На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

РЕШАТЬ ТО, ЧТО «ГОРИТ»…


В студии программы "Ко времени" — своеобразный депутатский клуб. В гостях у главного редактора телекомпании "РИАК" Светланы Фабрикант — ее коллеги по городскому собранию, депутаты Одесского городского совета Павел Серебреник и Андрей Любов. Оба они представляют фракцию Партии регионов. Тем для разговора две, и каждая из них очень важна для всего города — это транспорт и проблема энергосбережения.
Пробки на одесских дорогах стали уже хронической головной болью практически для всех горожан — как для тех, кто сидит за рулем собственного автомобиля, так и для тех, кто вынужден передвигаться в маршрутках или трамваях. В поиске ответа на вопрос, как все-таки "разгрузить" Одессу, в последние годы предлагалось немало вариантов. Сегодня определенные надежды возлагаются на новую схему реорганизации движения в городе. Сработает ли она, одесситы смогут почувствовать непосредственно на себе. Точно так же — на себе — смогут ощутить, насколько результативной станет еще одна новая городская программа, призванная, по мысли ее разработчиков, "утеплить" наши квартиры и позволить экономить деньги — в масштабах как каждой отдельной семьи, так и всего города в целом.

Светлана Фабрикант. Итак, в чем же причина всех бед на одесских дорогах?
Павел Серебреник. Одна из причин, я думаю, состоит в следующем. Дело в том, что дороги имеют свою пропускную способность и рассчитаны, прежде всего, на городской транспорт. Но около 8 — 9 тысяч транспортных средств общего пользования — легковых, общественных и грузовых — въезжают в центр города без острой необходимости и, наверное, без согласия громады. Грузовой транспорт, который мы называем транзитным, на мой взгляд, должен находиться в городе только в вечернее время и до 8 утра. В остальное время — на грузовых автостанциях, терминалах на въезде в город. Необходимо построить как минимум три автостанции и таким образом ограничить доступ в центр города и в город вообще транзитного транспорта общего пользования. Светлана Фабрикант. Насколько я помню, было решение городского совета по этому поводу, и оно на сегодняшний день не выполняется.
Павел Серебреник. К сожалению. Но если мы представляем себе размеры автобуса или микроавтобуса, то представляем и размеры 40-футового контейнера, который тоже почему-то ездит по городу с номерами Херсонской, Николаевской областей, может быть, и по своим личным нуждам.
Профильной комиссией, отдельными депутатами была представлена четкая схема того, как ограничить доступ транспорта — пригородного, междугороднего, международного, грузового — и в центр города, и в город вообще. Сейчас разрабатываются концепция развития транспорта в системе области и координация этой концепции с городом. Мы надеемся, что это однозначно даст позитив.
Светлана Фабрикант. Когда это может произойти? Когда это смогут ощутить горожане?
Павел Серебреник. Мы рассчитываем, что в этом году. Работает рабочая группа, составленная из депутатов (в том числе — депутатов горсовета) и чиновников. Мы надеемся, что это будет достаточно быстро, емко и одесситы увидят результаты.
Но это только один аспект. Существует и другой. К сожалению, мы видим, что роль ГАИ как ликвидатора тех ситуаций, которые возникают на городских дорогах, сейчас сводится к минимуму. И если мы возьмем центр города, то многие водители оставляют транспорт там, где им нравится, потому что "им так надо". Возможностей найти этого водителя мало. Снять госномерные знаки не имеем права. Оштрафовать? Стерпит он эти 20 гривен, которые заплатит…
Светлана Фабрикант. А можно я сразу встану на защиту водителей? Каждый из нас бывает в такой ситуации: приезжаешь в центр города, нужно буквально на 10 — 15 минут заехать в какой-нибудь магазин или учреждение. Где в центре города человек может оставить машину, если у нас нет приспособленных для этого парковок?
Павел Серебреник. Худо-бедно, но такая возможность есть. Я не говорю — для всех, но в большинстве своем можно транспорт размещать правильно, думая о том, чтобы не мешать другим участникам движения. Но в большинстве своем мы думаем только о себе. Это вторая проблема, которая, на мой взгляд и взгляд профильной комиссии, мешает "разгрузить" город.
Третья проблема непосредственно касается транспорта общего пользования. На сегодняшний день не выполняются те правила, которые были приняты решением предыдущего созыва и вошли в "Концепцию развития транспортного комплекса". Согласно этим правилам, весь транспорт возрастом свыше 10 лет, который имеет пассажировместимость до 18 человек, должен бы уже "сдать свои права" и быть транспортом индивидуальным.
Светлана Фабрикант. И благополучно покинуть улицы города.
Павел Серебреник. Именно так! Мы понимаем, что за каждым транспортным средством стоит человек, который в свое время вложил в него какую-то определенную сумму. Но в любом случае этот транспорт уже и небезопасен. Кроме того, если мы сравним "Богдан", вмещающий 46 пассажиров, "ЛАЗ", рассчитанный на 100 мест, и "Газельку" или маленький "Мерседес", то сможем представить, какой участок дороги занимают эти маленькие машины, которые, к сожалению, в масштабах города исчисляются тысячами. И если бы все-таки перевозчики для себя приняли решение, а управление транспортного комплекса заставило их убрать весь этот незначительный по вместимости, но значительной по занятому объему дороги транспорт, то это тоже помогло бы решению проблемы.
Светлана Фабрикант. Почему этого не произошло до сегодняшнего дня?
Павел Серебреник. Надо признать, что управление транспортного комплекса работает не с полной эффективностью: у этого управления забрали ту основную функцию, которая позволяла влиять на ситуацию, — организатора пассажирских перевозок. Если бы эти функции вернулись в управление транспортного комплекса, наверняка таких, с позволения сказать, "автобусов" было бы намного меньше.
Что ж до схемы реорганизации движения в Одессе… Всем известно: если в каком-то сосуде убывает, то в другом прибывает. Ну, хорошо: разгрузим мы улицу Пушкинскую, улицу Екатерининскую, улицу Ришельевскую. Но куда-то же этот транспорт должен будет перейти! Как вы считаете, что будет, если в парк имени Шевченко перейдет около 200 — 250 автобусов? Скажут ли нам спасибо жители окрестностей парка? А именно это место рассматривается как один из центральных пересадочных узлов.
Светлана Фабрикант. Думаю, не только те, кто живет возле парка имени Шевченко, никто из одесситов не скажет за это спасибо…
Павел Серебреник. Да, благодаря схеме реорганизации какие-то улицы будут "разгружены", но это не решит в корне проблему пробок и в целом работы транспорта общего пользования. Если мы добавим еще 200 автобусов на Пересыпский мост, мы вообще его будем пересекать, как таможню. Аналогичная ситуация возможна в районе вокзала. Получится, что мы сами создаем дополнительную проблему — и для людей, которые там живут, и, наверное, для всего города.
Схема — схемой, но должна быть программа. Мне, конечно, стыдно говорить — как депутату и члену комиссии по транспорту, но на сегодняшний день не существует программы развития автотранспорта общего пользования в Одессе, исключая только горэлектротранспорт. Поэтому все происходит по желанию одного, второго, третьего чиновника: хочу убрать здесь — убираю, хочу добавить здесь — добавляю. Целевой программы не существует. Мы во временной контрольной комиссии работаем над тем, чтобы в феврале эту программу разработать и наконец-то принять.
Светлана Фабрикант. Вопрос от наших телезрителей: "Маршрутка № 78 ("Привоз" — Сухой Лиман) постоянно переполнена. Невозможно добраться. Можете ли вы на это повлиять?".
Павел Серебреник. К сожалению, не можем в полной мере, потому что это пригородный маршрут, а организация движения в пригороде возложена на управление морехозяйственного комплекса, транспорта и связи облгосадминистрации. Но проблемы переполненных маршруток существуют на любом маршруте, особенно в часы пик. Поэтому, наверное, нужно увеличивать количество подвижного состава, и это в состоянии сделать любой руководитель гаража.
Светлана Фабрикант. Еще один конкретный вопрос: "Почему по маршруту 2-го троллейбуса нет ни одной маршрутки — к примеру, по улице Дегтярной?".
Павел Серебреник. Наоборот, это хорошо, что есть троллейбус и нет маршрутного такси. А если есть маршрутное такси, а нет троллейбуса — это уже ущемление, прежде всего, прав социально незащищенных слоев населения. Потому что именно троллейбус и трамвай гарантируют бесплатный или льготный проезд для 16 категорий жителей.
Светлана Фабрикант. Есть еще одна тема, о которой сегодня хотелось бы поговорить. В городском совете рассматривалась еще одна программа — посвященная решению проблемы энергосбережения. Ее автор — тоже гость нашей студии, депутат горсовета Андрей Любов. Андрей Иванович, каким Вы видите выход из той ситуации, которая сегодня сложилась в энергетике вообще и в Одессе в частности?
Андрей Любов. Прежде я хочу объяснить, что такое энергосбережение. Само слово подразумевает, что необходимо сберечь энергию, которая уже произведена. Значит, те предприятия, которые производят горячую воду в нашем городе, должны доставить эту воду без потерь до потребителя. Это первое.
Второе — учет этой энергии. Он заложен в такой формуле: сколько нам нужно, столько мы и потребляем. И тут уже очень широкий спектр возможностей экономии: выключаем свет, не расходуем зря воду…
Третье: энергосбережение включает в себя производство альтернативных источников тепла и топлива. Украина, к сожалению, энергозависимая страна, но, в принципе, в этом ничего страшного нет. В этом смысле мы сродни Европе. Но, по статистическим данным, у нас альтернативное производство энергии составляет в масштабах страны 0,77 процента. Для сравнения: в Австрии — 24 процента. Сюда входит все: и энергия ветряков, и производство биотоплива на основе рапса, на основе спирта.
Я хочу поблагодарить коллег-депутатов. Партия регионов явилась инициатором этой программы, и на предыдущей сессии из 112 депутатов горсовета ее поддержали 107. Выделено финансирование под эту программу, которая принята до 2010 года.
Прежде всего, внимание мы акцентируем вот на чем. Что у нас зачастую происходит? Тепло произведено, а пока оно идет к потребителю, идут и колоссальные потери: открытые трубы, течи и т. п. Деньги уходят в воздух. Страшно называть цифры: нормированными считаются потери 200 тонн в час. А у нас уходит 400 тонн в час (только вдумайтесь!).
Что же запланировано программой? Мы не можем пообещать, что все разом будет решено, будут и тепло, и низкие тарифы. Это невозможно. Но мы хотим, чтобы у людей было тепло в домах, чтобы они получали горячую воду и платили, соответственно, за это деньги.
В программе энергосбережения предусмотрена замена труб. Магистральные сети изношены. Во внутридомовых сетях теряется до 40 процентов энергии. Кроме того, у меня как-то был опыт: мы изучали тепловизором дом на предмет энергопотерь. Так вот, 26 процентов тепла просто уходит из квартир через окна, 44 процента теряется через стены.
Светлана Фабрикант. Город будет помогать жителям? Или будут заставлять утеплять окна, стены?
Андрей Любов. Задача этой программы энергосбережения — показать, что утеплять стены, менять окна будет выгодно самым жителям. В Киеве аналогичные меры уже предпринимаются. В 1300 домах при поддержке Всемирного банка реконструкции и развития была произведена замена внутридомовых сетей. Достигли 23 процентов экономии. Полтора года жители этих домов платили по тому же тарифу и тем самым погашали "тело" кредита и выплачивали проценты. Через полтора года они будут платить на 20 — 30 процентов меньше при любых тарифах.
Нашей программой также предусмотрено строительство кустовой котельной. Мы основываемся на предыдущем опыте, реализованном в микрорайоне Школьный совместно со шведами. Там уже экономится 30 процентов газа.
Светлана Фабрикант. Наши телезрители интересуются: "Почему в Одессе не строятся заводы по сжиганию бытового мусора, которые дают тепло, по примеру наших зарубежных коллег, к которым мы так стремимся?".
Андрей Любов. Это очень наукоемкие отрасли, они требуют больших инвестиций. Нам сейчас легче сэкономить 30 процентов на закупке газа — просто взять и заизолировать или заменить трубы, убрать течи. Позже мы придем уже к более современным технологиям. А пока, к сожалению, решать нужно то, что у нас "горит"…

РИАК.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.