрешено есть кашерное животное сразу после его рождения.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

87. Заповедь, запрещающая есть мясо растерзанных животных

Сказано в Торе: "Мяса (от животного), растерзанного зверем в поле, не ешьте" ("Шмот" 22:30).
Слово "растерзанный" ("трефа") означает кашерное животное (или птицу), на которое напал дикий зверь (или хищная птица); причем подвергшееся нападению животное (или птица) умерло или, если осталось живым, не выживет из-за ран. Сюда же относится кашерное животное, зарезанное до того, как оно умерло от ран. Такие животные запрещены — как трефа — и имеют общее название "друса" ("раздавленное").
Кроме того, еще в семи случаях животные попадают в категорию "трефа". Эти случаи определены Устным Законом, полученным через Моше на горе Синай: 1) животное с поврежденным жизненно важным органом; 2) с удаленным внутренним органом; 3) упавшее с высоты; 4) у которого с рождения отсутствовал внутренний орган; 5) с поврежденным позвоночником; 6) у которого порвана оболочка желудка; 7) у которого сломано большинство ребер.
Запрещено есть животное или птицу, если перед забоем они получили рану, из-за которой не смогли бы прожить двенадцать месяцев, независимо от того, является рана следствием нападения дикого зверя, удара человека, падения с крыши или вызвана другими причинами (например, болезнью).
Кроме того, запрещено есть мясо живого животного (басар мин ахай), которое также называется трефа. Съевшего кезаит такого мяса наказывают ударами (малкот) по закону Торы. Если эмбрион животного высунул переднюю ногу из лона матери, но сам еще не появился на свет, то его показавшаяся конечность — трефа и запрещена в пищу.
Эту заповедь обязаны соблюдать везде и всегда мужчины и женщины.

(Продолжение следует.)

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.